Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Сфера производства и переработки масличного сырья, в том числе подсолнечника, - важная составная часть российского агропромышленного комплекса. Его конечная продукция - растительное масло, маргарины, майонезы - является высокоценным продуктом питания, пользующимся повышенным спросом населения страны. Растительные масла и маргариновая продукция используются в качестве сырья на предприятиях хлебопекарной, кондитерской, пищеконцентратной, овощеконсервной отраслей. Кроме того, растительные масла находят сравнительно широкое применение при выработке мыла, моющих и косметических средств, медицинских препаратов, олифы и других видов непищевой (технической) продукции. Продукты переработки масличного сырья (жмыхи и шроты) являются высокобелковыми компонентами кормов в животноводстве, без которых невозможно создание полноценных рационов питания скота и птицы.
Введение 2
1 Интеграционные процессы в зернопродуктовом подкомплексе АПК 6
1.1 Понятие, сущность и значение агропромышленной интеграции в новых экономических условиях хозяйствования 6
1.2 Тенденции и проблемы в развитии интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе 11
1.3. Основные направления совершенствования взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с перерабатывающими в системе АПК 17
2 Состояние и уровень развития переработки и реализации зерна 19
2.1 Описание организации 19
2.2 Сырьевая зона перерабатывающей организации, ее характеристика 21
2.3 Взаимоотношения с поставщиком сырья 22
2.4 Материально-техническая база предприятия 23
2.5 Трудовые ресурсы, их состав и использование 27
2.6 Объемы производства продукции, ассортимент 32
2.7 Производительность труда и себестоимость продукции 35
2.8 Качество продукции переработки зерна, ее конкурентоспособность 36
2.9 Каналы реализации, маркетинговая деятельность, эффективность сбыта продукции 42
3. Основные направления развития зерноперерабатывающей организации 47
3.1 Обоснование сырьевой базы 47
3.2 Реконструкция, расширение производственных мощностей ОАО «Маслобойный завод» 48
3.3 Обоснование объемов производства продукции переработки 52
3.4 Маркетинговые исследования сбытовой деятельности организации 54
Выводы и предложения 58
Список использованной литературы 62
Низкие дозы минеральных и органических удобрений, вносимых под подсолнечник - один из главных факторов слабого роста урожайности. В 2007 году в среднем на 1 га посевной площади подсолнечника приходилось всего 16,1 кг минеральных удобрений (в 1990 году - 85 кг) и 200 кг органических (в 1990 году - 500 кг.). При возделывании подсолнечника на черноземах по нормативам на 1 га посевной площади необходимо вносить 120-150 кг минеральных удобрений и 20-40 тонн органических.
Произошедшие
структурные изменения
Таблица 2.11 - Структура реализации подсолнечника по каналам сбыта (в % к общему объему реализации)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Перерабатывающим
организациям и организациям оптовой торговли (включая предприятия и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд) на рынке, через собственные магазины и др. |
54,3 | 63,7 | 71,0 | 80,0 | 82,5 | 86,4 | 90,6 |
Населению через систему общественного питания, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда | 11 | 10.6 | 8.2 | 6.3 | 5.9 | 5,8 | 4,6 |
По бартерным сделкам (обменным операциям) | 34.7 | 25.7 | 20.8 | 13.7 | 11.5 | 7,8 | 4,8 |
Значительное расширение посевных площадей подсолнечника на зерно и рост его производства в 2006 и 2007 годах повлияли на увеличение объемов производства подсолнечного масла до уровня практически полного удовлетворения в нем потребностей страны (в 2007 году). Доля подсолнечного масла в производстве растительного масла сократилась с 94% в 2001 году до 89% в 2007 году.
По
данным Роспотребнадзора качество отечественного
растительного масла в
За 2001-2007 годы цена 1 тонны семян подсолнечника увеличилась на 72%. Почти на столько же выросла и цена 1 тонны подсолнечного масла - на 69%. За тот же период потребительские цены на все товары и услуги выросли в 2,1 раза, а на все продукты питания - в 1,9 раза. Соотношение роста цен показало, что ограничение экспорта семян подсолнечника привело к значительно более медленному росту цен на подсолнечное масло по сравнению с рядом других основных продуктов питания. На протяжении всего 2007 года цены реализации семян подсолнечника систематически снижались. Несмотря на это, подсолнечник оставался одной из самых рентабельных сельскохозяйственных культур. В сельскохозяйственных организациях в 2007 году его рентабельность составила 35,7% (по зерну - 26,9%). С апреля и до конца 2007 года постоянно снижались цены и на подсолнечное масло. Такая динамика цен была вызвана высокими урожаями подсолнечника на зерно в 2006 и 2007 годах и сдерживанием его экспорта за счет сохранения высокой заградительной экспортной пошлины на подсолнечник и беспошлинным экспортом подсолнечного масла.
Экспортно-импортная политика государства стимулировала реконструкцию и увеличение производственных мощностей маслоэкстрационных заводов, сдержала рост внутренних цен на растительное масло и способствовала удовлетворению возрастающего потребительского спроса на подсолнечное масло.
Таблица 2.12 - Средняя цена производителей на реализованные семена подсолнечника и подсолнечное масло (руб. за тонну)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Семена подсолнечника | 2882 | 3850 | 4796 | 4861 | 6028 | 5672 | 4957 |
Подсолнечное масло* | 10343 | 18328 | 17032 | 18025 | 19564 | 17830 | 17435 |
В
структуре розничной цены на подсолнечное
масло стоимость семян
Снижение валового сбора подсолнечника на зерно и резкое повышение цен реализации на него должны положить конец дискуссии о сокращении или отмене экспортной пошлины. В настоящее время это привело бы к дефициту сырья для маслоэкстракционных заводов и взлёту цен на растительное масло, которое остается продуктом первой необходимости, в особенности для низкообеспеченных слоев населения.
Маркетинговая деятельность возложена на отдел маркетинга.
Отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору (рис.2.4).
Рисунок
2.4 - Организационная структура отдела
маркетинга
Целью деятельности отдела являются изучение конъюнктуры рынка, спроса на продукцию предприятия, организация рекламы и стимулирования сбыта продукции.
Отдел маркетинга возглавляется заместителем генерального директора по маркетингу. В состав отдела входят: менеджер по рекламе и стимулированию сбыта, менеджер по рыночным исследованиям, менеджер по ценообразованию, менеджер по разработке новых продуктов.
Структура и штат отдела утверждаются директором БМК.
Отдел руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, приказами, инструкциями и распоряжениями предприятия и Положением о службе маркетинга.
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, которая наилучшим образом удовлетворяет потребности рынка, а также координирует деятельность в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством комбината обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все службы предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь, отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим отделам предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других отделов на рынок и координирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Задачи отдела маркетинга:
- Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга.
- Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка.
- Изучение спроса на продукцию предприятия и разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
- Исследование потребительских свойств производимой продукции.
- Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований к выпускаемой продукции.
- Организация рекламы и стимулирования сбыта продукции.
Отдел маркетинга взаимодействует с различными структурными подразделениями.
Отдел маркетинга определяет потенциальный рынок сбыта, сформировывает программу производства и сбыта, разрабатывает инструменты, сопровождающие выполнение этой программы, а именно, ценовую политику, политику коммуникаций с целевой группой потребителей, определяет эффективные каналы сбыта. Отдел сбыта отвечает за реализацию этих программ. Он работает с клиентом, ведет с ним прямые переговоры.
Производственная
функция заключается в
Финансово-учетная политика связана с финансовыми вопросами, вопросами бюджетирования, планирования себестоимости, издержек и прибыли. Система маркетинга обеспечивает формирование всех основных показателей эффективности предприятия с точки зрения рынка и его потребностей, формирование ценовой политики предприятия, издержек производства и прибыли идет при непосредственном участии маркетинга.
Основным направлением маркетинговой деятельности ОАО «Маслобойный завод» является осуществление мер по сохранению существующих и завоеванию новых позиций на рынках продаж:
- изучение рынка продукции;
- улучшение качества производимой продукции в соответствии с требованиями покупателей;
- разработка и использование упаковки удобной в использовании покупателями;
- участие в различных выставках, ярмарках, конкурсах, проведение дегустаций новой продукции.
Основные направления стратегии роста в маркетинговой деятельности ОАО «Маслобойный завод» по расширению рынков сбыта: освоение новых сегментов рынка, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, производство и реализация новых видов продукции.
Сбыт молочной продукции зависит от постоянного контакта с ее конечными продавцами - розничными магазинами. И здесь оптовым компаниям лучше всего заключать договоры о совместной работе с крупными риелтерами - то есть владельцами розничных продуктовых сетей, таких, например, как «Мария-Pa», «Хорошее настроение», «Раздолье», которые заинтересованы в больших объемах продукции.