Экономическая эффективность переработки и реализации зерновой продукции и пути ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Сфера производства и переработки масличного сырья, в том числе подсолнечника, - важная составная часть российского агропромышленного комплекса. Его конечная продукция - растительное масло, маргарины, майонезы - является высокоценным продуктом питания, пользующимся повышенным спросом населения страны. Растительные масла и маргариновая продукция используются в качестве сырья на предприятиях хлебопекарной, кондитерской, пищеконцентратной, овощеконсервной отраслей. Кроме того, растительные масла находят сравнительно широкое применение при выработке мыла, моющих и косметических средств, медицинских препаратов, олифы и других видов непищевой (технической) продукции. Продукты переработки масличного сырья (жмыхи и шроты) являются высокобелковыми компонентами кормов в животноводстве, без которых невозможно создание полноценных рационов питания скота и птицы.

Содержание

Введение 2
1 Интеграционные процессы в зернопродуктовом подкомплексе АПК 6
1.1 Понятие, сущность и значение агропромышленной интеграции в новых экономических условиях хозяйствования 6
1.2 Тенденции и проблемы в развитии интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе 11
1.3. Основные направления совершенствования взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с перерабатывающими в системе АПК 17
2 Состояние и уровень развития переработки и реализации зерна 19
2.1 Описание организации 19
2.2 Сырьевая зона перерабатывающей организации, ее характеристика 21
2.3 Взаимоотношения с поставщиком сырья 22
2.4 Материально-техническая база предприятия 23
2.5 Трудовые ресурсы, их состав и использование 27
2.6 Объемы производства продукции, ассортимент 32
2.7 Производительность труда и себестоимость продукции 35
2.8 Качество продукции переработки зерна, ее конкурентоспособность 36
2.9 Каналы реализации, маркетинговая деятельность, эффективность сбыта продукции 42
3. Основные направления развития зерноперерабатывающей организации 47
3.1 Обоснование сырьевой базы 47
3.2 Реконструкция, расширение производственных мощностей ОАО «Маслобойный завод» 48
3.3 Обоснование объемов производства продукции переработки 52
3.4 Маркетинговые исследования сбытовой деятельности организации 54
Выводы и предложения 58
Список использованной литературы 62

Работа содержит 1 файл

Экономич эффективность переработки и реализации зерновой продукции -доработка.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

     1.3. Основные направления  совершенствования  взаимоотношений  сельскохозяйственных  организаций с  перерабатывающими в системе АПК

 

     В условиях несовершенства механизма хозяйственного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, убыточности значительной части сельхозтоваропроизводителей в связи с необходимостью интеграции и кооперации возникла проблема совершенствования механизма экономических взаимоотношений, поиск новых организационных форм в АПК.

     В Алтайском крае в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» взят курс на развитие сельскохозяйственных производственных и особенно потребительских кооперативов. Таким образом, создается база для развития и функционирования таких новых организационных форм агропромышленной кооперации в РМ, при которых возможно максимальное использование синергетического эффекта от объединения, при которых значительная часть прибыли будет перераспределяться в пользу сельхозтоваропроизводителей.

     Предлагаем унифицировать экономические взаимоотношения между сельхозпредприятиями и предприятиями других отраслей АПК путем создания агропромышленного формирования кооперативного типа (АИФКТ).

     Это многофункциональное интегрированное агропромышленное хозяйственно-экономическое формирование, создаваемое сельхозтоваропроизводителями и предприятиями других отраслей АПК на взаимовыгодных условиях, действующее на основе кооперативных принципов с целью создания конечного продукта АПК, в котором выделяется 4 блока: сельхозтоваропроизводители, перерабатывающее звено, торговля и инфраструктура.

     Важной проблемой в развитии организационно-экономического механизма взаимоотношений в системе агропромышленной кооперации являются распределительные отношения и механизм взаиморасчетов. Распределение в АИФКТ должно осуществляться с учетом вклада каждого из участников интегрированного формирования. В агропромышленных формированиях с таким разнородным характером участников определение вклада каждого представляет собой сложную проблему.

     Для распределения выручки и прибыли в АИФКТ «Молоко» предлагаем использовать методику, позволяющую прибыль, дополнительно полученную в виде синергетического эффекта от объединения, перераспределить в пользу сельхозтоваропроизводителя.

     Распределительные отношения должны сводиться не только к определению вклада участников в конечный продукт, но и к обеспечению условий для его роста.

     Предлагаемый организационно-экономический механизм взаимоотношений в системе агропромышленной кооперации позволит решить многие проблемы.

 

     2 Состояние и уровень развития переработки и реализации зерна

     2.1 Описание организации

 
 

     ОАО "Маслобойный завод" расположено  по адресу г.Барнаул, ул. Юрина, 2.

     «Маслобойный завод» осуществляет следующие виды деятельности:

     - переработка семян подсолнечника,

     - производство и выпуск продукции  из сырья, по заказам сторонних  организаций и населения,

     - производство подсолнечного масла,

     - производство жареных фасовочных  семечек,

     - коммерческую и торгово-закупочную  деятельность, связанную с основной  деятельностью предприятия.

     ОАО «Маслобойный завод» планирует свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия.

     ОАО «Маслобойный завод» был создан в 1914 году. Основным направлением его деятельности являлось производство нерафинированного  подсолнечного масла. Почти за сто лет существования завода, в стране и мире произошло немало событий, которые не могли не отразится на заводе и повлекли за собой определенные изменения. Это и неоднократная смена руководящего состава и переход на самофинансирование, и наконец реорганизация «Маслобойного завода», сначала в Акционерное общество открытого типа в 1993 году, и в ОАО в 1997 году.

     Своим достоинством руководство и коллектив  завода считают то. что, несмотря на новомодные современные технологии, им удалось сохранить методы традиционного производства подсолнечного масла, т.е. натурального, экологически чистого продукта, без использования химии.

     Завод производит до нескольких тысяч тонн масла высшего и первого сорта  в год. Масло распространяется, как  в фасованном виде, так и на розлив.

     Регион  сбыта масла не ограничивается только Барнаулом и Алтайским краем. Продукция завода известна покупателям  всей Сибири и Дальнего Востока.

     Сегодня предприятие включает в себя несколько  цехов, в том числе собственно маслоцех, цех фасовки, кондитерский цех и др. Завод имеет собственную современную котельную, которая снабжает теплом и энергией не только помещения завода. но и близ лежащие дома. Имеет свою аттестованную лабораторию, возглавляет которую кандидат химических наук, отделы сбыта и закупа.

     За  время работы предприятие и его  продукция были удостоены всевозможных наград, как отечественных, так и  зарубежных: «Золотая пальма» (Париж, 1966 г.), дипломы Алтайской Торгово-Промышленной Палаты. Кузбасской ярмарки (2001г.), медаль конкурса «Лучшая продовольственная продукция — 2001» (г. Москва), «Золотой сертификат доверия №1» — за весомый вклад в экономику Алтайского края, золотая медаль за высокое и стабильное качество продукции, традиционные технологии и оригинальность упаковки на международной выставке в г. Кемерово (2005 г.) и др. Завод ежегодно принимает участие в российской экспозиции международной выставки в Берлине «Зеленая неделя», был удостоен диплома «Золотая пальма».

     Коллектив завода гордится не только своими успехами и наградами, но и добрыми делами. Завод принимает активное участие во всех социальных ярмарках, организуемых администрациями города. Сотрудничает с Благотворительным фондом.

 

      2.2 Сырьевая  зона перерабатывающей  организации, ее  характеристика

 

     Маслобойный завод был спроектирован и построен для того, чтобы закрывать потребности страны в масле и белке (в виде шротов).

     Поначалу  завод перерабатывал масличные  культуры, которые поставлялись из-за рубежа: соя, хлопок, копра (для производства пальмового масла). Предприятие изначально не было сориентировано на производство фасованного растительного масла для розницы. Продукция уходила оптом на масложиркомбинаты, майонезные заводы. Но время потребовало иного подхода.

     Основной  костяк на предприятии - грамотные специалисты, высокопрофессиональные работники.

     Но  при всех достижениях проблема снабжения  предприятия сырьем пока остается весьма существенной. В крае за последние  два года собирают 200 - 230 тысяч тонн маслосемян подсолнечника. А потребность  всех заводов и заводиков - 350 тыс. тонн. Да еще инвесторы со стороны намерены возвести мощности на 150 тыс. тонн переработки. Значит, нехватка сырья еще увеличится.

     Почему  привлекателен Алтай для переработчиков? Да потому что в Сибири нет иной столь же крупной площадки для выращивания масличных культур. Алтайский край мог бы закрыть потребности в растительном масле и Дальнего Востока, и Сибири, и Урала.

     Бизнесмены  видят перспективу развития переработки  масличных культур именно на Алтае. Но когда проектируется крупное предприятие, всегда должен просчитываться потенциал сырьевой базы.

     Решением  проблемы нехватки сырья здесь занимаются последние десять лет. Сегодня в крае засевают подсолнечником до 400 тысяч гектаров.

     Качество работы с этой культурой следует повышать: внедрять новые сорта, использовать современные технологии. И получать в результате неплохие урожаи

     Подсолнечник  считается проблемной культурой. Легко  можно ошибиться и вместо золотой  семечки вырастить длиннющую "ботву", от которой никакой особенной  пользы. И все же тот факт, что  его маслосемена стоят в три раза дороже пшеницы, говорит сам за себя. А если учесть, что в степной зоне края у пшенички примерно такая же урожайность, как и у подсолнечника, выгоды последнего неоспоримы.

     Немалую роль в экономическом развитии, к  примеру, Ключевского района играет то, что там примерно треть посевных площадей занята именно подсолнечником. Кто вовремя понял выгоду и внедрил у себя современную технологию выращивания масличных культур, тот сегодня обладает огромным экономическим ресурсом.

     Держат  на заводе расчет и на сою, прогнозируя большой рост спроса на нее, - и на пищевые цели, и в виде полноценных кормов для животноводства.

     2.3 Взаимоотношения с поставщиком сырья

 
 

     Одной из важнейших задач ОАО «Маслобойный завод» является реализация экономического механизма, отражающего взаимную выгоду партнеров по производству конечной продукции масложирового подкомплекса. В интегрированных агропромышленных формированиях могут применяться различные модели экономических взаимоотношений в зависимости от формы объединения, уровня экономического развития предприятий, целей и задач интеграции.

     По  нашему мнению, в ОАО «Маслобойный завод» могут быть применены две модели экономических отношений:

     а) распределительная, основанная на распределении  выручки или прибыли пропорционально затратам;

     б) ценовая, предусматривающая использование  расчетных цен.

     Основные  преимущества порядка взаиморасчетов на основе распределительной методики сводятся к следующему:

      1. Расчет доли собственности растительного  масла между товаропроизводителями и заводом (85,5:14,5) предусматривает соотношение цен на подсолнечник и растительное масло путем равной рентабельности (6,9% - равная прибыль на 1 руб. произведенных затрат).

      2. Хозяйствам гарантируется реализационная  цена на продукцию, установленная через коэффициент соотношения объема растительного масла между производителями подсолнечника и маслобойным заводом. Если при реализации заводу подсолнечника хозяйство получит за каждую тонну 7550,9 рублей, то при реализации растительного масла за каждую тонну маслосемян  хозяйство дополнительно получит  8161,4 рубля [(1*0,42*0,855)*22727,3]. Такие условия будут заинтересовывать хозяйства в поставке подсолнечника непосредственно заводу, что будет сдерживать его вывоз за пределы области.

     2.4 Материально-техническая база предприятия

 

     Функции завода - переработка маспосемян подсолнечника, расфасовка масла в бутылки Переработка  семян производится прессовым способом Барнаульский маслозавод - единственный прессовый завод в Восточной  и Западной Сибири.

     Проведем анализ основных производственных фондов за 2008 год

 

      Таблица 2.1 - Анализ состава основных промышленно производственных фондов 2008 гг.

Наименование  фондов На начало года На конец  года Отклонение
Тыс.руб. В % к итогу Тыс.руб. В % к итогу Тыс.руб. В % к итогу
Здания 4505 3,40 4505 3,14 - - 0,26
Сооружения 79896 60,38 83230 58,04 3334 - 2,34
Передаточные  устройства 4392 3,33 4395 3,06 - - 0,27
Машины  и оборудование 40252 30,42 47650 33,23 7398 2,81
Транспортные  средства 1726 1,30 1754 1,22 28 - 0,08
Инструмент, производственный и хозяйственный  инвентарь и другие основные средства 1543 1,17 1872 1,31 329 0,14
Итого 132317 100% 143406 100% 11089  

Информация о работе Экономическая эффективность переработки и реализации зерновой продукции и пути ее повышения