Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Объектом своего исследования я выбрала потребительский рынок, так как на данный момент он имеет очень высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Госкомстата России об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2003-декабрь 2007 гг.

Для анализа в качестве результирующего показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2003 и заканчивая декабрем 2007. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт; численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Основные понятия товарных рынков и оборота розничной торговли. . . . . . . . 5

1.2 Теоретические основы анализа и прогнозирования временных рядов………. 8

Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Исходные данные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2 Предварительная обработка данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 17

2.3 Построение трендовой модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.4 Построение регрессионной модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЯкимова.doc

— 627.50 Кб (Скачать)
"left">
  B-Weight Value B-Weight
T 8,747722 62,00000 542,3587
Intercept     208,2862
Predicted     750,6449
-95,0%CL     723,6426
+95,0%CL     777,6472
 

    Проанализировав полученные значения, можно сказать, что наиболее адекватной к прогнозированию  является линейная регрессионная  модель. По данной модели в январе 2008г объем розничной торговли будет составлять 706млрд.руб., а в феврале 773,4млрд.руб.

    Значительное  влияние на динамику оборота розничной  торговли оказывают импорт и начисленная  среднемесячная заработная плата, причем влияние прямое. Приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до минимального значения. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов, как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику.

 

     Заключение

    Сложившиеся тенденции развития потребительского рынка в стране за 2003-2007 г. следует в целом оценить позитивно. Сектор розничной торговли развивается наиболее высокими темпами в стране, однако по-прежнему значительная часть бизнеса находится в тени, поэтому официальные оценки не отражают всей полноты картины. 
         Вызывают сомнения и оценки Госкомстата по изменению структуры субъектов рынка: доля торгующих организаций повысилась более значительно, так как ощутимы усиливающиеся тенденции внедрения более цивилизованных механизмов торговли, особенно в связи с активным приходом на российский потребительский рынок крупных зарубежных компаний. Причем активность данных процессов в настоящее время увеличивается. 
          Основными же факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, являются рост инвестиций в данный сектор как со стороны западных, так и отечественных инвесторов, а также повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения. 
 
       В целом же, следует отметить, что за последние несколько лет в секторе розничной торговли произошел настоящий прорыв. На потребительском рынке наметились тенденции роста современных высокоэффективных форм торговли. Все, что связано с конечным потребителем в России, обладает серьезной перспективой в дальнейшем, так как, несмотря на активное развитие в течение последних лет по сравнению с западными странами, российский розничный рынок пока недостаточно развит (например, по количеству торговых площадей на человека Россия значительно уступает Западу).

    В ходе работы была проанализирована зависимость  показателя оборота розничной торговли от макроэкономических показателей, были построены 2 модели: регрессионная, куда в качестве объясняющих переменных вошли следующие факторы: внешнеторговый оборот - импорт, начисленная среднемесячная заработная плата; и трендовая.

    Выбор факторов, включаемых в модель, был  определен предварительным корреляционным анализом. То, что три переменные (Х1, Х4 и Х6) не были включены в модель, объясняется проведенным корреляционным анализом: численность безработных по сравнению с другими факторами оказывает не столь существенное воздействие на показатель оборота розничной торговли, назначенная месячная пенсия и стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг влияют приблизительно на одном уровне, при этом они довольно сильно зависят между собой. Также стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг является составной частью оборота розничной торговли, поэтому эти факторы остались не включенными в модель. 
Список литературы

  1. Бородич С.А. Эконометрика. Мн.: Новое издание, 2006г.
  2. Винокуров М.А., Демина М.П. Экономическая теория, ч.1,2. – Иркутск: Изд. ИГЭА, 1999г.
  3. Концепция развития товарных рынков в РФ. – М.: Минэкономики РФ от 21.08.95. № ИМ – 830/04-179
  4. Курс экономической теории. Под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, ДИС, 1997г.
  5. Лапо В.Ф. Теория вероятностей, математическая статистика и эконометрика. Книга 2. Красноярск, 1999 г.
  6. Магнус Я.Р. Катышев П.К. Эконометрика. М.: "Дело", 2000г.
  7. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Изд.Норма, М, 2002г.
  9. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков»,2002г.
  10. "РЭО Вестник", №114, 06.02.2004г.
  11. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2002г.

Интернет-ресурсы:

             1. www.gks.ru : Основные показатели динамики развития потребительского рынка. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики

      2. www.akm.ru/rus/news/2008/april/21/ns_2289850.htm: Оборот розничной торговли в РФ за I квартале. Информационное агентство AK&M

      3.    http://www.gks.ru/scripts/regstat/1c1.exe?XXXX01F/1157.2.7.1.1/120070R: динамика оборота розничной торговли. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики 
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг