Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Объектом своего исследования я выбрала потребительский рынок, так как на данный момент он имеет очень высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Госкомстата России об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2003-декабрь 2007 гг.

Для анализа в качестве результирующего показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2003 и заканчивая декабрем 2007. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт; численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Основные понятия товарных рынков и оборота розничной торговли. . . . . . . . 5

1.2 Теоретические основы анализа и прогнозирования временных рядов………. 8

Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Исходные данные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2 Предварительная обработка данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 17

2.3 Построение трендовой модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.4 Построение регрессионной модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЯкимова.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ИНСТИТУТ  ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по статистическим методам в экономике 

на  тему:

«Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг. методом эконометрического моделирования»  
 
 
 
 

Выполнила: студентка

экономического  факультета

2 курса

Группа  Э-21

Якимова А.С. 

Руководитель:

Непомнящая Н.В., к.э.н. доцент 
 
 
 
 
 

Красноярск, 2008

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   3                                                                                                                          

Глава 1. Теоретико-методологические подходы  к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

      1.1 Основные понятия товарных рынков и оборота розничной торговли. . . . . . . .  5

            1.2 Теоретические основы анализа  и прогнозирования временных рядов……….  8

Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

      2.1 Исходные данные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

      2.2 Предварительная обработка данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .  17

      2.3 Построение трендовой модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  19

      2.4 Построение регрессионной модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22

      2.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

 

Введение

   На  сегодняшний день в экономических исследованиях для того, чтобы наблюдать за ходом развития экономики, проводить ее анализ и прогнозирование необходимо выявление факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Все факторы включаются в одну задачу, которая чаще всего решается методами корреляционного и регрессионного анализа. Для достоверного отображения объективно существующих в экономике процессов необходимо выявить существенные взаимосвязи и дать им количественную оценку. Этот подход требует поиска причинных зависимостей. Причинная зависимость - это такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

   В данной работе отображен  анализ и  обработка статистических данных макроэкономических показателей методами корреляционного и  регрессионного анализа с помощью пакета STATISTICA 6.0.

Цель  курсовой работы:

   Объектом  своего исследования я выбрала потребительский  рынок, так как на данный момент он имеет очень высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Госкомстата России об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2003-декабрь 2007 гг.

   Для анализа в качестве результирующего  показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2003 и заканчивая декабрем 2007. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт;  численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.

   Таким образом, целью моей курсовой работы является анализ и прогнозирование  временных рядов, на примере потребительского рынка в России, с помощью адекватной эконометрической модели.  В своем исследовании я постараюсь полно и подробно провести все основные этапы эконометрического моделирования. Следовательно, на конечном этапе я предполагаю получить наиболее адекватную модель, при помощи которой предполагаю произвести прогнозирование на будущие периоды.

Задачи  курсовой работы:

  1. изучить факторы, которые в действительности влияют на оборот розничной торговли;
  2. построить регрессионную модель оборота розничной торговли;
  3. по полученной модели оценить, в какой степени, выделенные в ходе работы  факторы, влияют на результирующий показатель;
  4. по конечной адекватной модели рассчитать прогнозные значения на будущие периоды (первые два месяца 2008г – январь и февраль)

 

      Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу  динамики развития потребительского рынка в РФ

1.1 Основные понятия  товарных рынков и оборота розничной торговли

   За  десятилетие реформирования различных  сторон общественной жизни России глубокие рыночные преобразования затронули все уровни и структуры потребительского комплекса. В силу целого ряда причин, прежде всего, снижения размеров финансирования, спада производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий в процессе приватизации функционирование отраслей потребительского комплекса национальной экономики и его региональных составляющих столкнулось со многими проблемами, что негативно отразилось на уровне жизни населения. В ходе осуществления экономических реформ в нашей стране произошло существенное снижение уровня среднедушевого потребления важнейших потребительских товаров, ухудшилась структура потребления продовольствия, выросло число лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

   Становление и развитие социально-экономического механизма государственного регулирования потребительского рынка направлено на согласование интересов производителей и потребителей, определяющих конъюнктуру рынка, на достижение равновесия интересов регионов и различных социальных групп. Проведение экономических преобразований требует соответствующего социального реформирования, основополагающим элементом которого является выбор политики доходов, смягчение социальной дифференциации, ограничение бедности в условиях экономической нестабильности, присущей переходной экономике. Масштабы хозяйственного комплекса, сложность его структуры, глубокие проблемы потребительской сферы усиливают значимость территориальных вопросов функционирования потребительского рынка. 

   Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных объектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста.

     Понимание рынка, включающее хозяйственные связи между субъектами хозяйствования определяется как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме», или как «сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства и потребления материальных благ».

   В российской экономической учебной  литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей. С учетом законов товарного обращения рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда1.

   Товарный  рынок базируется на единстве понимания  сущности товара, который представляет собой продукт труда или природной деятельности или деятельность (услугу), обладающие полезностью и предназначенные для продажи (для обмена на деньги). Дифференциация осуществляется по признакам особенности товара: материально-вещественный продукт, невещественный продукт (интеллектуальный, информационный) или его потребительскому назначению: продукты производственного назначения, продукты потребительского назначения, услуги производственного назначения, услуги потребительского назначения, их виды и т.д. Соответственно товарный рынок представляет совокупность локальных рынков, различающихся по товарным признакам (рынок товаров производственного назначения, рынок товаров потребительского назначения), по предоставляемым услугам (рынок производственных услуг, рынок потребительских услуг), по территориальному признаку (региональные рынки).

           Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной  массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций.

    На  федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом) используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях.

   Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономике: соотношения темпов роста производства, средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

   Оборот  розничной торговли2 в марте 2008 года по сравнению с мартом прошлого года вырос на 16.5% до 1047.3 млрд руб. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45.7%, непродовольственных товаров - 54.3% (в 2007г. 45.6% и 54.4% соответственно ).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Теоретические основы анализа и прогнозирования временных рядов

   Экономическая модель3 – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации.

   В ходе предварительной обработки  исходной информации используются основные выборочные характеристики совокупности, проверяются гипотезы относительно однородности выборок и стационарности наблюдений.

   Кроме этого выявляется наличие аномальных наблюдений, и исследуются возможности их исключения без ущерба исследовательского процесса. В ходе предварительной обработки так же выявляется соответствие выбранного закона распределения нормальному. Если соответствие не установлено, то выполняются процедуры, позволяющие преобразовать распределение совокупности к нормальному.

                                      Временной  ряд и его составляющие4

Информация о работе Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг