Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Объектом своего исследования я выбрала потребительский рынок, так как на данный момент он имеет очень высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Госкомстата России об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2003-декабрь 2007 гг.
Для анализа в качестве результирующего показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2003 и заканчивая декабрем 2007. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт; численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Основные понятия товарных рынков и оборота розничной торговли. . . . . . . . 5
1.2 Теоретические основы анализа и прогнозирования временных рядов………. 8
Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Исходные данные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Предварительная обработка данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Построение трендовой модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Построение регрессионной модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Табличное значение коэффициента d при N = 58, m = 1 составляет dн =1,55 и dв= 1,62; 4-dв=2,38
Т. к. расчетное значение d=1,677 принадлежит промежутку (dв;4-dв), автокорреляция отсутствует. Условие выполняется.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что линейная модель адекватна, хотя выполняются не все условия Гаусса – Маркова (не выполняется 2 условие), но уравнение значимо по критерию Фишера и Стьюдента.
Линейная модель
Regression Summary for Dependent Variable: Y (потребительский)
R= ,97201982 R?= ,94482254 Adjusted R?= ,94186660
F(3,56)=319,64 p<0,0000 Std.Error of estimate: ,00015
|
Y=829,55+0,0241*X5+5,2735*
X3-23,0722* X2
Исследуем на адекватность построенное линейное уравнение регрессии:
R2= 0, 94482254 Adjusted R2= 0, 94186660
Оба
этих коэффициента достаточно близки
к 1. Следовательно, можно сделать
вывод о сильном влиянии
Критерий Фишера
Проверим на значимость генеральное уравнение линейной регрессии
Построим гипотезы:
Но : уравнение не значимо (bj=0);
Н1 : уравнение значимо. (bj¹0).
a =0.05; n1 =3; n2=56;
F0,05;3;56 =3,13 Fрасчет. =319,64
Это означает, что с вероятностью не менее 95% можно утверждать, что уравнение значимо.
Критерий Стьюдента
На основе данных последней таблицы можно говорить о значимости коэффициентов регрессии βj :
t0= 3,80581 β0 значим на уровне 0,000352
(Х5)t1= 2,86716 β1 значим на уровне 0,005827
(Х3)t2= 4,08394 β2 значим на уровне 0,000142
(Х2)t3= 3,60506 β3 значим на уровне 0,000665
tтабл.=2,00
Анализ остатков
Для анализа остатков используем условия Гаусса-Маркова. Для начала проверим остатки на нормальный закон распределения с помощью гистограммы и графика на нормальной вероятностной бумаге:
Рис9. Распределение остатков регрессионной
линейной модели
Рис10. Гистограмма остатков
С
помощью гистограммы и графика
на нормальной вероятностной бумаге
делаем вывод о том, что распределения
остатков не достаточно близко к нормальному
закону распределения.
Проверка условий Гаусса-Маркова:
1-ое
и 4-ое условии
Рис11. Математическое ожидание остатков
Рис13. Математическое ожидание остатков
Из
данных графиков можно сделать вывод
о том, что математическое ожидание остаточной
компоненты равно нулю, т.к. линия математического
ожидания находится на нулевом уровне,
и остатки независимы с объясняющей переменной,
т.к. коэф.корреляции=0. Следовательно,
1 и 4 условия Гаусса-Маркова выполняются.
2-ое условие:
Рис14. Дисперсия остатков
Из
графика можно сделать вывод о достаточно
слабой гомоскедастичности, т.е. о том,
что дисперсии остатков постоянны. Следовательно,
и 2-ое условие Гаусса-Маркова выполняются.
3-е условие (проверка автокорреляции остатков):
Используем тест Дарбина-Уотсона:
|
Табличное значение коэффициента d при N = 60, m = 4 составляет dн =1,44 и dв= 1,73; 4-dв=2,27 Т. к. расчетное значение d=1,776 принадлежит промежутку (dв;4-dв), автокорреляция отсутствует. Условие выполняется.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что
линейная модель адекватна, т. к. выполняются
все условия Гаусса – Маркова и уравнение
значимо по критерию Фишера и Стьюдента.
3.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей
Регрессионная линейная модель
Y=829,55+0,0241*X5+5,2735* X3-23,0722* X2
Ноябрь 2007г 796,8 – фактическое значение
|
Декабрь 2007г 954,5 – фактическое значение
|
Январь 2008г 718,2 – фактическое значение
|
Февраль 2008г 718,9 - фактическое значение
|
* Трендовая линейная модель
Y=208.2862+8.7477T
Ноябрь 2007г 796,8 – фактическое значение; T=59
|
Декабрь 2007г 954,5 – фактическое значение; T=60
|
Январь 2008г 718,2 – фактическое значение; T=61
|
Февраль 2008г 718,9 - фактическое значение;T=62
Информация о работе Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг