Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:

Объектом своего исследования я выбрала потребительский рынок, так как на данный момент он имеет очень высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Госкомстата России об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2003-декабрь 2007 гг.

Для анализа в качестве результирующего показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2003 и заканчивая декабрем 2007. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт; численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Основные понятия товарных рынков и оборота розничной торговли. . . . . . . . 5

1.2 Теоретические основы анализа и прогнозирования временных рядов………. 8

Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Исходные данные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2 Предварительная обработка данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 17

2.3 Построение трендовой модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.4 Построение регрессионной модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.5 Прогнозирование с помощью регрессионных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЯкимова.doc

— 627.50 Кб (Скачать)
fy">2.Математическое  ожидание остатков должно быть  равно 0.

3.Остатки  должны быть независимы с объясняющими  независимыми переменными, то есть коэффициент корреляции должен быть равен 0.

4.Дисперсия  остатков должна быть постоянна. 

5.Остатки  должны быть независимы между  собой.

     Условие независимости остатков  важно проверять в особенности  при построении регрессии по  временным рядам. Наиболее распространенным критерием автокорреляции в остатках является критерий Дарбина-Уотсона. Расчетное значение критерия может принимать значения от 0 до 4. Этот интервал разбивается определенным образом на промежутки. В зависимости от, того, куда попадет расчетная статистика принимается решение о наличии автокорреляции в остатках.

   Н0: автокорреляции нет;

   Н1: автокорреляция есть.

   Если dÎ[0; dн] – выполняется Н1

   Если dÎ[dн;dв] –неопределенность, необходимы дополнительные исследования;

   Если dÎ[dв; 4- dв] – выполняется Н0;

   Если dÎ[4-dв; 4-dн] - неопределенность, необходимы дополнительные исследования.

   Если dÎ[4- dн; 4] - выполняется Н1.

   Методология эконометрики предписывает исследователю  построить модель, собрать данные, выбрать подходящий метод оценивания и затем оценить модель. После  того как получена подходящая модель, можно делать шаги в разных направлениях: оценивать функции параметров, проверять гипотезы, делать прогнозы и давать рекомендации по экономической политике. 

   Несомненное достоинство эконометрического метода – конечный результат, выраженный конкретной зависимостью или цифрой. Получаемые результаты в определенной мере абсолютны и не нуждаются в доработке.

 

Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг.

    2.1. Исходные данные

    Макроэкономические  показатели Российской Федерации за 2003-2007 года (следовательно, это пространственная выборка) были взяты из ежегодно публикуемого сборника Госкомстата. На основе анализа экономической теории были выбраны те показатели, которые оказывают влияние на показатель оборота розничной торговли. Были введены следующие обозначения для макроэкономических показателей:

    Y – оборот розничной торговли, млрд.руб.;

    Х1 – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, руб.;

    Х2 - официальный курс доллара, рублей за 1 доллар США;

    Х3 – внешнеторговый оборот, импорт (по данным таможенной статистики), млрд.руб.;

    Х4 – численность безработных, тыс.чел;

    Х5 - начисленная среднемесячная заработная плата, руб.;

    Х6 – назначенная месячная пенсия, руб.

    Таблица 3

T месяцы У Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6
1 январь 277,8 2812,12 31,78 2,72 1176,8 3760 1133,6
2 февраль 283,8 2848,68 31,82 3,04 1248,8 3725 1134,7
3 март 330,3 2883,88 31,58 3,664 1269,8 4031 1135,8
4 апрель 270,9 2920,72 31,38 4,026 1284,7 4110 1138
5 май 268 2974,65 31,1 3,565 1241,2 4187 1241
6 июнь 289,1 2992,54 30,71 3,828 1203,4 4460 1323
7 июль 293,6 3017,41 30,35 4,260 1206,2 4597 1329
8 август 291,9 3022,8 30,26 3,893 1213,1 4511 1332
9 сентябрь 298,7 3038,83 30,5 3,851 1189,5 4521 1334
10 октябрь 311,1 3083,56 30,61 4,371 1196,7 4646 1337
11 ноябрь 325,3 3144,16 29,86 4,201 1249,3 4694 1340
12 декабрь 327,1 3196,74 29,74 4,754 1309,4 5738 1459
13 январь 340,5 3232,84 29,45 3,254 1550,2 4696 1461
14 февраль 347,2 3298,61 28,49 3,756 1620,6 4701 1461
15 март 402 3339,04 28,52 4,459 1627,7 4986 1461
16 апрель 329,4 3382,4 28,49 4,776 1633,3 5100 1462
17 май 327,2 3412,58 28,88 4,474 1583,8 5221 1464
18 июнь 357,1 3437,03 28,99 4,591 1534,1 5550 1501
19 июль 356,8 3471,01 29,03 5,215 1531,5 5615 1501
20 август 355,6 3447,56 29,1 4,800 1532,8 5491 1608
21 сентябрь 359,5 3457,24 29,24 4,902 1506 5556 1608
22 октябрь 371 3493,9 29,22 5,467 1512 5864 1610
23 ноябрь 382,2 3535,84 28,77 5,107 1566,6 5990 1611
24 декабрь 389,2 3577,03 28,24 6,546 1637,6 7344 1746
25 январь 406,8 3680,67 27,75 3,875 1639,6 5932 1747
26 февраль 413,2 3731,35 27,79 4,890 1670 6141 1749
27 март 481,3 3755,71 27,43 6,000 1662,4 6428 1751
28 апрель 396,5 3798,28 27,62 6,185 1645,2 6448 1747
29 май 397,4 3829,99 27,73 5,837 1593,4 6524 1762
30 июнь 433,6 3862,35 28,33 6,361 1555,8 7003 1764
31 июль 435,6 3898,43 28,54 6,720 1571,6 6982 1765
32 август 435,7 3906,34 28,34 6,630 1594 6873 1887
33 сентябрь 440,5 3925,75 28,23 6,548 1632,4 6918 1889
34 октябрь 459,8 3988,47 28,40 6,757 1710,8 6908 1891
35 ноябрь 483,9 4043,08 28,61 7,198 1841 7046 1893
36 декабрь 508,6 4091,08 28,66 8,570 1920,3 8799 2020
37 январь 521,2 4298,22 28,12 4,788 1937,6 7346 2023
38 февраль 609,5 4373,75 28,04 6,258 2018,7 7465 2025
39 март 478,4 4445,25 27,68 7,771 1996,6 8093 2027
40 апрель 481,5 4504,15 27,35 7,817 1972,3 8002 2026
41 май 528,3 4542,6 26,73 7,730 1882,5 8089 2027
42 июнь 544,9 4570,9 26,71 8,238 1816,3 8637 2027
43 июль 551,2 4590,1 26,69 8,827 1799,1 8651 2027
44 август 553,3 4571,9 26,55 8,642 1766,1 8616 2322
45 сентябрь 571,3 4586,6 26,56 8,641 1714,6 8733 2323
46 октябрь 590,9 4621,2 26,68 9,079 1690,4 8934 2325
47 ноябрь 597,4 4668,3 26,44 9,885 1739,7 8995 2325
48 декабрь 609,1 4709,7 26,06 11,031 1830,1 10490 2415
49 январь 593,0 4913,8 26,33 6,306 1838,6 9016 2452
50 февраль 598,1 5018,6 26,54 8,091 1905,8 9255 2517
51 март 661,3 5068,3 26,14 10,154 1905,1 9914 2697
52 апрель 677,1 5079,2 25,99 9,308 1875,1 9016 2614
53 май 687,3 5101,5 25,68 10,779 1792,5 9255 2772
54 июнь 698,7 5116,7 25,89 12,295 1732,5 9914 2785
55 июль 724,1 5157,3 25,65 11,683 1720,8 9016 2705
56 август 749,9 5149,5 25,54 12,413 1707,2 9255 2777
57 сентябрь 758,1 5135,2 25,62 12,390 1655,8 9914 2786
58 октябрь 791,4 5148,1 24,92 13,587 1633,8 11046 2806
59 ноябрь 796,8 5185,9 24,67 13,883 1677,7 11303 2839
60 декабрь 954,5 5231,3 24,41 16,917 1741,9 14263 2961

    Проанализируем  графические характеристики имеющихся  рядов данных, представленные в таблице 3. Выборка по обороту розничной торговли закономерна, с тенденцией возрастания. Это объясняется ежегодным увеличением общего выпуска различных товаров и увеличением предоставляемых населению услуг. Благосостояние население так же ежегодно увеличивается. 
 
 
 
 

    2.2 Предварительная обработка данных

   На основе исходных данных, представленных в таблице, мы можем построить гистограмму и график на нормальной вероятностной бумаге для исследуемого показателя Y.

                             Рис.1. Диаграмма рассеивания                                                    Рис.2 Функция распределения вероятностей 

Рис.3 Гистограмма  остатков

    По  гистограмме и графику на нормальной вероятностной бумаге делаем вывод  о том, что распределение величины Y достаточно близко к нормальному  закону.

    По  диаграмме рассеивания делаем предположение  о случайности величины Y. По достаточно явной прямой зависимости исходного показателя делаем вывод о неслучайном распределении Y. Следовательно, результирующий показатель Y имеет прямую функциональную зависимость, значит, мы должна проверить его на автокорреляцию уровней временного ряда.

    

Рис.4 Коррелограмма  

    Все коэффициенты автокорреляции положительны и постепенно снижаются. Следовательно, можем сделать вывод о том, что в ряду наблюдается долгосрочная автокорреляция. Для такого ряда лучше  всего подходит трендовая модель вида , так как наблюдается долгосрочная тенденция.

Таблица парных коэффициентов  корреляции показателей  с уровнями

значимости

  Y X1 X2 X3 X4 X5 X6
Y 1,0000 ,8130 -,9040 ,9516 ,6684 ,9560 ,8104
  p= --- p=0,00 p=0,00 p=0,00 p=,000 p=0,00 p=0,00
X1 ,8130 1,0000 -,9274 ,9019 ,7862 ,9472 ,9822
  p=0,00 p= --- 0 0 0 0 p=0,00
X2 -,9040 -,9274 1,0000 -,8532 -,7482 -,8877 -,9094
  0 0 p= --- p=,000 0 0 0
X3 ,9516 ,9019 -,8532 1,0000 ,5649 ,9526 ,9325
  p=0,00 0 p=,000 p= --- 0 p=0,00 0
X4 ,6684 ,7862 -,7482 ,5649 1,0000 ,7127 ,7090
  p=,000 p=,000 0 0 p= --- p=,000 p=,000
X5 ,9560 ,9472 -,8877 ,9526 ,7127 1,0000 ,9547
  p=0,00 0 0 p=0,00 0 p= --- p=0,00
X6 ,8104 ,9822 -,9094 ,9325 ,7090 ,9547 1,0000
  p=0,00 p=0,00 0 0 0 p=0,00 p= ---
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Построение трендовой модели

    Парное линейное уравнение:

Regression Summary for Dependent Variable: Y (потребительский)

R= ,95055616 R?= ,90355701 Adjusted R?= ,90189420

    F(1,58)=543,39 p<0,0000 Std.Error of estimate: 0,340

  Beta Std.Err. B Std.Err. t(58) p-level
Intercept     208,2862 13,16196 15,82486 0,000000
T 0,950556 0,040778 8,7477 0,37527 23,31076 0,000000
 

Y=208.2862+8.7477T 

    Исследуем на адекватность построенное парное линейное уравнение тренда:

Общий и скорректированный  коэффициент детерминации

    R2= 0,904 Adjusted R2= 0,902

    Оба этих коэффициента достаточно близки к 1. Следовательно, можно сделать  вывод о сильном влиянии факторных признаков на результирующий показатель У.

    Критерий  Фишера

    Построим  гипотезы:

    Но : уравнение не значимо (bj=0);

    Н1 : уравнение значимо. (bj¹0).

  • Если Fрасч >Fтабл, то с вероятностью  не менее 95% можно утверждать, что принимается гипотеза Н1.
  • Если модуль Fрасч <Fтабл, то с вероятностью 95% нельзя утверждать, что принимается гипотеза Н1.

    a =0.05; n1 =1; n2=58;

    F0,05;1;58 =4;  Fрасчет. =543,39

    Это означает, что с вероятностью не менее 95% можно утверждать, что уравнение  значимо.

    Критерий  Стьюдента

    На  основе данных последней таблицы  можно говорить о значимости  коэффициентов регрессии βj :

    t0= 15,82486 βo значим на уровне 0,000000

    t1=23,31076 β1 значим на уровне 0,000000 

    Анализ  остатков

    Для анализа остатков используем условия  Гаусса-Маркова. Для начала проверим остатки на нормальный закон распределения с помощью гистограммы и графика на нормальной вероятностной бумаге:

    С помощью гистограммы и графика  на нормальной вероятностной бумаге делаем вывод о том, что распределения  остатков близко к нормальному закону распределения. Следовательно, можно проанализировать выполнение условий Гаусса-Маркова.

  Рис5. Распределение остатков трендовой линейной модели                                Рис6. Гистограмма остатков 

Проверка  условий Гаусса-Маркова:

1-ое и 4-ое условии

Рис7. Математическое ожидание остатков

  Из данного  графика можно сделать вывод  о том, что математическое ожидание остаточной компоненты равно нулю, т.к. линия математического ожидания находится на нулевом уровне, и  остатки независимы с объясняющей переменной, т.к. коэф.корреляции=0. Следовательно, 1 и 4 условия Гаусса-Маркова выполняются. 

    2-ое  условие:

    Из  графика видно, что линия дисперсий  остатков не параллельна оси Х, наклон идет вверх, дисперсия случайного возмущения увеличивается.

    Следовательно, 2-ое условие Гаусса-Маркова не выполняются. 

   

 

Рис8. Дисперсия  остатков 

    3-е  условие (проверка  автокорреляции остатков):

    Используем  тест Дарбина-Уотсона:

  Durbin- Serial
Estimate 1,676840 0,798537

Информация о работе Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2003-2007 гг