Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 13:52, реферат
Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке
Совершенствование
регулирования на финансовом рынке
должно осуществляться по трем основным
направлениям: во-первых, повышение
роли СРО и установление их более
тесной связи с государственным
регулятором финансового рынка,
во-вторых, унификация норм и правил
государственного регулирования деятельности
на финансовом рынке с постепенной
концентрацией государственных
функций по регулированию, контролю
и надзору на финансовом рынке
в одном государственном
С количественным
ростом и качественным усложнением
финансового рынка существует объективная
потребность в развитии функций
саморегулирования, что означает повышение
эффективности взаимодействия СРО
и государственных органов
Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.
Финансовый рынок
становится одним из приоритетных секторов
экономики, эффективность управления
которым может оказывать
В 2008-2009 году необходимо дополнить унификацию доверительного управления и регистрации выпусков ценных бумаг унифицированными подходами к регулированию рисков на рынке ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть сформулированы на основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов. Следует рассмотреть вопрос объединения регулирования близких по роду деятельности финансовых институтов. Так, в 2004 году ФСФР России переданы функции по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Было бы целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию страховых организаций. В 2008 году необходимо завершить работу над проектом изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленных на развитие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг [16]. Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.
Необходимо на законодательном
уровне обеспечить большую независимость
служб внутреннего контроля профессиональных
участников рынка ценных бумаг, а
также ввести требования об управлении
рисками, возникающими у финансовых
посредников. В частности, необходимо
закрепить обязанность
Также в надзорных целях необходимо предусмотреть возможность введения в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации. В настоящее время институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Частично функция контроля за рисками участников рынка может быть делегирована СРО.
В 2008 - 2010 годах необходимо
принять меры по гармонизации методов
и правил надзора за российскими
профессиональными участниками
рынка ценных бумаг с требованиями
банковского надзора. Это соответствует
общемировой практике. Так, например,
Директива 2004/39/ЕС предполагает, что
подходы к определению
В 2008-2009 годах предполагается
ввести единые для всех участников
рынка требования к расчету собственных
средств, соответствующие международным
стандартам, а также установить требование
о ежедневном расчете капитала участниками
финансового рынка. Также необходимо
пересмотреть требования к минимальному
размеру собственных средств, постепенно
повышая их и в то же время, учитывая
необходимость сохранения участников
финансового рынка с
В долгосрочной перспективе
в целях создания системы риск-ориентированного
пруденциального надзора
Предполагается
внедрить передовые методики оценки
рисков, используя международно принятые
модели, активно включая рейтинговые
оценки, а также применение цифровых
показателей, отражающих, операционный
риск. При развитии надзорных требований
будет применяться принцип
Также при внедрении
системы риск - ориентированного надзора
необходимо предусмотреть возможность
индивидуального подхода к
В 2010-2012 годах необходимо
сконцентрировать в одном государственном
органе и вопросы регулирования
и надзора в банковской сфере,
при сохранении за Банком России необходимых
полномочий, непосредственно вытекающих
из задач макроэкономического
3.2 Перспективы развития финансового рынка РФ
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка - государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств
инвесторов с фондового рынка, слухи
о введении фиксированного курса
доллара и замораживании
Кроме того, сама идея "пирамиды" на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов [15].
Во-первых, в мировой
практике создание "финансовой пирамиды"
только в том случае для государства-
эмитента не заканчивалось катастрофически,
если последнее использовало максимальное
количество привлеченных капиталов
на инвестиции в реальное производство
с тем, чтобы в короткие сроки
успеть подвести под эмитированные
ценные бумаги имущественное и товарно-
Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.
В-третьих, сейчас
широкомасштабные частные инвестиции
в национальное производство вообще
представляются мало возможными ввиду
некоммерческого характера
Задача концентрации
денежных средств решается Центробанком
за счет увеличения активности в следующих
направлениях. Первое - максимальное полное
использование средств
увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;
сохранение низкой
скорости платежей, позволяющей дополнительно
оборачивать переводимые
Наряду с политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков - потенциальных банкротов. Второе - целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.