Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование перечисленных кластеров должно повысить конкурентоспособность региона, а, следовательно, способствовать социально-экономическому развитию.
Политика поляризованного развития регионов предполагает создание особых экономических зон - части территории государства, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон (ОЭЗ).
ОЭЗ получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в начале 90-х годов в мире функционировало более 1 тыс. таких зон, причем их число неуклонно растет. Совокупный объем экспорта товаров только из производственных зон в период с 1990 по 2004 годы возрос с 17 до 32 млрд. долл. США. За этот же период общее число занятых в них увеличилось с 2 до 4,5 млн. человек.
Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национально капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счте изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.
В российской истории начала 1990-х годов в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности - свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.
В 2008 году были принят федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ". В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что создание ОЭЗ позволит обеспечить:
дополнительное привлечение отечественных и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность;
содействие выравниванию уровня экономического развития регионов;
развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Однако при избранном подходе к созданию и функционированию ОЭЗ совокупные затраты бюджета и транзакционные издержки могут оказаться гораздо выше, чем их возможная инвестиционная отдача. По-видимому, более рациональным было бы создание сети частных промышленных свободных зон и научно-технических парков с минимальным административным контролем (как это предлагалось в проекте федерального закона "О свободных экономических зонах", подготовленном в Государственной Думе еще в 1995 г.).
Можно выделить следующие проблемы функционирования ОЭЗ в РФ:
1. Объем льгот, предоставляемых инвесторам на федеральном уровне, незначителен.
2. Административные барьеры и коррупция. Для решения этой проблемы внедрили принцип "одного окна", согласно которому право на деятельность в ОЭЗ оформляется у одного чиновника. По данным Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, эта система должна была сберечь 5 - 7% средств резидентов. Однако пока экономии не получилось: при создании механизма "одного окна" не учли время, необходимое на адаптацию, изучение инвесторами принципов работы "одного окна".
3. Отсутствие у компаний-резидентов возможности иметь рядом с собой вспомогательные производства, логистические центры. Также первоочередным является вопрос о создании транспортной инфраструктуры.
4. У компаний-резидентов возникают проблемы с подбором персонала, причем не столько с поиском квалифицированных кадров, сколько с достаточным их количеством.
5. Экологическая угроза особо охраняемым природным территориям.
6. Множественность процедур государственного контроля, сложность таможенных процедур.
7. В составе заявок потенциальных резидентов особых зон отмечается преобладание иностранных компаний - 80%, что может негативно сказаться на конкурентоспособности отечественных предприятий.
Сточки зрения влияния ОЭЗ на реализацию кластерной политики необходимо обратить внимание на следующие ограничения:
территория промышленно-производственных зон не может превышать 20 кв. км, а технико-внедренческих - 2 кв. км;
ОЭЗ не может находиться на территории
нескольких муниципальных образований
и занимать территорию какого-либо административно-
на территории ОЭЗ запрещается добыча и переработка полезных ископаемых, создание металлургических производств и переработка подакцизных товаров.
Анализ перечисленных ограничений показывает, что развитие межрегиональной интеграции не только не является целью создания ОЭЗ, но и, по сути, ей противодействует. Причем решающее значение здесь имеет не столько ограничение по площади (хотя и оно представляется слишком жестким), сколько запрет на создание ОЭЗ на территории нескольких муниципалитетов. Часто для развития кластера создание именно таких запрещенных законодательством ОЭЗ может оказаться жизненно необходимым.
При этом каждый регион может подать заявку на создание нескольких ОЭЗ. Если каждая из них имеет большое значение для создания кластера, а положительное решение не будет приниматься в комплексе, то маловероятно получение общего позитивного результата. Поэтому необходимо предусмотреть возможность одновременного создания нескольких кластерообразующих ОЭЗ, если они располагаются на территории одного субъекта федерации, то соответствующая конкурсная документация должна пройти экспертизу в регионе и представляться единым лотом, а в том случае, когда процесс создания ОЭЗ затрагивает интересы разных субъектов федерации, бенефициаром заявки становится федеральный округ совместно с администрациями заинтересованных регионов. В любом случае необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство об ОЭЗ.
В Иркутской области в настоящее время планируется создание туристско-рекреационных ОЭЗ, а также ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории Ангарского муниципального образования.
В отличие от ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, туристско-рекреационная ОЭЗ может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований.
Определение туристско-рекреационной ОЭЗ происходит на основе конкурсного отбора заявок на ее создание.
В 2009 году Иркутской областью были подготовлены заявки на формирование особых экономических зон, туристско-рекреационного и промышленно-производственного типа. В конкурсе на размещение туристско-рекреационной зоны в районе пади Крестовая регион признал одним из победителей.
В 2010 году будет подготовлена концепция и мастер-план развития туристско-рекреационной зоны в Иркутской области, также в Минэкономразвития РФ необходимо представить детальный план ее развития. Тендер на привлечение консультантов для создания этого документа будет объявлен в январе 2010 года. Подготовку концепции зоны профинансирует федеральный бюджет.
ОЭЗ в Иркутской области будет создана на территории Иркутского муниципального образования, в районе поселка Листвянка. Площадь зоны составит 320 гектаров, из земель государственного запаса они переведены в земли рекреационного использования. Предполагается, что объем инвестиций в ОЭЗ до 2020 года составят около 14,6 млрд. рублей. В этой сумме государственные средства составят 4 032 млн. рублей, из которых 2,5 млрд. - деньги федерального бюджета, остальные средства должны быть привлечены со стороны частных инвесторов.
Бюджетные средства пойдут на создание инфраструктуры: дорог, объектов электро- и водоснабжения и т.д., частные средства - на строительство гостиниц и других объектов туристических объектов.
Социально-экономический эффект от организации ОЭЗ выразится в создании новых рабочих мест (до 57,9 тыс. чел к 2026 году), в росте доли туристского сектора в общей занятости (вклад туристического сектора и смежных отраслей в занятость к 2026 году составит 4,1% от общего количества занятых), в росте вклада туристического сектора и смежных отраслей в ВРП (вклад в ВРП области в 2026 году составит 3,5%).
Создание туристско-рекреационной ОЭЗ должно способствовать развитию на ее базе туристского кластера.
Проект создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Ангарского муниципального образования был представлен 21 сентября 2009 года на дискуссионной площадке "Роль особых экономических зон в развитии Сибири и Дальнего Востока" Байкальского экономического форума.
Мэр Ангарского муниципального образования А. Козлов, рассказал, что предложенная для создания ОЭЗ территория имеет ряд преимуществ. Земельный участок удовлетворяет всем требованиям федерального конкурса - его размер 20 кв. км, на территории нет объектов, находящихся в собственности юридических, либо физических лиц, земли являются государственными. Кроме того, по уровню социально-экономического развития, по структуре экономики, по качеству трудовых ресурсов территория Ангарское муниципальное образование идеально подходит для организации высокотехнологичного промышленного производства. Территория располагает полным набором транспортных и инженерных коммуникаций.
По словам А. Козлова, общая сумма затрат на создание ОЭЗ составит 3 млрд. рублей, из них 1460 млн. рублей (48,7%) из федерального бюджета, 990 млн. рублей (33%) из бюджета Иркутской области, из бюджета АМО планируется выделить 550 млн. рублей (18,3%). При полном развитии объем производства, заявленного потенциальными резидентами, превысит 17,5 млрд. рублей в год, а объем налоговых поступлений составит 3,2 млрд. в год.
Конкурс на размещение особой зоны промышленно-производственного типа с участием Иркутской области еще не проводился.
На территории особой экономической зоны предполагается создание первой очереди завода по производству алюмосиликатных микросфер и строительных материалов, строительство кирпичного завода, заводов по производству ячеистого газобетона автоклавного твердения на основе технологии компании "WEHRHAHN" (Германия), теплоизоляционных изделий из каменного волокна, поликристаллического кремния и хлорсиланов, строительство заводов по сборке автомобилей, производству автобусов, малогабаритного подъемно-транспортного оборудования, гипсокартона, асфальта и тротуарной плитки, а также теплоизоляции на основе базальта.
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа способно к 2020 году обеспечить значительные коммерческий, бюджетный и социальный эффекты (табл. 4):
объем реализации продукции увеличится в 3 раза;
индекс физического объема промышленной продукции составит 167% к уровню 2008 г.;
будет создано около 5,5 тыс. новых рабочих мест;
дополнительные поступления в бюджеты всех уровней ежегодно составят до 2,4 млрд. руб.
Таблица 4 Прогноз увеличения объемов производства и занятости Ангарского МО
Наименование показателей |
Единицы измерения |
2009 отчет |
2010 |
2015 |
2020 |
Выручка от реализации |
млн. руб. |
40120 |
64418 |
104294 |
136308 |
в % к 2008 году |
100 |
160,6 |
260,0 |
340,0 | |
Индекс физического объема промышленного производства |
в % к 2008 году |
100 |
109,9 |
144,0 |
167,0 |
Численность работающих в промышленности |
тыс. чел. |
30,1 |
35,3 |
36,1 |
36,1 |
в % к 2008 году |
100 |
117,3 |
119,9 |
119,9 |