Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Долгое время вопросам стратегического планирования развития регионов в нашей стране не уделялось должного внимания. Это связано, прежде всего, с экономической нестабильностью. Трудно было спрогнозировать ситуацию в стране и в регионах, необходимо было в первую очередь преодолеть кризис.
Когда в РФ начали уделять внимание региональному развитию, применялся в основном программно-целевой метод планирования, который продемонстрировал свою низкую эффективность из-за выборочного осуществления мероприятий программ; слабой координации между ФЦП, параллельно осуществляемыми на одной территории; отставание в создании механизмов реализации, особенно финансовых; недостаточный контроль за использованием бюджетных средств.
Использование кластерного подхода позволит комплексно оценивать ситуацию в регионе и способствовать развитию групп предприятий, а не отдельных фирм или отраслей. Это приведет к повышению конкурентоспособности региона в целом.
Создание в 90-е годы свободных экономических зон в РФ не способствовало развитию территорий, так как не была проработана законодательная база. Цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.
С принятием соответствующего закона, хотя и имеющего ряд недостатков, использование инструмента создания ОЭЗ должно стать более эффективным. Так по оценкам в Иркутской области в 2026 году, благодаря созданию туристско-рекреационной ОЭЗ будет создано 57,9 тыс. новых рабочих мест, вклад туристического сектора и смежных отраслей в занятость к 2026 году составит 4,1% от общего количества занятых, вклад в ВРП области в 2026 году составит 3,5%.
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа способно к 2020 году обеспечить значительные коммерческий, бюджетный и социальный эффекты:
объем реализации продукции увеличится в 3 раза;
индекс физического объема промышленной продукции составит 167% к уровню 2008 г.;
будет создано около 5,5 тыс. новых рабочих мест;
дополнительные поступления в бюджеты всех уровней ежегодно составят до 2,4 млрд. руб.
Создание агломерации также должно создать множество предпосылок для развития региона. В частности выгодами от реализации этого проекта считается:
Формирование мощного развивающегося городского образования с населением свыше 1 млн. жителей на юго-востоке Сибири, привлекающего и удерживающего население на фоне сокращения численности населения России и СФО позволит создать опору для дальнейшего укрепления экономической, социальной и военной роли России в АТР.
Повышение эффективности производства на предприятиях агломерации за счет экономии на транзакционных издержках.
Значительное увеличение объема инвестиций, т.к. мировой опыт показывает, что крупные компании предпочитают вкладывать финансовые ресурсы в города-миллионники.
Создание дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест.
Перенос административного центра позволяет увеличить ВРП (по заключению экспертов перенос столиц дает его прирост 5-11 %), создает условия для строительства жилищных и административных зданий вблизи от делового центра.
и многое другое.
Однако необходима особо тщательная проработка экологической составляющей проекта агломерации, а также юридических вопросов, связанных с ее созданием.
В планирование социально-экономического развития должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и бизнес-структуры, научные организации, представители общественных организаций. Эту вовлеченность обеспечивает реализация проекта "региональный Форсайт".
В настоящее время субъекты РФ, в которых выражено стремление к достижению главной цели развитии - повышению качества жизни, все активнее используют современные технологии стратегического планирования.
Использование этих технологий позволяет повысить эффективность политики, проводимой органами государственной власти в любой сфере деятельности.
Стратегический план, основанный на кластерном подходе, учитывающий создание "точек роста" и использующий технологию Форсайт будет содержать в себе приоритеты развития, отражать четкое видение будущего региона и механизмы достижения желаемой степени развития.
Для того чтобы наша область стала процветающим регионом, необходимо видение ее будущего, оформленного в виде стратегического плана развития.
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1995 года
О мерах по реализации на территории Иркутской области федеральных и региональных программ на 1994 - 1997 годы: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 111
О министерстве регионального развития Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1168 от 13 сентября 2007 года
О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования: Постановление Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 816
О программе социально-экономического развития Иркутской области на 1997 год: Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 19 февраля 1997 г. № 7/15-ЗС
О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2007 годы): Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2004 г. № 910-р
О реализации в 2008 году Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2008 года: Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 5 октября 2009 г. № 24/42-ЗС
О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области: Закон Иркутской области № 35-оз от 16 июля 1997 года
О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа № 37-оз от 10 апреля 1998 года
О схеме развития и размещения производительных сил области: Постановление Главы администрации Иркутской области от 30 марта 1994 г. № 87
О федеральной программе освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае: Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 49
О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2005 - 2010 годы и до 2015 года)": Постановление Правительства РФ от 11 октября 2004 г. № 717
О ходе реализации в 2007 году Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2008 года: Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 июня 2008 г. № 10/8-ЗС
Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2008 года
Об отчете о реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2008 года в 2006 году: Постановление от 23 июня 2007 г. № 39/36-ЗС
Об утверждении положения о государственном плановом комитете РСФСР (Госплане РСФСР): Постановление Совета министров РСФСР от 10 марта 1983 г. № 117
Об утверждении положения о министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ: Постановление Правительства от 26 января 2008 г. № 40
Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2008 года: Закон Иркутской области № 33-оз от 11 июля 2005 года
Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2009 - 2010 годы: Закон Иркутской области № 68-оз от 26 октября 2009 года
Актуальные вопросы государственного регулирования регионального развития: Сборник научных трудов/под. ред. В.А. Елькина - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 298 с.
Антонова Т. Есть силы для рывка // Иркутская губерния. - 2009. - № 3. - С. 29 - 35
Барзыкина Е.Ю., Силагадзе И.Р. Административно-правовое регулирование создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. - 2009. - № 3. - С. 2 - 6
Белоусов А. Бизнес-идея развития // Эксперт. - 2008. - № 38
Васильев С. Особые экономические зоны по китайскому образцу // Бизнес-адвокат. - 2009. - № 8
Васильченко Н., Глумскова Е., Секерин В. Формирование промышленных кластеров // Маркетинг. - 2009. - № 5. - С. 3 - 17
Ворыхалов А. Затаить дыхание // Эксперт Сибирь. - 2009. - № 17
Гавриков Д.А. Влияние глобализации на развитие кластеров // БИКИ. - 2009. - № 37. - С. 2 - 3
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник/А.Г. Гранберг - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007
Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия // Финансы и кредит. - 2006. - № 18. - С. 9 - 20
Доронин С. Регион повышенного внимания // Эксперт. - 2005. - № 39
Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. - 2009. - № 6. - С.32 - 35
Елгина Д.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 4
Захаров В.Я. Устойчивое экономическое развитие предприятий на основе формирования промышленных кластеров // Инновации. - 2009. - № 6. - С. 91 - 92
Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. - 2009. - № 5. - С. 23 - 27
Лавровский Б. Регионы на буксире // Эксперт Сибирь. - 2008. - № 11
Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации // Современный бухучет. - 2009. - № 4
Ларина Н.И., Макаев А.И. Кластеризация как путь повышения конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. - 2009. - № 10. - С. 2 - 27
Маслаков В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития // Регион: экономика и социология. - 2003. - № 3. - С. 151 - 156
Мезина Т.В. Кластеры эффективно работающих предприятий в рамках "новой экономики" // Аспирант и соискатель. - 2007. - № 4. - С. 39 - 45
Некрасов Н.Н. Региональная экономика. - М.: Экономика, 1975
Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 568 с.
"Объединенный Иркутск - столица Восточной Сибири": Проект концепции. - Иркутск. - 2009
Портер М.Э. Конкуренция: Пер с англ. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2008. - 608 с.
Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. - 2009. - № 5,
Рубченко М., Шохина Е., Шошкин С. Точки роста, или черные дыры // Эксперт. - 2005. - № 28. - С. 36 - 39
Скоч А. Особые экономичекие зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства // Общество и экономика. - 2009. - № 7 - 8. - С. 202 - 214
Словарь юридических понятий /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 22
Стратегическое планирование: Учебник/под ред. А.Н. Петрова - СПб.: Общество "Знание", 2007. - 200 с.
Жихаревич Б.С. Обзор состояния стратегического планироваиня на уровне субъектов федерации // Территориальное стратегическое планирование (технологии успеха): доклады участников Второго общероссийского форума лидеров стратегического планирования. - СПб. - 2007
Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации.- 2008. - № 7. - С. 31 - 36
Третьяк В.П. Кластеры предприятий: 2-е изд., доп. и перераб. - Иркутск, 2009. - 220 с.
Черников А.П. Стратегия развития региона (структурный аспект). - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003. - 166 с.
Чистов А.В. Основы современного законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 9. - С. 68 - 79
Шириков А. Аргумент в пользу богатых // Эксперт Северо-Запад. - 2008. - № 43
Щедровицкий П.Г. Технологии регионального планирования: от индустриальной к инновационной модели // Компас промышленной реструктуризации. - 2006. - № 5. - С. 15 - 16
Щеулин А.С., Девяткин С.В. О новой парадигме управления региональным развитием // Устойчивое развитие. Наука и Практика. - 2005. - № 1
http://www.archipelag.ru/
http://www.irkway.ru/content/