Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Создание ОЭЗ способствует социально-экономическому развитию региона, однако, если речь идет об устойчивом развитии, необходимо учитывать и экологическую составляющую.
ОЭЗ промышленно-производственного типа может оказать негативное влияние на окружающую среду, а туристско-рекреационная зона в Иркутской области будет находиться в опасной близости к промышленно-производственной.
В связи с этим при создании ОЭЗ на территории Ангарского муниципального образования необходимо особое внимание уделить снижению экологических рисков, чтобы не возникло дополнительных проблем с развитием туристической отрасли в Иркутской области. Также, разумеется, нельзя забывать и о жителях региона, поэтому в зоне промышленно-производственного типа должны внедрятся современные технологии, снижающие риск нанести вред окружающей среде, а, следовательно, и здоровью населения, к минимуму.
Проекты создания ОЭЗ промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов должны осуществляться в соответствии с общей стратегией регионального развития и не противоречить ей. В разрабатываемой в настоящий момент стратегии упор делается на создание агломерации - объединения Иркутска, Ангарска и Шелехова, а также их районов.
Идея создания агломераций включена в один из разделов концепции долгосрочного развития РФ, разработанной Минрегионом. В этом документе четко прописано совершенствование принципов многополярности, в том числе необходимость проектирования и строительства агломераций.
Городские агломерации -крайне модное сегодня понятие. Компактное скопление населенных пунктов, объединенных в сложную динамическую систему интенсивными производственными, хозяйственными и культурно-бытовыми связями, обладает массой преимуществ. Экономические географы указывают среди таковых высокую концентрацию производства, квалифицированных кадров, услуг и инфраструктуры. Главной предпосылкой создания агломерации является маятниковая миграция населения.
Мощнейшие агломерации в России сформированы вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.
В Иркутской области в настоящее время разработан наиболее четкий проект в России по созданию агломерации.
По оценкам затраты на создание агломерации составят 292 млрд. рублей, в том числе 31 млрд. рублей - из федерального бюджета.
В рамках реализации проекта выделяется несколько крупных инвестиционных проектов, в том числе и создание двух вышеупомянутых ОЭЗ. Однако первоочередное значение имеют проекты в сфере совершенствования инфраструктуры.
Эксперты выделяют ряд проблем, которые существуют при реализации данного проекта.
Во-первых, экологические проблемы. Экологи считают, что стремление к образованию городских агломераций, тем более к слиянию муниципалитетов, идет вразрез с мировыми тенденциями. Создание крупных агломераций повлечет нарастание урбанизации, отодвинет леса от городов и еще больше отдалит горожан от природы, негативно повлияет на показатели загрязненности воздуха.
Во-вторых, по мнению экспертов, Иркутская агломерация еще не достигла той степени зрелости, когда требуется организационное оформление.
В-третьих, серьезным препятствием на пути к объединению является транспортная проблема. Расстояние между центрами Иркутска и Ангарска составляет 46км, между границами городов- 23км, между центрами Иркутска и Шелехова- 20км. Соединить территории планируется скоростными железнодорожными и трамвайными линиями.
В-четвертых, у некоторых экспертов вызывает сомнение эффективность искусственного создания агломерации. Если данное объединение успешно, то оно должно развиваться без вмешательства государства. Однако в администрации области считают, что стихийное формирование агломерации может обострить социально-экономическую ситуацию, экологические проблемы, привести к рассогласованному поведению элементов, вызвать негативные последствия развития территории.
В-пятых, это юридические проблемы. Ни в одном из действующих федеральных законов слово "агломерация" не упомянуто, не оперирует этим термином и юридическая наука. К тому же неясно, насколько объединительные процессы будут соответствовать законодательству о местном самоуправлении.
По мнению разработчиков концепции, создание Иркутской агломерации должно сформировать благоприятные экономические условия как для глобальных и масштабных проектов, так и для малого и среднего бизнеса. Уже сегодня для многих предприятий малого и среднего бизнеса Шелехова, Ангарска и Иркутска позиционирование себя не на рынке своего города, а на рынке всей агломерации, становится возможностью не только выживать, но и активно развиваться. Это особенно заметно для предприятий, услугами которых пользуется относительно небольшой процент населения - рекреационных, дизайнерских, культурных, консультационных и иных интеллектуалоемких услуг и бизнесов. Концентрация производственных мощностей будет способствовать повышению рентабельности производства на предприятиях агломерации.
В настоящее время в России существует несколько городов, способных к агломерированию. Объединенный Иркутск имеет шансы, в случае реализации проекта, стать модельной территорией и получить статус федеральной экспериментальной площадки. Однако необходимая тщательная проработка экономической, социальной и экологической сторон проекта, чтобы его реализация способствовала устойчивому развитию региона.
Формирование кластеров, создание агломерации и ОЭЗ прежде всего окажет влияние на экономическое развитие региона, и уже как следствие - на социальное.
Для того чтобы оценить насколько эффективно реализуется стратегический план, необходимо сверить прогнозные показатели с реальными.
Однако прогнозировать такой многоаспектный процесс, как социально-экономическое развитие достаточно сложно. Поэтому постоянно идет поиск более эффективных подходов к его прогнозированию.
Традиционные методы и модели прогнозирования региональной экономики имеют исследовательский характер, и они мало ориентированы на практическое использование. Поэтому в прогнозировании социально-экономического развития необходимо применение современных методов.
В Иркутской области в 2009 году началась реализация проекта регионального Форсайта.
Форсайт - это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее.
Существуют и другие определения:
Форсайт - организованная как систематический процесс, попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества с целью оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу.
Форсайт - согласованное ведущими группами интересов представление о будущем на базе научных прогнозов и признанных приоритетных нужд.
Необходимость Форсайта в регионе обусловлена следующим:
усиливающейся конкуренцией в мире и в стране;
ограничением государственного финансирования;
возрастающей сложностью решаемых в регионе проблем;
повышением роли научной и технологической компетенции при выборе и осуществлении инвестиционных проектов в регионе;
потребностью учета интересов всех групп интересов региона - бизнеса, населения, власти при определении направлений развития и достижения согласия в этих интересах;
необходимостью доведения разработок ученых региона и страны до практики.
Форсайт решает главную задачу регионального развития сегодняшнего дня - повышения конкурентоспособности региона.
Региональный Форсайт имеет своей целью:
Способствовать усилению промышленной конкурентоспособности и расширять торговый потенциал региона
Стимулировать положительные эффекты в сфере экономики, охраны окружающей среды и социального обеспечения на национальном и региональном уровнях.
Формулировать инновационный подход в политике и программы НИОКР.
Прогнозирование - это разработка научно обоснованных суждений о возможных состояниях в будущем некоторого объекта на основе определения сложившихся тенденций его развития. Форсайт также предполагает разработку прогноза, но с учетом желаний и запросов его участников. Общими чертами прогнозирования и Форсайта является то, что:
учитываются объективные тенденции и силы, влияющие на развитие объекта прогнозирования;
используются методы прогнозирования: метод Дельфи, сценарное планирование, экспертные обсуждения;
определяются критические технологии.
Преимущества Форсайта перед прогнозированием состоят в том, что:
вовлекаются все ключевые участники развития: научно-техническая сфера, бизнес, правительство, общественность. Традиционное же прогнозирование осуществляется только учеными.
развивается сотрудничество и кооперация между бизнесом, государством и учеными.
развивается способность и культуру предвидения в обществе.
предусмотрена возможность выбора варианта действий в зависимости от "видения" будущего.
в Форсайте содержатся элементы активного влияния на будущее (путем определения зон исследований и появления технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды и осуществления "ранней концентрации ресурсов на этих направлениях).
Организация проведения Форсайта включает в себя ряд последовательных шагов:
1. Выявление видения будущего региона разными слоями общества: наука, бизнес, правительство, население
2. Оценка рынков и потребностей региона.
3. Сканирование (изучение на данный момент) состояния исследований и разработок.
4. Формирование групп экспертов.
5. Опрос экспертов в несколько этапов и обработка результатов.
6. Выбор приоритетных направлений с учетом полученной на первом этапе информации, оценки рынков и потребностей региона.
7. Организация общественного обсуждения макета Форсайта;
8. Утверждение и распространение результатов Форсайта.
В проведении Форсайта Иркутской области участвуют:
организационная группа, утвержденная Губернатором (команда пилотного проекта Форсайт);
заказчик и инициатор Форсайта, которым выступает областная администрация;
головная научная организация, в обязанности которой входит работа с экспертами и предпринимательскими кругами; в Иркутской области это созданное на базе классического университета - Иркутского государственного университета - научно-методическое объединение "Форсайт";
внешняя научная организация, обеспечивающая методологию проведения Форсайта и включение регионального Форсайта в федеральную систему долгосрочного прогнозирования; для Иркутской области ею является Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере Роснауки;
консалтинговая организация, обеспечивающая включение в международную программу Форсайта и использование международных результатов; в частности, это ЮНИДО - международная организация при ООН по промышленному развитию;
временные группы экспертов, привлекаемые для проведения опросов, обсуждения доклада и результатов Форсайта.
В Форсайте применяются следующие основные методы: метод "мозгового штурма" ("мозговой атаки"), экспертных оценок, метод Дельфи. Также используются свободные обсуждения на семинарах, конференциях, круглых столах; проводятся деловые игры. Используются методы, применяемые в различных науках: кабинетные исследования, СВОТ-анализ, экстраполяция трендов, подготовка эссе, корреляционный анализ и моделирование.
Форсайт - это творческий инновационный процесс, который развивается в ходе своего проведения. Поэтому технология Форсайта уточняется под конкретную задачу, и состав мероприятий постоянно дополняется.
Наиболее важная часть Форсайта - подготовка итогового доклада о видении Иркутской области в 2030 г., включающего определение перспективных направлений и технологий в разных сферах жизни региона и учитывающего экспертные мнения всех участников Форсайта. Работа по подготовке доклада проводится в течение всего цикла Форсайта.
Другие мероприятия проводятся для того, чтобы ознакомить население с программой Форсайта, вовлечь в него широкие слои наиболее квалифицированных экспертов, выявить и сформировать проблематику Форсайта, получить экспертные мнения разных слоев регионального сообщества по поводу обсуждаемого видения региона в 2030 году.
С помощью Форсайта существенно повышается качество стратегического планирования. Форсайт позволит достичь определенного видения развития области на 20-30 лет вперед.
В данной работе рассмотрены методы стратегического планирования регионального развития, которые нашли свое применение в настоящее время в РФ и в Иркутской области, а также рекомендуется применение современных технологий стратегического планирования, таких как кластерный подход, создание ОЭЗ и реализация регионального Форсайта.