Государственный бюджет и проблемы его дефицта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать функции государственного бюджета;
- изучить особенности доходной и расходной части госбюджета;
- рассмотреть проблему бюджетного дефицита..
- рассмотреть и проанализировать основные параметры бюджета на 2012г.

Содержание

Введение.................................................................................................. 3
1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в
Российской Федерации……………………………………………………...6
2. Доходы бюджета.........................................................................................13
3. Расходы бюджета........................................................................................19
4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25
5.Основные параметры бюджета 2011 и
плановый период 2013-2014 (доходы и расходы) ......................................30
Заключение............................................................................................ 36
Список литературы..................................................................................38

Работа содержит 1 файл

готов2.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

        Введение.................................................................................................. 3

1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в

Российской Федерации……………………………………………………...6

2. Доходы бюджета.........................................................................................13

3. Расходы бюджета........................................................................................19

4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25

5.Основные параметры бюджета 2011 и

плановый период  2013-2014 (доходы и  расходы) ......................................30

         Заключение............................................................................................  36

         Список литературы..................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся  доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство  из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.

Государственные бюджеты появились в средние  века. Слово «бюджет» происходит от латинского bulga – «кожаный мешок, ранец», к нам же оно пришло из Англии. Излагая в английском парламенте содержание будущих доходов и расходов, канцлер казначейства (министр финансов) открывал мешок с деньгами и  документами (budget). Эта процедура  называлась «открытием бюджета».

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления - до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Бюджет выступает также  как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости.

Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые  для соответствующего уровня бюджетной  системы расходы. И данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких  сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства.

При исследовании темы были использованы труды таких авторов, как Ястребова О.К., Вагина В.В., Бойтуш О.А и др., данные из официальных сайтов Минфина, Росстата и периодические издания.

При написании настоящей  курсовой работы использовалось действующее  законодательство: Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями), действующее законодательство РФ, затрагивающее  бюджетные отношения, статистические данные, отражающие состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение  причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие  задачи:

- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;

- проанализировать функции  государственного бюджета;

- изучить особенности  доходной и расходной части госбюджета;

- рассмотреть проблему  бюджетного дефицита..

- рассмотреть  и  проанализировать основные параметры  бюджета на 2012г. 

В данной курсовой работе выявлено пять аспектов исследования. В первой части будет рассматриваться структура государственного бюджета, его процесс и экономическое значение. Во второй и третьей частях частях будут рассмотрена доходная и расходные части бюджета. В четвертой главе будет выявлена проблема дефицита государственного бюджета. Будут рассмотрены причины возникновения бюджетного дефицита, основные его виды, проблема его финансирования и способы его регулирования с учетом современного состояния экономики России. В заключительной (пятой) достаточно подробно проанализирован федеральный бюджет РФ на 2012 год, рассмотрены основные черты бюджетного устройства РФ.

 

 

1.Государственный бюджет и бюджетный процесс

в Российской Федерации

Экономическая структура  любого общества не может функционировать  без нормально организованного  потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм и прочие денежные фонды. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год, т.е. всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетная система России как федеративного государства  включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Кроме того, в бюджетную систему входят образуемые вне государственного бюджета государственные внебюджетные фонды – Пенсионный,  Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов находятся в собственности государства, однако не входят в состав бюджетов.

Особым понятием в  бюджетном устройстве России является понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации является сводом бюджета субъекта Российской Федерации (регионального бюджета) и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований (местных бюджетов). Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке. Консолидированный бюджет и свод бюджетов государственных внебюджетных фондов образуют бюджет расширенного правительства.

Рис. 1. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

 


                                                               Консолидированный бюджет РФ



 



Федеральный бюджет                    Консолидированные бюджеты                 Государственные

                                                  субъектов РФ                            внебюджетные фонды


 

 

             Бюджеты субъектов РФ


            (региональные бюджеты)

 

 


                                                   Местные бюджеты                    Территориальные государственные

                                                                                                                             внебюджетные фонды

 

В России доля консолидированного бюджета составляет около трети (29-32% в разные годы) производимого валового продукта, а бюджет расширенного правительства составляет 36-37% ВВП.

Все что связано с  государственным бюджетом образует бюджетную систему. Бюджетный кодекс РФ дает ему следующее определение: «бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6). А под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Бюджетный процесс регулируется Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

 

Рис. 2. Участники бюджетного процесса

         \


Органы законодательной  власти                                                                      Правительство РФ,


(федеральные, субъектов РФ и                               Президент РФ                  правительства субъектов РФ


муниципальных образований)                                                                                      местные администрации          



 


Органы государственного и                                Бюджетный                         Финансовые органы


муниципального                                                                                                     (департаменты финансового контроля**                                          процесс                       министерства финансов)


 



      Государственные                                                  Главные распорядители

      внебюджетные фонды                                           и распорядители


                                                                      бюджетных средств*

 

* Главный распорядитель бюджетных  средств (ГРБС) – это орган  государственной власти, который  может распределять финансы по подведомственным ему распорядителям и получателям бюджетных средств. Распорядители, в свою очередь, также могут распределять полученные от ГРБС средства по подведомственным ему получателям. К категории ГРБС относятся также наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и СМИ.  

** Органами государственного и  муниципального финансового контроля  являются: Счетная Палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления (например, муниципальные казначейства).

Бюджетный процесс включает в себя:

• составление проекта  бюджета,

• рассмотрение проекта  бюджета,

• утверждение бюджета,

• исполнение бюджета,

• составление отчета об исполнении бюджета,

• государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Исходной точкой отсчета  для начала бюджетного процесса является ежегодное Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию. В нем  обозначаются важнейшие цели бюджетной политики на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

На основании этого  послания и с учетом прогнозов  социально-экономического развития страны и ее регионов Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления приступают к составлению проектов своих бюджетов.

За составление проекта  федерального бюджета в Правительстве  Российской Федерации отвечает Министерство финансов. Министерство финансов на основе макроэкономических показателей развития страны, рассчитываемых Министерством экономического развития и торговли (ВВП, темпы его роста, прогноза цен на нефть), а также важнейших направлений денежно-кредитной политики (снижение инфляции, расчет необходимой денежной массы, отношение рубля к доллару США), разрабатываемых Банком России, составляет проект федерального бюджета. Его основными характеристиками являются: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит (или профицит) бюджета. Проект бюджета представляет собой объемный документ с большим числом приложений.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его дефицта