Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
o дать характеристику доходной части государственного бюджета;
o изучить состав государственных доходов;
o проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
o определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23
Заключение………………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

гос бю курсач.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………..…3

  1. Понятие государственного бюджета Состав и классификация государственных доходов…………………………………………………..….5
  2. Анализ формирования доходной части государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………………..12
  3. Пути укрепления доходной части бюджета Республики Беларусь…………23

    Заключение………………………………………………………………….....29

    Список использованных источников………………………………………..32 

 

     

     Введение 

     В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную  экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

     Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в  распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Бюджет выступает  инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Центральным показателем государственного бюджета  является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования, разработки новых подходов в этом направлении.

     Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического  материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.

     Задачи  курсовой работы состоят в том  что бы:

    • дать характеристику доходной части государственного бюджета;
    • изучить состав государственных доходов;
    • проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
    • определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

     Предполагается  рассмотрение таких вопросов как: сущность доходов бюджета, принципы их формирования и значение в функционировании государства; особенность формирования бюджетных доходов в Республике Беларусь на современном этапе; пути укрепления доходной части государственного бюджета. 

 

 

    1. Понятие государственного бюджета. Состав и классификация государственных доходов
 

     Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций. По своей экономической природе государственный бюджет – это экономическая категория, отражающая совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства (финансовый план государства). Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлении по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т. д.

     С точки зрения развития и формирования финансовой науки государственные  доходы подразделяются на частноправовые (доходы частных лиц) и общественноправовые (например, доходы от табачной монополии), обыкновенные и чрезвычайные. В свою очередь обыкновенные доходы делились на прямые и косвенные. С экономической  точки зрения прямые доходы – это  доходы, извлекаемые государством из своего имущества. К косвенным доходам  относятся те, которые государство  принудительно собирает с поданных лиц (пошлины и налоги). Третьим  источником государственных доходов  являются регалии, или монополии, занимающие промежуточное положение между  прямыми и косвенными доходами государства. Регалии представляют собой нечто  среднее между доменами и податями. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе  частного хозяйства. Особенностью регалий  является недопущение конкуренции. Доходность, как и в доменах, зависит  от вкладываемого государством капитала. Регалии, как и подати и налоги, являются исключительным доходом государства.

     Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с  формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (различных  его структур) и государственных  предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а относящиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные доходы образуются из денежных доходов и накоплений предприятий. Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично национальное богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах.

     Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход, но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т. д.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Все источники государственных доходов делятся на две группы – внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним доходам относятся национальный доход, а в исключительных случаях – и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссия.

     С переходом на рыночные основы хозяйствования и начавшейся приватизацией в  странах с переходной экономикой несколько увеличились поступления  от неналоговых источников. К ним  прежде всего относятся доходы от государственной собственности (дивиденды), доходы от продажи или сдачи в  аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они могут  полностью или частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующих  предприятий. Не является постоянным и  состав доходов. Он зависит от системы  налогов, за счет которых в основном формируется доходная часть бюджета. Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и юридическим формам.

     В Республике Беларусь распределение  общегосударственных налогов и  доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов  в местные бюджеты областей и  города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно  меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации и субвенции. Закрепленные регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета. В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, муниципальные и государственные займы. Отношения по поводу заемных средств регулируются законами о бюджетной системе, государственном внутреннем долге. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

     При формировании доходов основного  финансового плана государства  (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

     Формы и методы образования доходов  бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

     Анализ  формирования доходов бюджетов показывает, существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  • государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми может взиматься плата, вноситься определенные взносы;
  • обязательные платежи физических и юридических фирм, .взимаемые в виде разных налогов и сборов.
  • привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.

     Все источники поступлений в бюджет классифицируются по следующим признакам:

  1. по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству варьировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.
  2. в зависимости от плательщика, доходы можно разделить на поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других коммерческих структур; поступления от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.
  3. сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства т т. п.). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
  4. по основным объектам обложения, источники доходов делятся на: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.

Информация о работе Государственный бюджет