Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать функции государственного бюджета;
- изучить особенности доходной и расходной части госбюджета;
- рассмотреть проблему бюджетного дефицита..
- рассмотреть и проанализировать основные параметры бюджета на 2012г.
Введение.................................................................................................. 3
1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в
Российской Федерации……………………………………………………...6
2. Доходы бюджета.........................................................................................13
3. Расходы бюджета........................................................................................19
4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25
5.Основные параметры бюджета 2011 и
плановый период 2013-2014 (доходы и расходы) ......................................30
Заключение............................................................................................ 36
Список литературы..................................................................................38
5.Основные параметры бюджета 2013-2014 (доходы и расходы)
В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года
Минэкономразвития РФ в
2011 г. разработало прогноз социально-
По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.
В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.
В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 3):
В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2011 – начале 2012 годов.
Рисунок 3:
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а так же в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг..».
Как отмечают эксперты проект бюджета планирует стабильное снижение доходных статей:
■ в 2012 году – до 20,1% (против 20,7% в нынешнем году);
■ в 2014 году – до 19,5%.
Понижательная динамика доходов страны обусловлена снижением нефтегазовых доходов (с 10,2% от ВВП в нынешнем году до 8,5% в 2014 году). При этом правительство считает, что не-нефтегазовые доходы будут расти (с 10,5% в текущем году до 11,0% от ВВП в 2014 году).
Кабинет министров и
Центробанк РФ планируют, что в течение
ближайшей трехлетки уровень инфляции в стране
будет постепенно снижаться:
■до 5-6% в 2012 году;
■ 2,5-5,5% – в 2013 году;
■ 4-5% – в 2014 году.
После нынешнего бездефицитного
года, дефицит на ближайшие три
года запланирован на низком уровне:
■ 2012 год – 1,5% от ВВП;
■ 2013 год – 1,6%;
■ 2014 год – 0,7%.
Покрывать дефицит федерального бюджета
планируется, в первую очередь, за счет
государственных заимствований и доходов
от приватизации госсобственности. Кроме
того, Госдума одобрила изменения в законодательство,
дающие правительству право покрывать
дефицит федерального бюджета за счет
нефтегазовых доходов.
Рост ВВП в представленном документе запланирован
на уровне:
■ 2012 год – 3,7%;
■ 2013 год – 4,0%;
■ 2014 год – 4,6%.
В свою очередь, аналитики обращают внимание на то, что расходы бюджета также вырастут – с 12,658 трлн. руб. в 2012 году до 14,579 трлн. руб. Увеличение расходов связано с целым рядом факторов:
■ расходы на полицию. С будущего года финансовое обеспечение полиции будет осуществляться за счет федерального бюджета;
■ военнослужащих. Индексация денежного довольствия военнослужащих на 6% (с 1 апреля 2012 г.);
■ стипендии студентам. Повышение стипендий для студентов вузов (с 1 сентября 2012 г.);
■ расходы на ФОТ. увеличение фондов оплаты труда работников государственный федеральных учреждений, госслужащих, судей и прокурорских работников (с 1 октября 2012 г.).
За счет федерального
бюджета будет также
Проект бюджета предполагает повышение расходов на социальные нужды – с 35% в 2012 году до 36,7% в 2014 году, на нацбезопасность и деятельность правоохранительных органов – с 12,3% в 2012 году до 14,3% в 2014 году, на оборону – с 8,6% в 2012 году до 8,7% в 2014 году.
В то же время расходы на экономику в 2012 и 2013 гг. будут снижаться, что обусловлено сокращением субсидирования отдельных направлений национальной экономики, а также завершением выполнения ряда федеральных программ и крупных объектов капстроительства.
Также снижаются расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства – вследствие завершения ряда федеральных программ и полным обеспечением военнослужащих жильем в 2013 году, и на образование – в 2013 году завершается модернизация региональных систем общего образования, а с 2012 года содержание профтехучилищ ложится на региональные бюджеты. Снижены будут расходы и в сфере здравоохранения в 2013-2014 гг. – денежные выплаты медицинским работникам будут проводиться за счет обязательного медицинского страхования.
В предстоящее трехлетие правительство предлагает начать восстановление Резервного фонда за счет нефтегазовых доходов – с 2,409 трлн. руб. в 2012 году до 4,183 трлн. руб. в 2014 году.
Так же определенные сомнения по поводу реалистичности предложенного проекта федерального бюджета России, вызывают заложенные в бюджет прогнозируемые цены на нефть марки Urals, основы нефтеэкспорта России:
■ в 2012 году – $ 100 за баррель;
■ в 2013 году – $ 97 за баррель;
■ в 2014 году – $ 101 за баррель.
Как отмечают многие западные СМИ, в бюджет заложены оптимистические показатели стоимости «черного золота», в то время как в мире принято ориентироваться на более сдержанные прогнозы. Так, на следующий год страны ОПЕК прогнозируют стоимость барреля нефти на уровне $ 70, Казахстан – $ 75, Азербайджан – $ 80.
Также эксперты напоминают, что уже бывший министр финансов России Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что для простого сохранения уровня расходов на прежнем уровне необходимо поднимать налоги. Этому противился российский премьер В. Путин.
Не стоит забывать и о политической составляющей – в марте следующего года в России пройдут президентские выборы, и нынешние власти объективно не заинтересованы в усилении налогового пресса как на бизнес, так и население. Смена правительства, даже в условиях «российского тандема», скорее всего, приведет к пересмотру бюджетных показателей, связанных с повышением налогов, изменениям тарифных сеток и возможным проведением реформ – например, пенсионной, а проект федерального бюджета РФ станет скорее, политическим документом, который после выборов претерпит серьезные изменения.
Непонятно, и какими будут страховые взносы с зарплат – снижение до 30% запланировано только на 2012-2013 гг., поэтому на 2014 год в проект бюджета заложена нынешняя цифра – 34%, а какой она будет реальной, станет известно только после рассмотрения параметров пенсионной реформы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мною были произведены исследования, что помогло мне выяснить следующее - государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Что касается Российской Федерации, то можно подчеркнуть - ее бюджетный процесс стал более открытым. На всех предварительных стадиях работы над проектом бюджета шла дискуссия заинтересованных сторон.
Сейчас наша страна находиться в условиях достаточно высокой турбулентности мировой экономики и поэтому период до 2014г. во многом является переходным. В таких условиях повышается роль внутренних факторов экономического развития. Существенным, в экспертных оценках роста мировой экономики в предстоящие три года для России, является то, как будут развиваться экономики Китая и Индии-стран обеспечивающих более половины роста спроса на углеводородное сырье, энергоресурсы, нефть металл и другие товары российского экспорта, поскольку более трети доходов в консолидированный бюджет связаны с теми секторами экономики, которые работают на экспорт.
Существенная зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов, дает достаточно оптимистичный подход к формирование бюджета и сложно сказать будут ли прогнозы стоимости нефти реальны.
В первую очередь, фактором, который в ближайшие годы может вызвать острый бюджетный кризис является, зависимость от сырьевого экспорта. В 2010 году доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 8,6% ВВП (почти 45% доходов бюджета). Если до кризиса в бюджет направлялась лишь часть доходов от экспорта энергоресурсов в виде «нефтегазового трансферта», а остальное шло в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, то сейчас нефтегазовые доходы полностью идут на покрытие дефицита бюджета. Бюджет 2011 года сводится без дефицита лишь при цене $100 за баррель. Среднегодовая цена на нефть в длительной исторической ретроспективе (1880-2007 годы) составляет $19,41 за баррель (в ценах 2000 года). Период экстремально высоких цен на энергоносители рано или поздно закончится, и тогда Россию ждут большие финансовые проблемы. Чтобы избежать серьезных потрясений, необходимо уже сегодня серьезно пересматривать политику государственных расходов. Возможно, в скором будущем властям придется ликвидировать государственные корпорации, сокращать расходы на мегапроекты (Олимпиада-2014, Гран-при «Формулы-1», Чемпионат мира по футболу — 2018 и др.) и начинать пенсионную реформу. Учитывая тот факт, что объем российских суверенных фондов за два кризисных года существенно сократился (на 1 июля 2011 года в Резервном фонде накоплено $26,6 млрд), широких возможностей для маневра не будет.
Поэтому для достижения высоких темпов роста потребуется комплекс структурных преобразований — масштабная приватизация, дебюрократизация, реформы естественных монополий и пр. Возможно, правительство осознает необходимость новой волны экономических реформ: с целью их подготовки началась работа по коррекции Стратегии-2020. Однако для осуществления преобразований нужна политическая воля и готовность первых лиц государства реализовать непопулярные меры.
Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. В. В. Вагин, О. К. Ястребова, Ю. В. Автономов, А. В. Горшенин, М. В.Грачева, С. Ю. Иванов, А. А. Парфенов, Е. В. Пономаренко, А. В. Цветкова. Путеводитель по российскому бюджету-2006. Москва.2007г.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011г.)
3.Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / О. А. Бойтуш, Н. А. Истомина; под ред. А. Ю. Казака ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2009.
4 «Экономика растет, бюджет тает…» //Журнал Эксперт №14(101) 2011г.
5.Журнал «Финансы» выпуск №10 2011г.//Поставлена задача выйти на бездефицитный бюджет
6. «ФНС перечислил в бюджет РФ до 8,8 трлн рублей»// Российская газета 2011г.
7.Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/
8. Сайт Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.budgetrf.ru/
9. «Профицит бюджета РФ по итогам 2011 года может достичь 1% ВВП:» [Электронный ресурс] // Сайт РИАНовости 2011г.//http://ria.ru/
10 Официальный сайт компании "Консультант Плюс» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его дефицта