Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:06, реферат
История государственных бюджетов. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.
Чтобы представить типичный бюджет докапиталистических государств, рассмотрим роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680, при царе Федоре Алексеевиче, брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные войны. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.
Ситуация, когда
армия и государственный
Таблица 1 | |||||
Таблица 1. РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И АРМИЮ В БЮДЖЕТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, % | |||||
300 г. | 540 г. | 641 г. | 842 г. | 1025 г. | |
На государственный аппарат | 9 | 10 | 13 | 16 | 14 |
На армию | 81 | 71 | 78 | 65 | 70 |
ВСЕГО | 90 | 81 | 91 | 81 | 84 |
Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые – см. Табл. 2), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.
Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.
В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» – государственный бюджет.
В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.
Таблица 2 | ||
Таблица 2. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1734. | ||
Название расхода | руб. | % от государственного бюджета. |
1. Содержание императрицы, всего | 408 000 | 5,23 |
двор | 260 000 | |
императорская конюшня | 100 000 | |
родственникам императрицы | 48 000 | |
2. Государственное и местное управление | 332 031 | 4,25 |
жалование чиновникам высшего ранга | 96 082 | |
жалование служащим канцелярий | 153 688 | |
расходы по учреждениям | 17 072 | |
таможенным и портовым чиновникам | 14 332 | |
служащим в провинциях | 36 525 | |
расходы на командировки и канцелярские расходы в провинции | 14 465 | |
3. Правоохранительные органы и тюрьмы | 11 494 | 0,15 |
полиция | 9 748 | |
арестантам и ссыльным кормовых | 1 746 | |
44. Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.) | 131 311 | 1,68 |
5. Здравоохранение | 16 006 | 0,21 |
6. Образование и наука | 51 871 | 0,66 |
Адмиралтейская академия и Академия наук | 47 371 | |
геодезистам и школьным учителям | 4 500 | |
7. Социальная защита | 79 972 | 1,02 |
нищие и ветераны | 41 876 | |
пенсии | 38 096 | |
8. Строительство | 256 813 | 3,29 |
9. Закупка соли за рубежом | 14 792 | 0,19 |
10. Вооруженные силы | 6 505 154 | 83,32 |
армия | 4 935 154 | 63,21 |
военно-морской флот | 1 200 000 | 15,37 |
артиллерия | 370 000 | 4,74 |
Итого | 7 807 577 | 100 |
Источник: Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. X. История России с древнейших времен. Т. 19 – 20/ Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1993. С. 468, 680–682 |