Государственный бюджет и проблемы его дефицта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать функции государственного бюджета;
- изучить особенности доходной и расходной части госбюджета;
- рассмотреть проблему бюджетного дефицита..
- рассмотреть и проанализировать основные параметры бюджета на 2012г.

Содержание

Введение.................................................................................................. 3
1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в
Российской Федерации……………………………………………………...6
2. Доходы бюджета.........................................................................................13
3. Расходы бюджета........................................................................................19
4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25
5.Основные параметры бюджета 2011 и
плановый период 2013-2014 (доходы и расходы) ......................................30
Заключение............................................................................................ 36
Список литературы..................................................................................38

Работа содержит 1 файл

готов2.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (Таблица 3)

Таблица 3: Динамика доходов федерального бюджета

                                                                                                   млрд. рублей

Показатель

2010 год 

(отчет)

2011 год (закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

в %% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 228,2

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в %% к ВВП

8,5

9,8

8,6

8,2

7,7

7,7

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 075,2

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в %% к ВВП

10,0

9,5

9,9

10,2

10,3

10,2

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

46,1

50,7

46,5

44,7

43,1

Ненефтегазовые доходы

53,9

49,3

53,5

55,3

56,9


   Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

   Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

   Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

3.Расходы бюджета

Бюджет – это план финансирования государственной политики в течение года. Основные расходы государства можно разделить на следующие группы:

• расходы на государственное  управление;

• расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;

• социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное

обеспечение, спорт);

• финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли).

Еще одним направлением государственных расходов для стран, имеющих государственный долг, является обслуживание этого долга. В современном мире государственный долг имеет большинство стран.

Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных  услуг. Как я уже отмечал в  начале главы, в России в настоящее  время идет реформа межбюджетных отношений. Так вот, ключевая задача этой реформы – предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с имеющимися финансовыми ресурсами. В РФ в соответствии с Бюджетным кодексом в настоящее время за каждым уровнем власти закреплены определенные расходы. Сама же структура расходов государственного бюджета (берется пример Федерального бюджета) выглядит следующим образом:

Рис.3: Структура расходов федерального бюджета

 

Правительство ведет  интенсивную работу по реализации концепции  совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции  закладываются три основных блока  задач:

  • -формировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
  • - определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
  • - создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

   Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура  расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды: текущие и капитальные расходы.

Так же одним из важных признаков классификации расходов бюджета является - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

    • финансирование промышленного производства;
    • финансирование социально-культурных мероприятий;
    • финансирование науки;
    • финансирование обороны;
    • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    • расходы по внешнеэкономической деятельности;
    • создание резервных фондов;
    • расходы по обслуживанию государственного долга;
    • прочие расходы и выплаты.

Каждая из названных  групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Последним признаком классификации расходов является территориальный.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования.

За последние несколько  лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной  части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала  Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.

В настоящее время  в качестве приоритетных направлений  расходов федерального бюджета РФ в  Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:

  • безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
  • индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
  • обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
  • обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
  • постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
  • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Также большое внимание уделяется проблеме эффективности  использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята  Программа повышения эффективности  бюджетных расходов до 2012 года, которая  предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.

Наиболее быстро растущими  статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая  составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.

Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено  расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.

Расходы на национальную оборону являются единственной статье расходов, которые в период 2011-2013 г.г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.г.. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и «национальной безопасности и правоохранительной деятельности» для оснащения «силовых» ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.

В 2012-2014 годах так же планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 4):

Таблица 4: Динамика расходов федерального бюджета

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его дефицта