Государственный бюджет и проблемы его дефицта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать функции государственного бюджета;
- изучить особенности доходной и расходной части госбюджета;
- рассмотреть проблему бюджетного дефицита..
- рассмотреть и проанализировать основные параметры бюджета на 2012г.

Содержание

Введение.................................................................................................. 3
1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в
Российской Федерации……………………………………………………...6
2. Доходы бюджета.........................................................................................13
3. Расходы бюджета........................................................................................19
4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25
5.Основные параметры бюджета 2011 и
плановый период 2013-2014 (доходы и расходы) ......................................30
Заключение............................................................................................ 36
Список литературы..................................................................................38

Работа содержит 1 файл

готов2.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

Следующий этап – рассмотрение и утверждение бюджета. До 26 августа  текущего года Правительство России вносит на рассмотрение Государственной  Думы проект федерального бюджета на следующий год. В течение суток Совет Думы на основании заключения Комитета по бюджету решает: принимать документ к рассмотрению либо возвращать Правительству на доработку.

Если документ принимается  к рассмотрению, его рассылают  в комитеты Госдумы, в Совет Федерации, Счетную палату. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении (оно должно состояться не позднее 30 дней со дня внесения проекта федерального бюджета Правительством РФ) обсуждаются и принимаются основные характеристики федерального бюджета, которые будет невозможно изменить при последующих чтениях: общий объем расходов федерального бюджета, доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, дефицит федерального бюджета, если таковой предполагается, и, соответственно, источники финансирования дефицита. Помимо этого, рассматриваются прогноз социально-экономического развития России, основные направления налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Во время первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. В случае отклонения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может поставить вопрос о доверии Правительству.

Во втором чтении (не позднее 15 дней после первого) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, т. е. сколько будет потрачено на оборону, национальную экономику, социальную сферу, межбюджетные трансферты и  пр. Во втором чтении принимается решение о размере основного фонда финансовой помощи регионам – Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

В третьем  чтении (не позднее 25 дней после второго) утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета,  распределение средств Фонда финансовой поддержки между субъектами Федерации, государственный оборонный заказ, федеральные целевые программы. Именно в рамках третьего чтения рассматривается основная часть поправок, касающихся конкретного распределения бюджетных средств.

В последнем, четвертом чтении (не позднее 15 дней после третьего), законопроект принимается целиком, с учетом всех внесенных изменений и поправок.  Принятый Государственной Думой закон о бюджете направляется на рассмотрение в верхнюю палату Федерального Собрания – Совет Федерации и, в случае одобрения, передается Президенту для подписания.

Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических  и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового  обеспечения функций, выполняемых  органами государственной власти и  органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного  снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 1):

Таблица1: Основные параметры бюджетной системы

Российской Федерации

млрд. рублей

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы, всего

16 198,4

13 552,5

15 737,5

19 325,1

20 406,6

22 439,9

24 360,3

%% к ВВП

38,8

34,9

35,0

36,3

35,5

35,4

34,6

в том числе:

             

Федеральный бюджет

9 275,9

7 337,8

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 253,3

3 789,2

4 814,5

5 540,2

6 675,5

7 373,1

8 130,5

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

1 654,4

1 656,4

2 034,8

3 071,5

3 618,3

4 022,4

4 402,4

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 196,1

5 923,6

6 534,2

7 025,8

7 295,4

7 746,4

8 277,1

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

5 101,4

4 437,5

5 155,9

5 682,5

6 160,5

6 729,9

7 312,4

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

536,7

479,1

587,8

849,1

871,6

984,7

1 122,5

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

166,7

120,8

241,4

267,7

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

14 169,7

16 328,0

17 614,5

20 089,8

22 195,8

24 374,6

26 149,5

%% к ВВП

34,0

42,1

39,2

37,7

38,6

38,4

37,1

в том числе:

             

Федеральный бюджет

7 570,9

9 660,1

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

4 893,9

6 386,7

5 981,6

7 233,1

8 341,8

9 459,7

10 077,4

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

2 897,8

3 587,2

4 779,5

5 529,7

6 672,8

7 367,2

8 122,5

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

2 728,7

3 478,6

4 675,8

5 205,9

5 782,2

6 359,5

6 977,0

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 250,5

6 252,9

6 634,1

7 081,9

7 516,8

7 942,7

8 425,9

- в том числе  расходы без учета межбюджетных трансфертов

6 047,0

5 983,6

6 369,3

6 801,7

7 200,2

7 570,7

7 972,6

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

500,1

479,1

587,8

849,1

871,6

984,7

1 122,5

Дефицит (-), всего

2 028,7

-2 775,5

-1 877,0

-764,7

-1 789,2

-1 934,7

-1 789,2

%% к ВВП

4,8

-7,2

-4,2

-1,4

-3,1

-3,0

-2,5


 

Важный вопрос — концептуальные подходы к разграничению доходов  и расходов консолидированного бюджета  РФ между федеральным уровнем  и субъектами Российской Федерации.

Доля федерального бюджета  в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  вне-бюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в общем  объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.

2.Доходы бюджета

В государственном бюджете  страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходную часть бюджета  составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Существуют государства без собственной армии, но нет государств без налогов.

Вопрос о налогах  затрагивает интересы всех слоев  общества и потому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношении разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге система налогов является компромиссом между интересами различных групп общества. Современные налоговые механизмы весьма разнообразны. Сейчас в России 18 налогов, однако, до начала налоговой реформы в 2000 г. их было более 50. Налоги регулируются специальными законами, в России таким законом является Налоговый Кодекс. Налоги делятся по уровням бюджетной системы, что будет рассмотрено в следующем разделе. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы (заработная плата, прибыль) либо собственность (земля, имущество) физических или юридических лиц. Основные прямые налоги – налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество. К прямым налогам относятся также и ресурсные платежи, среди которых основной – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Их вносят производители товаров и услуг, хотя действительными плательщиками являются конечные потребители. Косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров. Важнейший косвенный налог – налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог обеспечивает получение гарантированных бюджетных доходов и в настоящее время является главным налоговым источником формирования доходной части федерального бюджета России. На его долю приходится около трети общей суммы налоговых платежей, поступающих в доход федерального бюджета.

Налоговая система России как федеративного государства  включает в себя следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные, которые соответственно обязательны к уплате на территории всей России, субъекта РФ или муниципального образования.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

· налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

· налоги на совокупный доход;

· налоги на имущество;

· платежи за пользование  природными ресурсами;

· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие  виды:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

· доходы от реализации государственных  запасов;

· доходы от продажи земли  и нематериальных активов;

· поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

· административные платежи  и сборы;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической  деятельности.

К федеральным налогам  относятся налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц,  единый социальный налог, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, а также госпошлины, регулярные платежи и сборы.

К региональным налогам  относятся налог на имущество  организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Региональные налоги целиком поступают в бюджет региона, местные – в местный бюджет, а среди федеральных налогов часть поступает целиком в федеральный бюджет, а часть делится между бюджетами разных уровней.

Так, в федеральный  бюджет целиком (100%) зачисляются следующие  налоги: на добавленную стоимость, акцизы на табачную продукцию и автомобили, акцизы на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, водный налог, а также госпошлины, регулярные платежи и сборы. Налог на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет практически целиком (95%), поскольку доходы от невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, алмазы, золото) должны принадлежать всей стране, а не только региону, в котором они добываются.

К налогам, которые делятся  между бюджетами разных уровней, относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, другие налоги. Налог на доходы физических лиц, который как федеральный налог обязателен к уплате на всей территории РФ, зачисляется в бюджеты субъектов РФ (60%) и местные бюджеты (40%). Налог на прибыль делится следующим образом: в общей сложности предприятие-налогоплательщик платит 24% от прибыли, из которых в  федеральный бюджет идет 6,5% налога, а 17,5% достается бюджету региональному. Субъект Российской Федерации вправе передать часть своих налоговых доходов местным бюджетам.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Так согласно информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 июля 2011 года:

• Доходы составили 3 716 млрд. руб. с ростом на 18% (+562 млрд. руб.).

• Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 21% (+505 млрд. руб.), составив 2 889 млрд. руб.

• Поступление налога на прибыль увеличилось на 33% (+273 млрд. руб.) по сравнению с 2010 годом, объем которого составил 1 091 млрд. руб.

• Поступление НДФЛ возросло на 12% (+92 млрд. руб.) относительно уровня 2010 года, составив 885 млрд. руб.

• Поступление акцизов увеличилось на 11% (+17 млрд. руб.) по сравнению с 2010 годом, объем которых достиг 172 млрд. руб.

• Поступление налога на имущество организаций выросло на 11% (+23 млрд. руб.) относительно уровня 2010 года, составив 228 млрд. руб.

• Доходы от других налогов поступили в сумме 251 млрд. руб. и выросли на 13% (+29 млрд. руб.).

• Неналоговые доходы возросли на 38% (+71 млрд. руб.), составив 261 млрд. руб.

• Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 806 млрд. руб., с ростом на 17% (+115 млрд. руб.), что составляет 22% доходов.

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.(Таблица 2)

 

 

 

  Таблица 2:Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета

в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его дефицта