Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:14, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
«Бюджетная
система – это совокупность всех
бюджетов действующих на территории страны»1.
1.Бюджетная система Российской Федерации.
1.1 Уровни бюджетной системы.
В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 года и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Первый уровень - федеральный бюджет российской федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).
Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов образуют второй уровень бюджетной системы. На сегодняшний день это 88 бюджетов: из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга.
Третий уровень бюджетной системы- бюджеты муниципальных образований. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет
бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Консолидированный
бюджет в Бюджетном кодексе
РФ определен как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей
территории (за исключением бюджетов
государственных внебюджетных фондов)
без учета межбюджетных трансфертов
(ст.6.)
Рис. 2. Консолидированный
бюджет Российской Федерации.
Консолидированный
бюджет обычно составляется при разработке
проекта федерального бюджета в виде прогноза,
на основе которого в процессе рассмотрения
закона о бюджете уточняются пропорции
бюджетов разных уровней бюджетной системы.
На 2007-2008 гг. прогноз консолидированного
бюджета представлен ниже и дает достаточно
полное представление о структуре расходов
федерального бюджета и консолидированного
бюджета субъектов Российской Федерации
(таб.1)
Таблица 1.
Основные показатели прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на 2007-2008 гг., млрд. руб.
Показатели | Федеральный бюджет | Бюджеты территорий | Консолидированный бюджет | |||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
Всего доходов | 4525,6 | 6188,1 | 3172,2 | 4335,5 | 7697,8 | 10523,5 |
Налоговые доходы | 3167,8 | 4242,9 | 2432,4 | 3289.2 | 5600,5 | 7532,1 |
Неналоговые доходы | 1878,2 | 2721,8 | 219,3 | 269,1 | 2097,5 | 2990,9 |
Всего расходов | 3749,6 | 4686,2 | 3102,6 | 4257,4 | 6852,2 | 8943,6 |
В том числе по разделам: | ||||||
Общегосударственные вопросы | 647,04 | 821,3 | 271,0 | 337,1 | 918,0 | 1158,4 |
Национальная оборона | 667,25 | 821,2 | 0,64 | 0.89 | 667,9 | 822,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 540,24 | 664,8 | 142,3 | 186,5 | 682,55 | 851,3 |
Национальная экономика | 338,6 | 495,9 | 560,5 | 786,5 | 899,1 | 1282,4 |
ЖКХ | 316,27 | 49,8 | 474,1 | 615,5 | 505,7 | 665,3 |
Охрана окружающей среды | 6,3 | 7,85 | 12,3 | 21,98 | 18,7 | 29,8 |
Образование | 206,02 | 278,5 | 678,6 | 951,7 | 884,6 | 1230,2 |
Культура, кинематография, СМИ | 50,45 | 65,1 | 103,9 | 150,2 | 154,4 | 215,3 |
Здравоохранение и спорт | 145,8 | 206,1 | 461,6 | 655,9 | 607,4 | 872,0 |
Социальная политика | 209,6 | 210,9 | 397,6 | 541,0 | 607,2 | 752,0 |
Межбюджетные трансферты | 906,6 | 1064,0 | - | - | 906.6 | 1064,0 |
Профицит | 776,0 | 1501,8 | 69,6 | 78,0 | 845,6 | 1579,8 |
По материалам приложений к проектам законов
о федеральном бюджете на 2007-2008 гг.
В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов не его территории.
Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает представление о ресурсах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Такой свод получил название бюджета расширенного правительства – «расширенного» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется правительством.
Становление бюджетной системы характеризуется также и становлением принципов ее функционирования, которые отражены в БК РФ.
Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.
Принцип единства бюджетной системы означает, что:
- в основе
разработки и исполнения
- бюджеты всех уровней исполняются на основе единого измерителя (национальная денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;
- используется единая классификация доходов и расходов бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.
Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:
1.Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.
2.Расходы
превышают доходы, образуется дефицит
бюджета, для покрытия
3.Расходы
сознательно устанавливаются
Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.
Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.
Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.
Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.
Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:
- принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
- принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
- принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
- принцип
самостоятельности определяется наличием
у бюджетов всех уровней собственных источников
доходов и правом самовольного их расходования
(в рамках действующего законодательства).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления
не входят своими доходами и расходами
в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация
этих принципов прослеживается и в
бюджетной системе субъектов РФ.