Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проанализировать функции государственного бюджета;
- изучить особенности доходной и расходной части госбюджета;
- рассмотреть проблему бюджетного дефицита..
- рассмотреть и проанализировать основные параметры бюджета на 2012г.
Введение.................................................................................................. 3
1. Государственный бюджет и бюджетный процесс в
Российской Федерации……………………………………………………...6
2. Доходы бюджета.........................................................................................13
3. Расходы бюджета........................................................................................19
4. Регулирование дефицита бюджета............................................................25
5.Основные параметры бюджета 2011 и
плановый период 2013-2014 (доходы и расходы) ......................................30
Заключение............................................................................................ 36
Список литературы..................................................................................38
Показатель |
2011 год (закон) |
Прогноз | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
1 175,8 |
1 233,6 |
862,0 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
10,7 |
10,1 |
6,4 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
4,4 |
4,4 |
1,4 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета
компенсации выпадающих | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
939,4 |
1 194,4 |
1 137,6 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
8,5 |
10,0 |
8,6 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
2,4 |
4,3 |
3,5 |
Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации за 2010 год возрос на 23%, составив на 1 января 2011 года 1 095,2 млрд. рублей, или 27,9% к налоговым и неналоговым доходам. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 169,3 млрд. рублей.
В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика.
4.Регулирование дефицита бюджета
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Если бюджет оказывается дефицитным, государство должно привлекать внешние или внутренние источники покрытия дефицита: кредиты и займы у собственного населения и предприятий, инвесторов на международных финансовых рынках, при необходимости – зарубежных стран, международных организаций. С течением времени все большая часть получаемых государством доходов идет на выплату долга и растущих процентов. Неэффективное управление долгом может привести к дефолту – вынужденному отказу страны от выплаты своих долговых обязательств.
Принято различать первичный
и общий дефицит
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.
Для преодоления дефицита государство может пойти на сокращение бюджетных расходов. Этот путь выглядит самым простым, но для населения и экономики он оказывается весьма болезненным. Как свидетельствует мировая практика, решение вопроса о том, какие именно расходы следует снизить, нередко приводит к острым дискуссиям и политическим разногласиям, вплоть до отставки правительства.
Еще одним способом преодоления дефицита является выпуск (эмиссия) дополнительных денег. Такой способ весьма опасен: он временно снимает проблему, позволяя залатать отдельные финансовые прорехи, однако ведет к росту инфляции. Действующее бюджетное законодательство (Бюджетный Кодекс РФ) запрещает использование инфляционных источников покрытия дефицита бюджета.
Наконец, государство может пойти на продажу объектов госсобственности или повышение налогов. Понятно, что первый источник не может быть постоянным, а второй– повышение налогов – весьма непопулярен в глазах бизнеса и населения.
Среди политиков и экономистов существуют разные точки зрения по отношению к дефициту бюджета. Одни из них считают его однозначным злом, с которым необходимо бороться любыми методами. Другие считают, что дефицит бюджета не является только негативным явлением, его роль должна оцениваться с учетом причин возникновения, а также целей использования дополнительно мобилизуемых средств, источников и методов финансирования.
Большинство стран стремится к минимизации или отсутствию бюджетного дефицита. В некоторых странах соблюдается правило обязательного отсутствия дефицита бюджета текущих расходов. Финансирование же капитальных расходов займами считается приемлемым при условии, что в перспективе имеется возможность стабильного финансирования расходов на обслуживание долга. Тем не менее, минимизация дефицита позволяет выполнять запланированные программы социального развития и поддержки экономики, избегая отвлечения дополнительных средств на выплату государственного долга.
Что касается России, то в первые за два года дефицит бюджета отсутствует а профицит бюджета РФ по итогам 2011 года составит 0,8-0,9% ВВП, по некоторым данным он может достичь и 1% ВВП.
Последняя оценка составляла 0,6-0,8% ВВП. Изначально бюджет на 2011 года планировался с дефицитом, но затем российские власти неоднократно корректировали свои оценки на фоне высоких цен на нефть.
По итогам года снизился уровень ненефтегазового дефицита бюджета примерно он составил 9,8% ВВП, что почти на 2 процентных пункта ниже прогноза, который был сделан в начале текущего года, а в 2010 году ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составлял 12,6% ВВП.
Консолидированный бюджет всех регионов РФ по итогам года также будет выполнен с профицитом.
Однако, при вероятном незапланированном снижении дефицита бюджета РФ 2011 года остаётся вероятность того, что и инфляция может оказаться большей, чем сейчас прогнозируется в Минэкономразвития.
В связи с этим, существует необходимость повышения эффективности расходования средств. Неравномерное выполнение бюджета, сдвинутое на вторую половину года создаёт излишние инфляционные риски.
При этом у России один из самых низких показателей по объему госдолга - 10% ВВП, из которых внешний долг составляет лишь 2,5% ВВП.
Так же на конец 2011 года объем Резервного фонда составит 1,8 триллиона рублей, объем ФНБ - 2,7 триллиона рублей.
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 5):
Таблица 5:Формирование основных характеристик федерального бюджета
на 2012-2014 годы
млрд. рублей
Показатель |
2011 год (закон)* |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доходы |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
11 961,9 |
13 156,3 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,8 |
20,7 |
20,3 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов |
- |
236,4 |
275,6 |
- |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
Дефицит |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
* здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О феде- ральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 6):
Таблица 6:Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы
млрд. рублей
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
в том числе условно утверждаемые |
335,8 |
714,7 | |||
%% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
5,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 7):
Таблица 7: Источники финансирования дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
в том числе условно утверждаемые |
335,8 |
714,7 | |||
%% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
5,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его дефицта