Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

При распределении бюджета участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью.

Работа содержит 1 файл

ГБ РК.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА  И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ. 

     При распределении бюджета участвуют  разные экономические категории:  финансы, налоги, бюджет и т.д.  Специфика финансов состоит в  том, что распределительный процесс,  осуществляемый с их помощью.

     Существование бюджетной среды  и распределения функциями государства  именно оно нуждается в централизованных  средствах для финансирования  областей, развивающихся ускоренными  темпами, для проведения социально-культурных  мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет».

     В Республике Казахстан самостоятельно  функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты ( включая бюджеты специальных экономических зон).

    Республиканский бюджет на финансовый  год утверждается законом Республики  Казахстан, местные бюджеты - решениями  соответствующих местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития специальных экономических зон на финансовых год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.

     Формирование, утверждение и учет  исполнения бюджетов всех уровней  осуществляются в национальной валюте.

     Бюджетное устройство Республики  Казахстан основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  республики. Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов.

     В государственном бюджете реально  воплощен принцип финансовой  централизации,  который осуществляется  государством. Централизованные финансовые  ресурсы позволяют государству  обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития.

     Как особая область стоимостного  распределения государственный  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения

5

запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д. 

     Итак, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

- предназначен  для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов;

- область  бюджетного распределения занимает  центральное место в составе  финансов, выполняя ведущую роль  по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы. Таким образом, государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения в денежной форме.

     Бюджетные ресурсы - это экономическая  форма общественного продукта  и национального дохода, которая  на стадии стоимостного распределения  поступила в распоряжение государства  для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

     Итак, как государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

     Республиканский бюджет представляет  собой централизованный фонд  денег, формируемый в основном  за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ, определяемых Правительством для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.

     Поступления в бюджет включают:

1). Доходы  республиканского бюджета, которые  состоят из:

- налоговых  и таможенных поступлений, установленных  налоговым и таможенным законодательством  Республики Казахстан, включая  общегосударственные налоги и  сборы, за вычетом сумм, подлежащих  зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам

Астаны  и Алматы определяются законом о  республиканском бюджете;

6

- неналоговых  поступлений, определяемых Правительством  в рамках законодательства и предоставленных ему полномочий;

- иных  поступлений, не противоречащих  законодательству, включая поступления  в бюджет, получаемые от государственных  учреждений за оказанные платные  услуги;

3). Правительственные  заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета;

4). Поступления  от погашения ранее выданных  из республиканского бюджета  кредитов (ссуд), а также части  поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств.

     Из республиканского бюджета  обеспечивается финансирование  республиканских программ и подпрограмм,  которые включают :

1). Общегосударственные  расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

- в области  образования и здравоохранения;

- в области  фундаментальных и прикладных  научных исследований;

- в области  обороны, общественного порядка  и безопасности, судебной и уголовно-исправительной  системы, в области предупреждения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

- по  мероприятиям, выполняемым центральными  исполнительными органами по  организации туризма, спорта и  в сфере культуры;

- по  услугам радио и телевидения  и других государственных СМИ;

- по  поддержке сельскохозяйственных  товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели;

- по  воспроизводству, охране животного  мира, сохранению и развитию особо  охраняемых природных территорий;

- по  реализации новой жилищной политики  и развитию жилищного строительства,  адаптации нормативной базы строительства,  геолого-разведочных, геодезических  и сейсмологических работ, охране  недр, землеустройству, мероприятий  по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации;

- по  выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным  долгам и их размещением;

- по  программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы,  передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;

- по  пенсионным выплатам из Государственного  центра по выплате пенсий и  государственным социальным пособиям  по инвалидности, по случаю потери  кормильца и по возрасту;

- по  обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения; 

7

- по  другим общегосударственным приоритетным  мероприятиям в соответствии  с программами Правительства  Республики Казахстан, включая  расходы по обслуживанию государственного  долга;

2). Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки;

3). Погашение  основной суммы государственного  долга.

     Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Доходы и расходы - категории  государственного бюджета. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

     Организационные формы в сфере бюджетных отношений включают в себя конкретные виды доходных поступлений (налог на прибыль, НДС, акцизы, поступления от средств приватизации и т.д.), расходных назначений (расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и т.д.), бюджетный дефицит, методы и способы определения объема доходов, расходов бюджета и его дефицита. Следовательно, организационные формы связаны с деятельностью государства, которое определяет формы бюджетных отношений, устанавливает конкретные виды налогов, сборов и расходов, регламентирует условия и порядок их функционирования путем выработки соответствующих правовых норм.

     Плановая форма движения централизованного  фонда денежных средств государства  приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе-основном финансовом плане страны. В нем предусматриваются те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства.

     Основной финансовый план является  продуктом деятельности государства,  в нем выражена воля государства,  отражающего интересы народа. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.

     Сегодня на основе республиканского  бюджета оценить финансовое состояние  экономики республики очень трудно, так как в нем отражаются  не все финансовые ресурсы  государства. Поэтому во время  рассмотрения и утверждения республиканского  бюджета и возникает множество вопросов о социально-экономическом развитии республики.

     Показатели основного финансового  плана должны основываться на  глубоком знании объективных  закономерностей развития экономики. 

8

Государство, устанавливая бюджетные показатели, должны учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. Решения, принимаемые государством в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от уровня развития общества.

Информация о работе Государственный бюджет