ГЛАВА I.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА
И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
При распределении бюджета участвуют
разные экономические категории:
финансы, налоги, бюджет и т.д.
Специфика финансов состоит в
том, что распределительный процесс,
осуществляемый с их помощью.
Существование бюджетной среды
и распределения функциями государства
именно оно нуждается в централизованных
средствах для финансирования
областей, развивающихся ускоренными
темпами, для проведения социально-культурных
мероприятий в масштабах всего
общества, решения задач оборонного характера,
покрытия общих издержек государственного
управления. Совокупность этих финансовых
отношений выражается через экономическую
категорию «государственный бюджет».
В Республике Казахстан самостоятельно
функционируют республиканский бюджет
и местные бюджеты ( включая бюджеты специальных
экономических зон).
Республиканский бюджет на финансовый
год утверждается законом Республики
Казахстан, местные бюджеты - решениями
соответствующих местных представительных
органов. Бюджеты фондов экономического
и социального развития специальных экономических
зон на финансовых год утверждаются в
соответствии с законодательством об
этих фондах.
Формирование, утверждение и учет
исполнения бюджетов всех уровней
осуществляются в национальной валюте.
Бюджетное устройство Республики
Казахстан основывается на принципах
единства, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов,
входящих в бюджетную систему
республики. Единство бюджетной
системы обеспечивается единой правовой
базой, использованием единой бюджетной
классификации, единством формы государственной
финансовой статистики, передаваемой
с одного уровня бюджета на другой, принципами
бюджетного процесса, единством денежной
системы. Оно основано на взаимодействии
бюджетов всех уровней через перераспределение
доходов.
В государственном бюджете реально
воплощен принцип финансовой
централизации, который осуществляется
государством. Централизованные финансовые
ресурсы позволяют государству
обеспечивать запланированные темпы и
пропорции общественного воспроизводства,
добиваться совершенствования его отраслевой
и территориальной структуры, формировать
в необходимых размерах средства для первоначального
развития прогрессивных отраслей экономики,
проводить крупные социальные преобразования.
Денежные средства сосредотачиваются
на решающих участках экономического
и социального развития.
Как особая область стоимостного
распределения государственный
бюджет выполняет специфическое
общественное назначение - служит удовлетворению
общегосударственных потребностей. За
счет бюджетных средств осуществляются
затраты по расширению производства, связанные
с необходимостью ускорения научно-технического
прогресса и достижения
5
запланированных
сдвигов в отраслевой и территориальной
структуре общественного производства;
образуются резервные фонды в общегосударственном
масштабе; покрываются общие, не относящиеся
к производству издержки управления; производятся
затраты по совместному удовлетворению
коллективных потребностей и формированию
фондов для содержания нетрудоспособных,
расходы по охране границ государства,
содержанию армии, затраты, связанные
с развитием интеграции и т.д.
Итак, государственный бюджет характеризуется
следующими чертами:
- предназначен
для перераспределения стоимости между
отраслями народного хозяйства, территориями
страны, секторами экономики, в отличие
от финансов хозяйствующих субъектов;
- область
бюджетного распределения занимает
центральное место в составе
финансов, выполняя ведущую роль
по отношению к другим звеньям финансовой
системы (финансам хозяйствующих субъектов,
налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей
взаимосвязью бюджета с другими звеньями
финансовой системы. Таким образом, государственный
бюджет, как и любая другая экономическая
категория, выражает производственные
отношения в денежной форме.
Бюджетные ресурсы - это экономическая
форма общественного продукта
и национального дохода, которая
на стадии стоимостного распределения
поступила в распоряжение государства
для удовлетворения потребностей производства,
социально-культурных потребностей населения,
обороны и управления. Формирование и
использование бюджетных ресурсов выражает
процесс движения стоимости в связи с
ее распределением и перераспределением.
Итак, как государственный бюджет выражает
производственные отношения в денежной
форме, возникающие между государством
и другими участниками производства в
процессе распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта
путем образования централизованного
фонда денежных средств государства и
его использования на повышение уровня
жизни народа и удовлетворение общественных
потребностей.
Республиканский бюджет представляет
собой централизованный фонд
денег, формируемый в основном
за счет общегосударственных налогов
и предназначенный для финансирования
общегосударственных программ, определяемых
Правительством для осуществления функций,
возложенных на него Конституцией, законами
и актами Президента Республики Казахстан.
Поступления в бюджет включают:
1). Доходы
республиканского бюджета, которые
состоят из:
- налоговых
и таможенных поступлений, установленных
налоговым и таможенным законодательством
Республики Казахстан, включая
общегосударственные налоги и
сборы, за вычетом сумм, подлежащих
зачислению в доход местных бюджетов,
при этом нормативы поступлений по общегосударственным
налогам и их верхний предел по областям
и городам
Астаны
и Алматы определяются законом о
республиканском бюджете;
6
- неналоговых
поступлений, определяемых Правительством
в рамках законодательства и предоставленных
ему полномочий;
- иных
поступлений, не противоречащих
законодательству, включая поступления
в бюджет, получаемые от государственных
учреждений за оказанные платные
услуги;
3). Правительственные
заимствования, которые состоят из
поступлений в бюджет от внутренних и
внешних источников, необходимых для покрытия
дефицита республиканского бюджета;
4). Поступления
от погашения ранее выданных
из республиканского бюджета
кредитов (ссуд), а также части
поступлений от продажи государственного
пакета акций государственной собственности
для возмещения обязательств.
Из республиканского бюджета
обеспечивается финансирование
республиканских программ и подпрограмм,
которые включают :
1). Общегосударственные
расходы на социальную защиту населения,
расходы на содержание государственных,
межгосударственных и представительных
органов и другие расходы по государственным
услугам общего характера и обеспечению
финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:
- в области
образования и здравоохранения;
- в области
фундаментальных и прикладных
научных исследований;
- в области
обороны, общественного порядка
и безопасности, судебной и уголовно-исправительной
системы, в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
- по
мероприятиям, выполняемым центральными
исполнительными органами по
организации туризма, спорта и
в сфере культуры;
- по
услугам радио и телевидения
и других государственных СМИ;
- по
поддержке сельскохозяйственных
товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного
производства, борьбе с особо опасными
вредителями сельскохозяйственных растений
и болезнями животных и на другие приоритетные
цели;
- по
воспроизводству, охране животного
мира, сохранению и развитию особо
охраняемых природных территорий;
- по
реализации новой жилищной политики
и развитию жилищного строительства,
адаптации нормативной базы строительства,
геолого-разведочных, геодезических
и сейсмологических работ, охране
недр, землеустройству, мероприятий
по строительству крупных объектов
водоснабжения и канализации;
- по
выполнению государственных обязательств,
связанных с выплатой вознаграждений
(интересов) по государственным
долгам и их размещением;
- по
программе государственных инвестиций,
а также трансфертные расходы,
передаваемые в качестве субвенций в местные
бюджеты;
- по
пенсионным выплатам из Государственного
центра по выплате пенсий и
государственным социальным пособиям
по инвалидности, по случаю потери
кормильца и по возрасту;
- по
обеспечению функционирования, строительству
и реконструкции автомобильных дорог
республиканского значения;
7
- по
другим общегосударственным приоритетным
мероприятиям в соответствии
с программами Правительства
Республики Казахстан, включая
расходы по обслуживанию государственного
долга;
2). Бюджетные
средства, выделяемые из бюджета на возвратной
основе для выполнения краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных государственных
программ, как правило, через государственные
банки;
3). Погашение
основной суммы государственного
долга.
Функционирование бюджета связано с формированием
и использованием централизованного фонда
денежных средств государства, которое
происходит посредством особых экономических
форм - доходов и расходов бюджета. Доходы
и расходы - категории государственного
бюджета. Обе категории объективны, как
и сам бюджет, и имеют специфическое общественное
назначение: доходы обеспечивают государство
необходимыми денежными средствами, расходы
распределяют централизованные ресурсы
в соответствии с общегосударственными
потребностями.
Организационные формы в сфере бюджетных
отношений включают в себя конкретные
виды доходных поступлений (налог на прибыль,
НДС, акцизы, поступления от средств приватизации
и т.д.), расходных назначений (расходы
на финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий и т.д.),
бюджетный дефицит, методы и способы определения
объема доходов, расходов бюджета и его
дефицита. Следовательно, организационные
формы связаны с деятельностью государства,
которое определяет формы бюджетных отношений,
устанавливает конкретные виды налогов,
сборов и расходов, регламентирует условия
и порядок их функционирования путем выработки
соответствующих правовых норм.
Плановая форма движения централизованного
фонда денежных средств государства
приводят к тому, что бюджетные связи
отражаются в соответствующем финансовом
документе-основном финансовом плане
страны. В нем предусматриваются те распределительные
процессы, которые составляют экономическое
содержание бюджета; специфические статьи
доходов и расходов основного финансового
плана показывают источники формирования
и направления использования централизованного
фонда денежных средств государства.
Основной финансовый план является
продуктом деятельности государства,
в нем выражена воля государства,
отражающего интересы народа. Показатели
основного финансового плана страны подлежат
безусловному выполнению в соответствии
с ежегодно принимаемым Законом о бюджете.
К сожалению, в настоящее время, рассматривается
и утверждается республиканский, а не
государственный бюджет.
Сегодня на основе республиканского
бюджета оценить финансовое состояние
экономики республики очень трудно,
так как в нем отражаются
не все финансовые ресурсы
государства. Поэтому во время
рассмотрения и утверждения республиканского
бюджета и возникает множество вопросов
о социально-экономическом развитии республики.
Показатели основного финансового
плана должны основываться на
глубоком знании объективных
закономерностей развития экономики.
8
Государство,
устанавливая бюджетные показатели,
должны учитывать объективные условия
хозяйствования, экономические и финансовые
возможности страны, необходимость первоочередного
удовлетворения отдельных общественных
потребностей. Решения, принимаемые государством
в области бюджетных показателей, как
и сами государственные формы правления,
полностью зависят от уровня развития
общества.