Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      В целом тенденции бюджетной сферы страны соответствуют экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. 

      Итоги исполнения бюджета  за 2008 год и задачи на 2009 год

      В качестве основных мероприятий, направленных на обеспечение экономического развития Республики Беларусь, является дальнейшее повышение качества жизни граждан, достижение высокого уровня их социальной защиты, максимальная занятость. Разворачивается активная деятельность по созданию инновационной, интегрированной в мировой рынок экономики. В условиях мирового экономического кризиса важно сохранить и увеличить устойчивость бюджета к влиянию внешних факторов. В 2008 году бюджетная система страны подтвердила свою устойчивость. В сложившихся экономических условиях бюджет исполнен с профицитом 1,8 трлн. руб. доходы консолидированного бюджета за 2008 год выполнены на 105,2 % уточненного плана и на 127,3 % утвержденного плана. Расходы – 94,8 % и 118,7 % соответственно. Поступления доходов консолидированного бюджета в общей суме составили около 66 трлн. руб., расходы профинансированы на сумму 64 трлн. руб.

      При формировании бюджета на 2009 год выдвигается  предложение о переходе на среднесрочное  бюджетное планирование. Были разработаны трехлетние Основные направления бюджетно-налоговой политики. В связи с изменившимися экономическими условиями, сложностями прогнозирования тенденций дальнейшего развития страны окончательный финансовый документ не был подготовлен. Будет создан трехлетний финансовый план на 2010-2012 годы.

      Задача  повышения эффективности бюджетной  политики на современном этапе реализуется  посредством увеличения результативности бюджетных расходов и качества бюджетных  услуг. В 2008 году отменены пять обязательных платежей в бюджет. В 2009 году произойдут еще более значительные изменения в налоговой системе. С 2 до 1 % от выручки сократилась ставка сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. В 2010 году планируется снизить налоговую нагрузку за счет отказа от взимания налога в республиканский бюджет на поддержку сельхозпроизводителей и налога на приобретение автотранспортных средств, отмены местных целевых сборов из прибыли. Указанные меры позволят снизить налоговую нагрузку в целом на сумму  около 1,8 трлн. руб. за период реализации Программы социально-экономического развития на 2006-20010 гг. будет отменено 20 налогов, и общее количество оставшихся составит 27 платежей. Обязательными для выплаты предприятиями станут такие налоги как НДС, налог на доходы, налог на прибыль, налог на землю, налог на недвижимость. Это значит, что для промышленных предприятий общая доля налогов в выручке о реализации продукции составит 16-17 %, в то время как в последние годы она составляла более 20 %. Таким образом, налоговая система Республики Беларусь станет схожей с налоговыми системами зарубежных стран. Отрицательным моментом снижения налоговой нагрузки является тот факт, что в 2008 году в результате комплекса мер по снижению налоговой нагрузки бюджет потерял более 1 трлн. руб. (0,9% ВВП), а в 2009 году, по прогнозным оценкам, он недосчитается  2 трлн. руб. (1,3% ВВП), в 2010 году – 1,7 трлн. руб. (1,1% ВВП).

      Практически половина бюджетных средств перераспределяется через местные бюджеты. Поэтому при формировании доходной части бюджета страны начнется активное привлечение органов министерства финансов. За 2008 год в целом по стране вновь созданные организации уплатили в местные бюджеты 44 млрд. руб. налогов. Создано 847 организаций, что на 371 организацию больше, чем в 2007 году. Задание по поступлению в местные бюджеты доходов от создания организаций в размере 2% от доходов местных бюджетов не выполнено, за исключением Брестской области.

      Для повышения эффективности национальной экономики в стране сформирована система государственной поддержки. По данным Единого государственного реестра, в 2008 году по решениям Главы государства и правительства поддержка была оказана 1085 предприятиям на сумму 2,2 трлн. руб., причем основную часть из них составляют бюджетные ссуды, займы и финансовая помощь. В 2009 году объемы государственной поддержки национальной экономики планируют увеличить, но при этом изменить условия оказания помощи. Прямые формы государственной поддержки (бюджетные ссуды и финансовая помощь) сокращены до уровня, обеспечивающего выполнение уже принятых решений Главы государства и правительства.

      Республиканский бюджет за прошедший год по расходам исполнен в сумме 48,1 трлн. руб., или 96,7 % годового плана. Местные бюджеты  исполнены в сумме 23 трлн. руб., или 95,5 % годового плана. Таким образом, по результатам исполнения бюджета достигнута его сбалансированность. В течение года не произошло существенного роста кредиторской задолженности.

      Вследствие  мирового экономического кризиса в  последнем квартале 2008 года произошли существенные изменения в бюджете страны. Произошло существенное сокращение возможностей кредитования экономики банковской системой, практически прекратил функционирование внешний финансовый рынок, начали заметно сокращаться доходы как физических, так и юридических лиц страны, возникла потребность в государственной поддержке банков. Правительством были предприняты меры по экономии бюджетных средств, ужесточению процедур их выделения, ограничению непервоочередных затрат бюджета. Из средств государственного бюджета было выделено 3 трлн. руб. Были несколько сокращены размеры республиканских бюджетных средств, предназначенных для финансирования отдельных бюджетных организаций. Благодаря этому было сэкономлено 792 млрд. руб., которые были направлены в финансовый резерв для безопасного финансирования расходов бюджета в 2009 году.

      На  данном этапе развития экономики  страны и с учетом сложившейся  ситуации в мире правительственные  органы предпринимают ряд мер  по экономии средств бюджета. Одним из способов экономии средств бюджета является упорядочение сети бюджетного сектора. Продолжается рост числа бюджетных организаций. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом расходы местных бюджетов на физическую культуру возросли в 2,5 раза, что связано сводом в эксплуатацию новых объектов и принятием их на бюджетное содержание. Актуальным вопросом сегодня являются расходы местных бюджетов за счет резервных фондов.

      Одной из проблем в бюджетной сфере  страны является возврат субсидированных  средств в бюджет. В 2008 году из республиканского бюджета выданы бюджетные займы, ссуды на общую сумму 3,1 трлн. руб., а в погашение ранее выданных поступил 1 трлн. руб. сумма просроченной задолженности сократилась почти вдвое и составила 38 млрд. руб. (на начало 2008 года -73,3 млрд. руб.). Динамика задолженностей по платежам в бюджет представлена в Приложении №2. Согласно представленным данным можно сделать вывод, в целом задолженность за последние два года значительно снизилась, а именно на 31,8%. Наибольшая задолженность за 2008 год наблюдается по статье «налог на добавленную стоимость». Она составила 41,8 % в общей сумме. Однако, необходимо отметить, что по данной статье по сравнению с предыдущими годами, произошло значительное улучшение, то есть задолженность по НДС сократилась по сравнению с 2007 годом на 37,5%, с 2006 г. – на 35,5 %, с 2005 г. – на 18 %, с 2004 - на 23,1 %. Значительно сократилась задолженность по акцизам. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. она уменьшилась на 47,6 %, с 2006 г. – на 88,6 %. Это свидетельствует о повышении платежеспособности предприятий. Для статьи «Платежи в фонд охраны природы» характерна отрицательная тенденция, так кА задолженности по ней стабильно растет. Нестабильная ситуация отражена в статье «Отсроченная задолженность». По сравнению с 2000 годом практически по всем статьям, кроме рассроченной задолженности наблюдается значительный рост. Просроченная задолженность по ссудам, выданным на создание новых рабочих мест, на 01.01.2009 г. составила 4,2 млрд. руб. эти факты свидетельствуют не только о низком уровне предварительного контроля на стадии подготовки решений о выделении средств, но и о недостаточной работе по их своевременному взысканию. В целях экономии праздники и другие торжественные мероприятия в 2009 году будут проводиться на общественных началах и за счет внебюджетных средств.

      Значительные  средства направляются из местных бюджетов на исполнение гарантий перед банками. По состоянию на 1 января 2009 года задолженность  по кредитам, выданную под гарантию местных органов, выросла на 60,3 % и составила 7,9 трлн. руб.

      Согласно  статье 65 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предельный размер долга  органов местного управления и самоуправления не должен превышать 30 % годового объема доходов бюджета. Однако по состоянию  на 01.01.2009 г. только бюджет г. Минска удовлетворяет данному нормативу. Долги остальных областей превышают его.

      Бюджет-2008 выполнен по всем основным направлениям. Социальная сфера профинансирована на 98,8 % к уточненному плану, в  том числе за счет перевыполнения доходной части бюджета. Доходы от внебюджетной деятельности учреждений социальной сферы составили 7,5 млрд. руб. на поддержку агропромышленного комплекса направлено 11,8 млрд. руб.

      В республиканском бюджете на 2009 год  программные расходы занимают только 21 % всех расходов республиканского бюджета.

      Парламент принял финансовый (бюджетный) страны на 2009 год. Параметры доходной части  республиканского бюджета-2009 разработаны  на основе Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы, ожидаемого исполнения бюджета в текущим году, реализации задач в денежно-кредитной сфере и налогообложении. Расходы определены на основании реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.

      Основные  показатели бюджета на предстоящий год следующие: по доходам – 74,9 трлн. руб. (46,9 % ВВП), расходам – 76,7 трлн. руб. (48,7 % ВВП). Предельный уровень дефицита установлен в размере -2,8 трлн.руб. (-1,8 % ВВП). Темпы роста доходов (117,3 %) и расходов (125,7 %) в 2009 году по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2008 году заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции на 2009 год (110 %).

      Наиболее  значительные темпы роста доходов (в разрезе групп бюджетной  классификации) по сравнению с 2008 годом  характерны для взносов на государственное социальное страхование – 126,9 %.  Рост налоговых доходов составит 114,3 %, в т. ч. налогов на доходы и прибыль – 118,6 %, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности – 118,3 % и налогов на товары (работы, услуги) – 110,7 %, из них налога на добавленную стоимость – 121,9 %, акцизов – 116,7 %. Увеличение неналоговых доходов по отношению к предшествующему году запланировано на уровне 106 %.

      Необходимо  отметить, что структура доходной части по сравнению с предыдущими  годами не претерпела существенных изменений (Диаграмма 5). Основную долю в ней занимают налоговые доходы (63,4%), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) – 29,5%, из них НДС и акцизы соответственно – 17,9% и 7,5%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 22,4%, налоги на доходы и прибыль – 7,3%, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи – 4,2%. 

      Диаграмма 5 

        

      Значительное  влияние на динамику расходов бюджета  в 2009 году, равно как и в 2007-2008гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы:

  • на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья в размере 6,9 трлн. руб.;
  • на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом оказываемых населению услуг) в сумме 3,4 трлн. руб.;
  • на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями в размере 2,5 трлн. руб.

      В 2009 году, как и все последние  годы, расходы носят социально  ориентированную направленность. Так в социальную сферу запланировано направить 23,4 трлн. руб., или 40,5% всех расходов бюджета (без учета различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.), что на 0,7% выше уровня 2008 года.

      На  поддержку отраслей национальной экономики  страны из средств бюджета запланировано выделить 17,3 трлн. руб., что выше уровня 2008 года на 21,8% и 2007 года – на 88%. Удельный вес расходов возрастает с 25,5% в 2007 году до 31% и 30,1% соответственно в 2008 и 2009 годах. На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1% к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство – 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру – 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланировано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт – 0,2%. (Диаграмма 6) 

      Диаграмма 6 

        

      Незначительное  выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет не допустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новым высоких технологий.

      Важным  событием является тот факт, что 2 апреля 2009 года состоялось правительственное  совещание по вопросу формирования параметров бюджета страны. В газетной прессе данная встреча получила название «апрельский секвестр». (Секвестр –  это пропорциональное снижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года )

      Изначально  доходы консолидированного бюджета  Республики Беларусь были запланированы  в размере 73,9 трлн. BYR (46,9 % ВВП), что по заявленному правительством курсу эквивалентно $34,8 млрд., а расходы – 76,7трлн. BYR (48,7 % ВВП), что эквивалентно $36 млрд. Предельный уровень дефицита должен был составить 2,8 трлн.BYR.

      После апрельского секвестра доходы и расходы прогнозируются в объеме 62,8 трлн. BYR (40,5 % ВВП)

      Статья  «поддержки национальной экономики», которая в первоначальном бюджете  – 2009 превышала 19 трлн. BYR, будет подвергнута сильному сокращению. Речь идет о следующих статьях расхода:

  • фонда охраны природы (467 млрд. BYR);
  • дорожного фонда (2,3 трлн. BYR);
  • инновационных расходах (2,7 трлн. BYR).

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь