Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Предоставление  бюджетных средств может осуществляться в следующих видах:

      - ассигнования на содержание бюджетных  учреждений;

      - средства на оплату товаров  (работ, услуг), выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

      - трансферты населению, бюджетные  кредиты, субсидии, субвенции;

      - гранты юридическим и физическим  лицам на выполнение научно-исследовательских работ;

      - инвестиции в государственные  предприятия;

      - кредиты иностранным государствам;

      - межбюджетное финансирование;

      - средства на обслуживание и  погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные  гарантии;

      - налоговые расходы в размере  кредитов и других обязательных  платежей в бюджет.

      С позиций экономической классификации  государственные ресурсы распределяются в последние годы следующим образом:

  • основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65-70 % расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
  • субсидии и текущие трансферты занимают примерно 20 – 22 % всех государственных расходов, из них около 7%  приходится на трансферты населению, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;
  • доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2 %;
  • примерно 5-6% приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

    Особенностью  бюджета Республики Беларусь является изменение состава его расходов.

     В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов (ст. 42 БКРБ).

    В отличие от доходов государства  при прогнозировании правительственных  расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам. Однако можно рассматривать эндогенное определение некоторых основных показателей в рамках экономической классификации расходов. Так, выплаты процентов по кредитам будут определяться их величиной и размерами государственного долга. Безвозмездные отчисления (трансферты) могут быть соотнесены с уровнем экономической деятельности. Заработная плата работников подвергается влиянию со стороны государственной политики в области доходов населения, цен и давления на рынке труда.

 

     1.3 Проблемы сбалансированности  государственного  бюджета 

    В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

    Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

    В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами - дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета.

    С проблемой несбалансированности бюджета  в той или иной степени сталкивается любое государство. Выделяют два  вида несбалансированности:

  • вертикальная;
  • горизонтальная.

    Вертикальная  несбалансированность изначально заложена в любой модели бюджетной системы по причине различия функций, выполняемых разными уровнями власти. Центральные органы, осуществляя макроэкономическое регулирование и перераспределение национального дохода, сосредотачивают наиболее важные налоговые источники доходов, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов.

    Горизонтальная  несбалансированность бюджетной системы  обусловлена объективно различным  положением территориальных единиц, составляющих государство. Такая несбалансированность проявляется, с одной стороны, в различиях налоговой базы территорий, с другой, - сказываются разные потребности в социальных услугах, предоставляемых государством.

    Существование многоуровневой системы бюджетов, предполагающей разделение налоговых поступлений между бюджетами и установление соотношения налогов, предопределяет необходимость обеспечения вертикальной и горизонтальной финансовой сбалансированности бюджетной системы.

    Вертикальное  финансовое балансирование определяет распределение налоговых поступлений между подчиненными и вышестоящими органами власти посредством разграничения налоговых источников и долевого участия в поступлениях или в использовании налогов. Также такое сбалансирование предполагает перераспределение налоговых поступлений в форме субсидирования с целью компенсации частичной нехватки собираемых налоговых сумм для покрытия расходов местных органов власти.

    Горизонтальное  финансовое балансирование предполагает достижение общего соответствия доходов  расходам в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях. Главным инструментом горизонтального выравнивания служат специальные фонды выравнивания (трансфертные). Средства этих фондов в форме универсальных (не целевых, не связанных с условиями встречного финансирования) трансфертов распределяются между территориальными бюджетами в соответствии с определенными критериями нуждаемости в средствах местных властей.

    Величина  трансфертов как показатель вертикальной несбалансированности бюджетной системы  характеризует степень зависимости территориальных органов от властей более высокого уровня. Трансфертные системы служат не только целям бюджетного выравнивания, но и решению других социально-экономических задач. Выделяют трансферты общие и целевые. Общие применяются для коррекции уровня доходов территориальных бюджетов и учитывают не только их налоговые мощности, но и финансовые потребности. Величина целевых трансфертов зависит от степени бюджетной обеспеченности отдельных территорий.

    Применение активной фискальной политики, согласно современным теориям, не может дать ежегодно сбалансированный бюджет. Таким образом, возникает вопрос, нужно ли стремиться к сбалансированному бюджету? От ответа на него зависит финансовая политика правительства, а следовательно, и будущее страны. Существует три различных подхода к решению этой проблемы.

    1. Ежегодно балансируемый  бюджет

    До "великой депрессии" в США  в 30-х гг. ежегодно балансируемый  бюджет считался целью государственных  финансов. Однако при дальнейшем изучении стало очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет практически исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла. Допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы. Проблема заключается в том, что эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а не стимулирует совокупный спрос. Основной вывод: ежегодно балансируемый  бюджет не является экономически нейтральным, такая политика является проциклической. Некоторые экономисты выступают за бюджет, балансируемый на ежегодной основе для ограничения  нежелательного и неэкономичного расширения государственного сектора. Бюджетные дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных расходов, избегая при этом соответствующего повышения налогов. Экономисты этого направления считают, что правительственны расходы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, из-за политической выгоды повышения правительственных расходов без повышения налогов или снижения налогов.

    2. Бюджет, балансируемый  на циклической  основе.

    Идея  такого бюджета предусматривает, что  правительство реализует антициклическую  политику и в то же самое время  балансирует бюджет. В этом случае бюджет не может балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции таково: для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Ключевая проблема данной  концепции в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий период процветания, будет означать  появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, никакого циклического дефицита бюджета.

    3. Принцип функциональных  финансов 

    В соответствии с идеей функциональных финансов, вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью функциональных финансов является обеспечение не инфляционной полной  занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией, проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, незначительны по сравнению с в высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на  введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного чистого национального продукта, будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагают большинство людей.

    Второй  и третий подходы лежат в основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

   Виды  фискальной политики:

   Дискреционная фискальная политика направлена на изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета. В результате специальных решений правительства направлена на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. В период спада в целях стимулирования совокупного спроса целенаправленно создается дефицит государственного бюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогов. В период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

   Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклического колебания совокупного дохода. Ее суть в автоматическом увеличении (уменьшении) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

   При недискреционной  политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически в результате действия встроенной стабилизирующей экономики. Это экономические механизмы, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска.

   В общей  фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

   К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь