Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Чтобы государственные расходы имели  стимулирующее действие, они не обязаны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок понизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению размера производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

      Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, правительство смягчает экономические  кризисы, добивается более плавного роста размера государственного производства.

      Эффект  мультипликатора.

      Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как принципиального инструмента фискальной политики может провоцировать бизнес и инвестиционную активность, так как понижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей существенную часть денежных средств, чем величина понижения уровня налога. Тут срабатывает эффект мультипликатора. Экономический смысл этого эффекта следующий. При понижении ставки налога возрастает уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 миниатюризируется величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В итоге положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП возрастает (с Y1 до Y2).

      Исследования  известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета проявили, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% довольно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Потом темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, растут масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Таковая зависимость носит методологический характер и именуется кривой Лаффера. На практике тяжело дать точную оценку хорошей ставки налога, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции такой налог соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка тут была близка к 80% и при этих условиях её уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России понижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.

      Связь между бюджетом и объемом ВВП.

      Предположим, что государственные расходы  составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления стают равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

      Возникает вопрос: может ли рост государственных  расходов, вместо того чтобы приводить  к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превзойдет прирост государственных расходов? Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такового прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это означает, что сумма налоговых поступлений будет постоянно меньше, чем прирост государственных расходов.

      Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превзойдет данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и незапятнанных налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1: S + T = G + I.

      Идея  сбалансированного бюджета отражена в теореме Хаавельмо. Суть ее состоит в следующем:

   Если  рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост государственного дохода равен начальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов сопровождается равным по величине приростом налогов и имеет своим результатом увеличение выпуска продукции, то есть балансирование изменений в доходной и расходной частях бюджета, не устраняет имеющих место бюджетных дефицитов и излишков.

   Нарушение равновесного состояния экономики  может явиться следствием реализации нереально расширенного государственного бюджета, предполагающего одновременное  увеличение выплат из него и снижение налогов, внедрение проектов по созданию новых рабочих мест. В кратковременном периоде последствия будут благоприятными, так как возрастет реальный объем производства, незначительно – цены, снизится безработица. Но в долгосрочном периоде в связи с повышением совокупного спроса начнется резкий рост заработной платы, цен на ресурсы и факторы производства. Чтобы компенсировать затраты, фирмы будут вынуждены повышать цены на товары и услуги, сокращать объемы производства, следовательно, способствовать увеличению безработицы. Таким образом, в результате мероприятий правительства по формированию бюджета экономика страны может выйти из состояния равновесия.

   Следовательно, проблема сбалансированного бюджета имеет актуальное значение в нашей стране, несмотря на то, что на 2009 год, согласно прогнозу, доходы бюджета равны расходам (62,8 трлн. бел. руб.).

 

    2. Формы и методы  бюджетного регулирования.

    Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня.

      Бюджетное регулирование - это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

    Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных  расходов распределяются по различным  звеньям и уровням бюджетной системы.

    Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо также раскрыть значение таких категорий, как «профицит  бюджета» и «дефицит бюджета».

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета  является отрицательным фактором, профицит - рассматривается как положительное  явление, поскольку оно свидетельствует  о финансовом благополучии государства  и нормальной организации бюджетного планирования.

    Смысл бюджетного регулирования заключается  в следующем.

    При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы  производится подсчет ожидаемых  доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т. е. ожидается профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают расходов (дефицит бюджета). Решить эту проблему в принципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для республиканского бюджета главными способами увеличения доходов выступало либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение налогового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для республиканского бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов

    В основе бюджетного регулирования лежат  определенные принципы, основополагающие идеи, реализация которых позволяет  правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет, чтобы финансовые средства использовались максимально  эффективно для государства и общества.

    Согласно  статье 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь Выделяют следующие принципы бюджетного регулирования:

    1. единства;

    2. полноты отражения доходов и  расходов бюджетов;

    3. сбалансированности бюджетов;

    4. гласности;

    5. самостоятельности бюджетов;

    6. эффективности использования бюджетных  средств;

    7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

    8. достоверности бюджетов;

    9. адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

    10. ответственности участников бюджетного  процесса.

    Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

    Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

    Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

    Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

    1. расходов государственных целевых  бюджетных фондов;

    2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

    3. государственных займов;

    4. добровольных взносов;

    5. средств фондов предупредительных  (превентивных) мероприятий;

    6. средств бюджета в соответствии  с международными договорами Республики Беларусь;

    7. средств бюджета за пределами  территории Республики Беларусь;

    8. иных случаев, предусмотренных  Президентом Республики Беларусь  и (или) законами, если иное  не установлено Президентом Республики  Беларусь.

    Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

    Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь