Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      - капитальные налоговые доходы – налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами (поступления от налогов на передачу имущества по наследству, наследство и дарение и другие непериодические налоги на имущество);

      - капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи – капитальные доходы отражающие реализацию нефинансовых активов (производственных и непроизводственных), за исключением капитальных налоговых доходов (доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации непроизведенных активов, капитальные трансферты, за исключением безвозмездных поступлений, другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи).

      Безвозмездные поступления  классифицируются по источникам получения доходов и представляют собой добровольные и необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, других уровней государственного управления и от стран-участниц международных организаций и соглашений. Безвозмездные поступления подразделяются на две группы:

      - текущие безвозмездные поступления – текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления, текущие безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.

      - капитальные безвозмездные поступления – поступления для осуществления капитальных расходов в сфере государственного управления. В данную группу включают следующие виды доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и других уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений

      В Бюджетном Кодексе Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются следующим группам (ст. 24):

    1. налоговые доходы;

    2. взносы на государственное социальное  страхование;

    3. неналоговые доходы;

    4. безвозмездные поступления.

        Налоговые доходы включают в себя:

    - республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и  другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

    -  пени, начисленные за несвоевременную  уплату налогов, сборов (пошлин);

    - проценты за пользование отсрочкой  и (или) рассрочкой уплаты налогов,  сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

      Пени и проценты за пользование  отсрочкой и (или) рассрочкой  уплаты налогов, сборов, таможенных  платежей и пени, налоговым кредитом  учитываются в доходах бюджета  по подразделам классификации  доходов бюджета, предусмотренным  для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит.

      К неналоговым доходам относятся:

    1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

    2. штрафы;

    3. другие неналоговые доходы.

      К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

    1. иностранных государств;

    2. международных организаций;

    3. другого бюджета в форме межбюджетных  трансфертов.

      Безвозмездные поступления в  форме межбюджетных трансфертов  подлежат учету в доходах того  бюджета, которому эти средства  предоставляются.

    Все денежные поступления, направляемые в бюджет, состоят из собственных и регулирующих доходов. Собственные (закрепленные) доходы полностью зачисляются в соответствующие бюджеты в зависимости от их значимости и территориального признака (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, земельный, экологический налоги, местные налоги и сборы). Как правило, собственных доходов не хватает для покрытия расходов и поэтому для сбалансирования бюджетов используются регулирующие доходы, которые поступают в местные бюджеты в виде процентных отчислений от республиканских и других платежей, по утвержденным ежегодно нормативам (от акцизов, налога на добавленную стоимость и др.).

    В связи с тем, что значимость (удельный вес) налогов в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь очень высока, я бы хотела более подробно остановиться на основном бюджетообразующем налоге – налоге на добавленную стоимость (НДС).

    Впервые НДС возник как замена налога с  оборота в 1954 году по инициативе французского экономиста М. Лоре. С 1967 года НДС стал основным налогом для большинства стран, вошедших в Европейский Союз. В 2009 году НДС исполнится 35 лет. В Беларуси НДС взимается с 1992 года. Сегодня этот универсальный косвенный налог действует в 135 странах мира, причем большую популярность он приобрел в развивающихся странах с переходной экономикой. НДС относится к категории тех налогов, которыми облагаются внутренний и внешнеэкономический товарооборот. Во многих зарубежных странах он используется для покрытия бюджетных дефицитов. НДС входит в группу налогов на потребление. Он многоступенчат и взимается на каждой стадии производства и реализации. Общий уровень налогового изъятия НДС в странах ЕС в процентах к ВВП составляет от 6,3 % в Германии до 12,5 % в Болгарии. При среднем уровне налоговой нагрузки в ЕС около 40 % изъятия (с учетом социальных фондов) НДС занимает существенную долю в налоговых доходах: от 15 % в Италии до 30 % в Эстонии. Обычно от НДС освобождаются основные виды продовольственных товаров, школьные товары, услуги врачей, транспортные услуги, газеты, радиовещание и т. д. В этих случаях ставка налога либо не устанавливается, либо является нулевой. Различие состоит в том, что при применении нулевой ставки последний продавец может требовать компенсации той части стоимости товара (услуги), которую он не перекладывает на покупателя в цене товара в силу нулевой ставки НДС. В 2009 году белорусскому НДС исполнилось 17 лет. Все это время он является одним из бюджетообразующих налогов (приложение 4), в 2007 году на его долю пришлось более 20 % от всех поступлений в консолидированный бюджет и около 9% от ВВП.

      В 2000 году основным моментом реструктуризации налоговой системы страны стал переход  на зачетный метод исчисления НДС. На сегодняшний день наиболее актуальным является процесс, направленный на упрощение и стабилизацию наиболее эффективных методов исчисления НДС – основного бюджетообразующего налога.

      Доходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в  основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.  В налоговой нагрузке выделяют две составляющие: налоговая и неналоговая (разделение условное, т. к. отчисления в целевые фонды имеют все признаки налогов). Образование целевых бюджетных фондов и введение неналоговых платежей, увеличение их доли в налоговой нагрузке связано с объективно возникающей  в ходе рыночных преобразований необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей, развития инфраструктуры и другими важнейшими задачами, которые в условиях ограниченности средств бюджет могут быть профинансированы за счет целевых поступлений в специальные фонды. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

      Все источники доходов делятся на две большие группы:

      • внутренние – национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций
      • внешние – национальный доход другой страны, заимствованный в сфере внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.

      Способы образования доходов бюджетов изменяются под влиянием различных факторов, среди которых лидирующее место  занимает уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное воздействие  на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намеченных целей и др. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета.

      Анализ  формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существует три основных канала поступлений в бюджет:

  1. обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов;
  2. платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы;
  3. привлеченные ресурсы в виде государственных займов.

      Удельный  вес налоговых поступлений в  доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение (более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50% а с2004 года с включением в республиканский бюджет фонда социальной зашиты населения (ФСЗН) – более 30% доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

      При прогнозировании доходов можно  применять методы экстраполяции, однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора соответствующих налоговых баз. Необходимо проанализировать различия между основными налоговыми категориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны.

    Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.(мультан,с.89) Согласно БК РБ (ст.2), расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;

    Специфика общественного назначения бюджетных  расходов заключается в обеспечении  финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура  расходов госбюджета формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются: уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Главное назначение бюджетных расходов состоит в обеспечении выполнения государством его внутренних и внешних функций.

    Согласно  бюджетной классификации Республики Беларусь (ст. 10, БКРБ), выделяют:

  • функциональную классификацию расходов бюджета;
  • программная классификация расходов бюджета;
  • экономическая классификация расходов бюджета;
  • ведомственная классификация расходов бюджета.

    Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства (ст. 13 БКРБ).

    Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам (ст. 14 БКРБ).

    Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию (ст. 15 БКРБ).

    Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно (ст. 16 БКРБ).

    По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

  • экономические расходы – используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают инновационные и инвестиционные расходы на проведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническое перевооружение и др. Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций;
  • расходы на социальные нужды – обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культура, искусство. Особое значение имеют проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения;
  • расходы на управление – обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое внимание уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов;
  • военные расходы – включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность (расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупка военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную помощь государства);
  • расходы на внешнеэкономическую деятельность – осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. Также к внешнеэкономическим расходам можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы на финансирование внешнеторговых мероприятий;
  • расходы на создание государственных запасов и резервов – предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета;

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь