Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

    Регламентированная  Конституцией, другими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом. Бюджетный процесс как и любой другой процесс предполагает наличие системы участников, ответственных лиц, права и обязанности которых четко разграничены. Так, участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями, а именно:

    • Президент страны;
    • органы законодательной и исполнительной власти;
    • финансовые органы;
    • органы государственного и муниципального финансового контроля;
    • органы денежно-кредитного регулирования;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • главные распорядители бюджетных средств;
    • другие органы, на которые возложены налоговые и бюджетные полномочия.

      Одной из наиболее важных стадий бюджетного процесса является составление проекта  бюджета. Это объясняется тем, что  именно здесь происходит определение  направлений экономического и политического развития государства на предстоящий период, приоритетов в решении внутренних социально-экономических проблем, военно-политической стратегии, определяется величина бюджета, возможность покрытия расходов регулярными доходами, главные государственные приоритеты в расходовании средств, соотношение налогов и займов.

      Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции правительства и  соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными). Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогнозов социально-экономического развития страны и основных направлений бюджетной политики.

      Рассмотренные и одобренные правительством проекты  республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый(бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Он, в  свою очередь, как правило, до 1-ого октября года, предшествующего очередному финансовому, вносит в парламент республики проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год с рядом предложений, наиболее существенными из которых являются проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый бюджетный год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные показатели взаимоотношений республиканского и местных бюджетов, оценка ожидаемого республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому году, прогнозные расчеты доходов и расходов республиканского бюджетов на планируемый бюджетный год.

      Проект  закона о бюджете республики на очередной  финансовый год рассматривается  парламентом в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь.

      Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый(бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

  • распределение доходов между республиканскими и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
  • превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
  • расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
  • доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
  • перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом году;
  • перечень защищены статей;
  • объем ассигнований на капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
  • размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету. При этом максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.

       Важным  составляющим элементом бюджетного процесса является исполнение бюджета. Он включает в себя такие операции как получение утвержденных доходов, в основном налоговых и неналоговых платежей, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их расходованием. Различают исполнение  бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

       перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджета;

       распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

       возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

       учет  доходов бюджета и составление  отчетности о доходах соответствующего бюджета.

       Исполнение  бюджета по расходам предполагает эффективное осуществление финансирования учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

       Бюджетный процесс заканчивается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета.

      В Республике Беларусь осуществляется контроль за расходованием бюджетных средств. Данная обязанность возложена на Главное управление Министерства финансов по областям, их отделениям в районах и крупных городах. В нашей стране этот орган был создан 5 лет тому назад и основной его функцией является предварительный контроль за расходованием государственных средств, которые аккумулируются в бюджете, и целевых бюджетных фондов. Такой контроль позволяет избежать возможности их незаконного и нецелевого использования. Таким образом, если обратившийся за помощью в государственном финансировании субъект не убедителен в своих аргументах, то ему вправе отказать в них. Основная причина отказа – необоснованное или излишнее истребование средств. По этой причине в первом полугодии 2008 года было отказано в 45 случаях на сумму 539,1 млн. руб. Очень часто распорядители бюджетных средств представляют платежные поручения по товарам, работам, услугам в полной сумме, хотя ранее за них был получен аванс.

      Управление  государственного казначейства Главного управления осуществляет постоянный контроль за оформлением и исполнением договоров на закупку товаров, работ, услуг и строительного подряда. За первое полугодие 2008 года в автоматизированной системе зарегистрировано 51493 таких договора.

      В Республике Беларусь действует Главное  государственное казначейство, основными  функциями которого являются следующие:

    • аккумулирование всех ресурсов государства на Едином казначейском счете;
    • целевое использование бюджетных средств на уровне текущего (предварительного) контроля;
    • установление порядка исполнения бюджета, который гарантировал бы своевременность и прозрачность зачисления доходов в бюджет и исполнения обязательств перед бюджетной сферой;
    • формирование отчетов об исполнении бюджета в разрезе ведомственной, функциональной, экономической бюджетной классификации для улучшения и повышения качества планирования, управления наличностью.

         Казначейскими технологиями государственных финансовых ресурсов охвачены республиканский  бюджет, внебюджетные средства, местные  бюджеты, инновационные фонды, фонд социальной защиты населения, целевые  бюджетные фонды. Через счета казначейства исполняются пять бюджетов: республиканский, областной и бюджет г. Минска, районные, бюджеты сельских советов, бюджет Союзного государства.

         Автоматизированная  система государственного казначейства (АСГК) – основное звено казначейства, содержащее базу данных по всем операциям, связанным с исполнением бюджетов как по доходам, так и по расходам в разрезе каждого платежа, плательщика и распорядителя бюджетных средств (получателя), а также каждой бюджетной операции.

         В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, вступившим в силу с 1 января 2009 года, органы государственного казначейства основные усилия должны сосредоточить на дальнейшем совершенствовании методологии и организации исполнения бюджетов, предварительного и текущего контроля. Главная задача – предотвратить нецелевое расходование бюджетных средств. 
 

 

3. Особенности бюджетной  политики в Республике  Беларусь 

    Использование бюджета определяется финансовой политикой  государства, частю которой является бюджетная политика. Бюджетная политика – комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию бюджетного процесса, управлению дефицитом бюджета и организации бюджетного контроля

    В системе государственного потребления  важнейшее место занимают военные расходы. На мой взгляд, из-за той ситуации, в которую сейчас поглощен весь мир в связи с мировым экономическим кризисом, многие страны займутся активным пересмотром своей бюджетной политики, и в частности уделят большее внимание такой статье расходной части бюджета, как военные расходы. Я считаю, что в ближайшие годы процентное соотношение этой группы бюджетных расходов к ВВП значительно увеличится и особенно в промышленноразвитых странах, таких как США, Россия, Китай, Германия, Канада, Великобритания и др. Прогностики всего мира сегодня поглощены поиском возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Выдвигается множество версий как обнадеживающих, так и устрашающих, и одной из последних является война. Поэтому я хочу уделить внимание такому понятию как «военный бюджет» и «военные расходы». В нашей стране эти понятия появились сравнительно недавно и в отечественной военно-экономической, военно-финансовой литературе теоретически проработаны пока недостаточно. Поэтому анализ этих понятий, наполнение конкретным и законодательно закрепленным содержанием является существенной предпосылкой для оптимального использования средств, выделяемых на укрепление обороноспособности и военной безопасности страны. Военный бюджет – централизованный фонд денежных средств (ассигнований), выделяемых в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного бюджета в течение финансового года. Под военными расходами на практике обычно понимают неформализованную группировку расходов, основное место в которых занимают затраты на закупку вооружений и военной техники. Специфика военных расходов связана с тем, что в их состав входят финансы предприятий и отраслей военного производства, финансы вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, а также общегосударственные военные финансы. По своему характеру и предназначению военные расходы разделяют на:

  • прямые – затраты на содержание вооруженных сил, разработку, закупку и поставку вооружения, военной техники и военного имущества, военного строительство, а также на военную помощь другим государствам;
  • косвенные – затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие вооруженных сил (выплату пенсий бывшим военнослужащим, расходы на утилизацию вооружения, военной техники, погашение военных займов и др.);
  • скрытые – расходы бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, направленные на повышение обороноспособности.

     Изучив  состояние белорусского военного бюджета  и военных расходов, а также их роль в экономическом обеспечении и военной безопасности, хотелось бы отметить, что военные расходы превышают военный бюджет примерно на 30 %(таблица 1).

     Таблица 1

     Финансовые  источники обеспечения  потребностей обороны  и военной безопасности Республики Беларусь за 2005-2008 гг.

  2005 2006 2007 2008
Военный бюджет (млрд. руб.) 613,9 979,4 1205,6 1331,5
Военные расходы (млрд. руб.) 894,4 1397,2 1721,4 1898,5
Доля  военного бюджета в военных расходах  (%) 69 70 70 70
 

      В условиях мирного времени военные расходы государства должны планироваться с учетом экономического развития страны. Слишком большие расходы разорительны для экономики. Наиболее распространенным критерием оценки военных расходов является их доля в ВВП. В ведущих европейских странах этот показатель составляет 1,5-3 % ВВП. В Беларуси в последнее время наблюдается незначительный рост военных расходов и в целом они не превышают 1,43 % ВВП. Для оценки военных расходов и военного бюджета в Беларуси можно использовать показатели их доли в ВВП и в республиканском бюджете (таблица 2).

      Таблица 2

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь