Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.
Регламентированная Конституцией, другими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом. Бюджетный процесс как и любой другой процесс предполагает наличие системы участников, ответственных лиц, права и обязанности которых четко разграничены. Так, участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями, а именно:
Одной из наиболее важных стадий бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Это объясняется тем, что именно здесь происходит определение направлений экономического и политического развития государства на предстоящий период, приоритетов в решении внутренних социально-экономических проблем, военно-политической стратегии, определяется величина бюджета, возможность покрытия расходов регулярными доходами, главные государственные приоритеты в расходовании средств, соотношение налогов и займов.
Составление
проектов бюджетов находится в исключительной
компетенции правительства и
соответствующих местных
Рассмотренные
и одобренные правительством проекты
республиканского и консолидированного
бюджетов на очередной финансовый(
Проект закона о бюджете республики на очередной финансовый год рассматривается парламентом в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый(бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
Важным составляющим элементом бюджетного процесса является исполнение бюджета. Он включает в себя такие операции как получение утвержденных доходов, в основном налоговых и неналоговых платежей, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их расходованием. Различают исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по расходам предполагает эффективное осуществление финансирования учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.
Бюджетный
процесс заканчивается
В
Республике Беларусь осуществляется контроль
за расходованием бюджетных
Управление государственного казначейства Главного управления осуществляет постоянный контроль за оформлением и исполнением договоров на закупку товаров, работ, услуг и строительного подряда. За первое полугодие 2008 года в автоматизированной системе зарегистрировано 51493 таких договора.
В Республике Беларусь действует Главное государственное казначейство, основными функциями которого являются следующие:
Казначейскими технологиями государственных финансовых ресурсов охвачены республиканский бюджет, внебюджетные средства, местные бюджеты, инновационные фонды, фонд социальной защиты населения, целевые бюджетные фонды. Через счета казначейства исполняются пять бюджетов: республиканский, областной и бюджет г. Минска, районные, бюджеты сельских советов, бюджет Союзного государства.
Автоматизированная система государственного казначейства (АСГК) – основное звено казначейства, содержащее базу данных по всем операциям, связанным с исполнением бюджетов как по доходам, так и по расходам в разрезе каждого платежа, плательщика и распорядителя бюджетных средств (получателя), а также каждой бюджетной операции.
В
соответствии с Бюджетным Кодексом Республики
Беларусь, вступившим в силу с 1 января
2009 года, органы государственного казначейства
основные усилия должны сосредоточить
на дальнейшем совершенствовании методологии
и организации исполнения бюджетов, предварительного
и текущего контроля. Главная задача –
предотвратить нецелевое расходование
бюджетных средств.
3.
Особенности бюджетной
политики в Республике
Беларусь
Использование бюджета определяется финансовой политикой государства, частю которой является бюджетная политика. Бюджетная политика – комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию бюджетного процесса, управлению дефицитом бюджета и организации бюджетного контроля
В системе государственного потребления важнейшее место занимают военные расходы. На мой взгляд, из-за той ситуации, в которую сейчас поглощен весь мир в связи с мировым экономическим кризисом, многие страны займутся активным пересмотром своей бюджетной политики, и в частности уделят большее внимание такой статье расходной части бюджета, как военные расходы. Я считаю, что в ближайшие годы процентное соотношение этой группы бюджетных расходов к ВВП значительно увеличится и особенно в промышленноразвитых странах, таких как США, Россия, Китай, Германия, Канада, Великобритания и др. Прогностики всего мира сегодня поглощены поиском возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Выдвигается множество версий как обнадеживающих, так и устрашающих, и одной из последних является война. Поэтому я хочу уделить внимание такому понятию как «военный бюджет» и «военные расходы». В нашей стране эти понятия появились сравнительно недавно и в отечественной военно-экономической, военно-финансовой литературе теоретически проработаны пока недостаточно. Поэтому анализ этих понятий, наполнение конкретным и законодательно закрепленным содержанием является существенной предпосылкой для оптимального использования средств, выделяемых на укрепление обороноспособности и военной безопасности страны. Военный бюджет – централизованный фонд денежных средств (ассигнований), выделяемых в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного бюджета в течение финансового года. Под военными расходами на практике обычно понимают неформализованную группировку расходов, основное место в которых занимают затраты на закупку вооружений и военной техники. Специфика военных расходов связана с тем, что в их состав входят финансы предприятий и отраслей военного производства, финансы вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, а также общегосударственные военные финансы. По своему характеру и предназначению военные расходы разделяют на:
Изучив состояние белорусского военного бюджета и военных расходов, а также их роль в экономическом обеспечении и военной безопасности, хотелось бы отметить, что военные расходы превышают военный бюджет примерно на 30 %(таблица 1).
Таблица 1
Финансовые источники обеспечения потребностей обороны и военной безопасности Республики Беларусь за 2005-2008 гг.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Военный бюджет (млрд. руб.) | 613,9 | 979,4 | 1205,6 | 1331,5 |
Военные расходы (млрд. руб.) | 894,4 | 1397,2 | 1721,4 | 1898,5 |
Доля военного бюджета в военных расходах (%) | 69 | 70 | 70 | 70 |
В условиях мирного времени военные расходы государства должны планироваться с учетом экономического развития страны. Слишком большие расходы разорительны для экономики. Наиболее распространенным критерием оценки военных расходов является их доля в ВВП. В ведущих европейских странах этот показатель составляет 1,5-3 % ВВП. В Беларуси в последнее время наблюдается незначительный рост военных расходов и в целом они не превышают 1,43 % ВВП. Для оценки военных расходов и военного бюджета в Беларуси можно использовать показатели их доли в ВВП и в республиканском бюджете (таблица 2).
Таблица 2