Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)
 

МИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

    Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений 
     
     
     
     

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по дисциплине: Макроэкономика

    на тему: Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь 
     
     
     
     
     
     
     

    Студент

    ФЭУТ, 2курс, ДГС-2                                                           С.Г. Шерстук 
     
     

    Руководитель

    ассистент                                                                               Д.И. Жигунов 
     
     
     
     
     
     
     
     

    МИНСК 2009 

 

    Введение 

    В наши дни одной из наиболее популярных тем для обсуждения является проблема мирового экономического кризиса. Все, кто хоть что-то понимают в экономике  и экономических отношениях пытаются найти наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации. Поэтому все относящиеся к экономической сфере вопросы являются более или менее актуальными, то есть в той или иной мере являющиеся повесткой дня. Однако для каждой страны в силу политических преобразований и национальных особенностей существуют свои, наиболее актуальные только для нее экономические проблемы.

    Для Республики Беларусь одной из волнующих  проблем является проблема сбалансированности государственного бюджета, величины его  доходов и расходов, поиска и выбора оптимальных направлений бюджетной политики. Именно этим вопросам посвящена моя курсовая работа.

    Проблема  государственного бюджета Республики Беларусь является до сих пор открытым вопросом, поскольку Президент все  еще не принял внесенные ему правительством проекты нормативных правовых актов о формировании и использовании средств целевых бюджетных фондов, так как они не учитывают кардинальное изменение ситуации в экономике. Однако, как заявила пресс-служба, «Президент в целом одобрил предложения правительства по оптимизации бюджета на 2009 год и расходованию средств целевых бюджетных фондов».

    На  современном этапе развития Республика Беларусь осуществляет ряд мероприятий  в экономической сфере, основной целью которых является улучшение  благополучия граждан страны. Важное значение для решения поставленных правительством социально-экономических задач, стимулирования экономического роста имеет государственный бюджет. Роль бюджета усиливается в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования наиболее эффективными.

    Для повышения эффективности использования  средств бюджета государство разрабатывает бюджетную политику. От того, на что направлена бюджетная политика страны, зависит деятельность всех секторов экономики. Доходы и расходы государственного бюджета находятся в тесной связи с денежно-кредитной, социальной, финансовой политикой государства. Таким образом, бюджетная система становится основным инструментом перераспределения сформированных национального дохода и национального богатства. Бюджетную политику необходимо формировать исходя из существующих потребностей, проявляющихся в процессе жизнедеятельности общества.

    Исследованием государственного бюджета, его сбалансированности и его влияния на стабильное развитие страны занимались издавна и причем этот вопрос интересовал широкий  круг ученых. К ним можно отнести  следующих зарубежных деятелей: М. Паркин, Дж. Макензи, В. Бьюитер, Г. Бреннан, М. Деброк, Дж. Кейнс, У. Костерна, К Крайняк, П. Стелла, Т. Саржент, Н. Уоллис и многие другие представители зарубежной экономической мысли.

    Такие российские ученые, как В.Н. Сумарокова, А.Н. Илларионова, Д.И. Городецкий, Н.В. Бакша, В.В. Гамукина, А.П. Свинцова и другие также посвятили некоторые свои труды проблеме влияния бюджета на макроэкономическую стабильность.

    Проблема  государственного бюджета в экономической  сфере деятельности страны интересовала таких белорусских ученых как М.К. Фисенко, М.И. Ткачук, Т.В. Сорокина, Н.Е. Заяц, Л.П. Квачук, Л.П. Пацкевич, Н.Т. Бобрицкий, В.Ф. Дашкевич, А.С. Головачев и другие.

    Целью моей курсовой работы является более  глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность государственного бюджета;
  • изучить и проанализировать структуру государственного бюджета, те есть динамику доходов и расходов государственного бюджета и их прогнозные параметры в текущем году;
  • определить проблемы сбалансированности государственного бюджета;
  • определить основные формы и метод государственного регулирования;
  • выявить и исследовать основные направления и особенности бюджетной политики Республики Беларусь.

    Предметом моей курсовой работы выступает государственный  бюджет и возникающие в процессе его образования, использования и расходования бюджетные отношения между субъектами экономики.

    Детальное исследование государственного бюджета  нашей страны способствовало приобретению более глубоких познаний. В сложившейся  мировой ситуации бюджет государства играет очень важную роль как на микро-, так и на макроуровне.  

В современной  экономической литературе и периодической  печати обширно дискуссируются вопросы, посвященные проблеме бюджетного дефицита. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь» и остальные. В том числе использовалась информация периодических изданий: «Директор», «Белорусский банковский бюллетень» и др. Также был использован материал, опубликованный в Internet. 

 

    Сущность и  структура государственного бюджета 

1.1 Экономическая  сущность и функции государственного  бюджета 

    Основным  структурным элементом любой  страны является государственный бюджет. Причина этого кроется в его содержании и значимой роли, которую он играет в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов формируется и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.

    На  начальных этапов своего развития государство  имело возможность значительную часть своих расходов покрывать  за счет поступлений от государственных  хозяйств, даней, констрибуций, рабского труда. Однако как расходы, так и  доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием производительных сил, разделением труда развиваются товарно-денежные отношения и как следствие стремительно развиваются государственные институты, расширяются их функции. Государство помимо охраны внешних границ и обеспечения управляющих органов власти приступает к оказанию различных услуг обществу, защищать права граждан, особенно малоимущих, посредством материальной поддержки, разворачивает широкую деятельность по благоустройству населенных пунктов. Сложившаяся ситуация  создала возможность покрывать растущие потребности  с помощью торговых пошлин, денежных сборов и налогов. В свою очередь, чтобы обосновать государственные расходы, выявить и обосновать потребности в привлекаемых средствах, возникает необходимость в преднамеренном управлении государственными доходами и расходами. Это привело к необходимости составления сметных документов о затратах и доходах, которые впоследствии образуют совокупные государственные ресурсы, то ест государственный бюджет. Впервые бюджет как экономическая категория сформировался в конце XVII века в Англии, а к концу XVIII в. Практически все европейские государства имели свои плановую сметную документацию, отражающую соотношение доходов и расходов на текущий год.

    Необходимо  отметить, что чем, чем выше уровень  развития производительных сил, экономический  и научный потенциал страны, тем  заметнее становится значение бюджета  в регулировании общественными  процессами.

    Государственный бюджет по своей внешней форме является основным финансовым планом государства, отражающим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Бюджет занимает важное место в перераспределении национального дохода, реже национального богатства, главенствующее положение в системе финансовых планов. Так, через госбюджет перераспределяется половина, а иногда и больше, национального дохода, около ¾ всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству удовлетворять общегосударственные потребности, оказывать влияние на общественную жизнь, обеспечивать реализацию программ социально-экономического развития страны.  Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Правительство может преднамеренно модифицировать объём совокупного спроса (величина потребительских и инвестиционных расходов) посредством изменения уровня государственных доходов и расходов, тем самым влиять на рыночную конъюнктуру. В связи с этим выделяют два вида бюджетной политики:

  • экспансивная (расширительная) – выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост;
  • рестриктивная (ограничительная) – уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

    Государственный бюджет играет роль связующего звена  между государством и хозяйствующими субъектами страны, отражает и регламентирует финансовые взаимоотношения между ними в течение определенного периода. Именно по этой причине в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Также с основным финансовым планом государства тесно увязаны учреждения непроизводственной сферы, так как бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Наличие связи с бюджетом отражается в планах банков и других кредитных учреждениях, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временные свободные средства бюджета.

    Сущность  бюджета отражается в его функциях:

    • перераспределение валового внутреннего продукта страны;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение социальной политики;
  • мобилизация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей;
  • контроль за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

       Оптимизация государственных расходов создает  условия для формирования бюджетно-налоговой  политики, элементы которой непосредственно  связаны с вновь созданной  стоимостью. Мобилизация части вновь созданной стоимости в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, называемый бюджетом. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером последних. Именно от налогов зависит размер доходов государства, концентрируемый в бюджете. Бюджет – основной финансовый план государства, позволяющий контролировать процессы зачисления средств в доходы государства и использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи доходв и расходов. Бюджет имеет опосредованное отношение к воспроизводству – через налоги и займы, и непосредственное - через расходы. Как показывает практика большинства развитых стран мира, основные проблемы бюджетно-налоговой политики предопределены проблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговой системы и государственного кредита. Поэтому бюджет можно рассматривать как некую надстрочную категорию, поскольку кризис бюджета, проявляющийся в его дефиците, в подавляющем большинстве случаев привязан к кризису производства и обращения.

       Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии понятия «государственный бюджет» любой страны необходимо обязательно принять во внимание следующие три важные его характеристики:

    1. форма;
    2. материальное содержание;
    3. экономическая природа-сущность.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь