Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий основные экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств.

      Сущность  бюджета как экономической категории, его основное назначение не меняется в зависимости от существующего  общественного строя. Однако, на его роль и содержание оказывает влияние ряд объективных и субъективных факторов. К объективным необходимо отнести уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, социальные, природные особенности и ряд других факторов. К  субъективным относятся политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им направления развития, тип государства, его политический режим, форма государственного управления, уровень научно-технического прогресса, развития финансовой, экономической науки и т. д. Характерной чертой различных стран, функционирующих в один и тот же исторический период времени и в условиях одной и той общественной формации, несмотря на их национальные особенности,  является схожая структура бюджета, а именно статей доходной и расходной частей.

      С помощью бюджета государства  пытаются воздействовать на воспроизводственные  процессы, сгладить некоторые отрицательные  последствия действия некоторых  стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это с помощью следующих инструментов:

    • бюджетное регулирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
    • налоги, влияющие на развитие производства товаров и услуг, спрос на них и предложение;
    • финансовая поддержка некоторых отраслей, хозяйств, предприятий для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (субвенции, беспроцентные, льготные кредиты и др.);
    • социальные гарантии гражданам, поддержка нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
    • образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.

       Результативность  государственного регулирования с  помощью бюджета и налогов  достигает определенного эффекта  при использовании прогрессивных  форм, методов образования доходов  бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом. В развитых странах решающей становится роль бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п.

       Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления  определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные  бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет. Консолидированный бюджет в основном используется для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. Решающая часть консолидированного бюджета Республики Беларусь (более половины всех централизованных ресурсов) сосредоточена в республиканском бюджете, Именно он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государства. Так, за счет республиканского бюджета осуществляется финансирование крупных общегосударственных целевых программ (инвестиционных, природоохранных, социальных, развития науки и других). Его ресурсы направляются на покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, закладкой и обновлением государственных резервов, погашением и обслуживанием общегосударственного долга. Огромную роль играет республиканский бюджет в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в республике. Это достигается за счет покрытия расходов на содержание армии, пограничных войск, таможенной службы, республиканских правоохранительных органов власти и управления, а также на образование ряда резервных фондов. Важной является роль республиканского бюджета в общегосударственном регулировании финансовых ресурсов экономики и сбалансировании бюджетов разного уровня. Таким образом, республиканский бюджет играет первостепенную роль в регулировании экономическими процессами страны.

      В целом, основные черты бюджета Республики Беларусь в переходном периоде характеризуются  следующим образом:

   1. бюджет  остается основным инструментом  централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды;

    2. доходная часть бюджета формируется,  в основном, за счет налогов  и сборов с юридических и  физических лиц;

    3. расходы растут быстрее, чем  источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат;

    4. дефицит бюджета достигает огромных  размеров в абсолютных цифрах  и относительных показателях  к ВНП, произведенному национальному  доходу, что затрудняет управление  данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики;

    5. серьезные изменения происходят  в бюджетном устройстве, и, прежде  всего, в бюджетной системе  РБ, усиливается самостоятельность  всех видов бюджетов. Но по-прежнему  решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету;

    6. процесс консолидации в бюджете  ряда государственных внебюджетных  и бюджетных целевых фондов, формирование  трансфертных отношений с юридическими  и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. 
 

 

       1.2 Доходы и расходы  государственного  бюджета в рыночной  экономике 

    Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

      Центральным показателем государственного бюджета  является величина его доходов. Сумма  доходов определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа.

    Согласно  Бюджетному Кодексу (БК) Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 412-З (ст. 2),  доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. В соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь (систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей), порядок классификации доходов бюджета осуществляется следующим образом (БК, ст. 12):

  • классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования;
  • доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

      Доходы  бюджета представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства.(Сорокина) Доходы образуют базу государственного бюджета, обеспечивающую ему устойчивое функционирование. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Материальной основой доходов госбюджета является национальный доход, т. е. та его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.

      Доходы  бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.(Мультан)

      Доходы  подразделяются  на три крупные  категории (текущие, капитальные, безвозмездные) с последующим их делением на группы и виды.

      Текущие доходы включают все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций. В свою очередь, текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы:

      - текущие налоговые доходы;

      - социальные отчисления;

      - текущие неналоговые поступления  и обязательные платежи.

      Текущие налоговые доходы включают следующие виды доходов:

  • прямые налоги на доходы и прибыль – подоходный налог; налог на прибыль; налог на доходы; прочие налоги на доходы и прибыль;
  • налоги, взимаемые с фонда заработной платы – чрезвычайный налог;
  • внутренние налоги на товары и услуги – налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, налог на приобретение автотранспортных средств, почие налоги на товары и услуги, акцизы и др.;
  • налоги на собственность – налог на недвижимость за незавершенное строительство; земельный налог;
  • доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций – таможенные пошлины; экспортные таможенные пошлины; поступления от применения специального курса рубля; прочие доходы;
  • прочие налоги, сборы и пошлины – поступления в текущем году по отмененным налогам прошлых лет; целевые сборы.

       Социальные  отчисления включают обязательные страховые взносы и отчисления в ФСЗН и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. В названную группу включаются два вида доходов: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

      Текущие неналоговые поступления и обязательные платежи включают в себя платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возвратные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов, санкций, конфискации, все добровольные текущие поступления из негосударственных источников и др. Данная группа доходов разграничивается на четыре вида: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления по штрафам и санкциям, прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.

      Капитальные доходы включают в себя невозвратные платежи, поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, реализации государственных материальных резервов и ценностей, продажи земли и реализации других непроизводственных активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей. Капитальные доходы подразделяются на:

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь