Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Соотношение долей военного бюджета  и военных расходов в ВВП и в  республиканском  бюджете Республики Беларусь с 2005 по 2008 года 

  2005 2006 2007 2008
ВВП, млрд. руб. 65067,1 79231,4 95400,0 12882,8
Доля  военного бюджета в ВВП 0,9 1,2 1,3 1,2
Доля  военных расходов в ВВП 1,4 1,8 1,8 1,7
Доля  военного бюджета в расходах республиканского бюджета 3,2 3,7 3,8 3,3
Доля  военных расходов в расходах республиканского бюджета 4,7 5,3 5,4 4,7

      Изменение доли военных бюджетов некоторых стран НАТО по отношению к ВВП иллюстрируют диаграммы 1 и 2. 

                                Диаграмма 1                                                         Диаграмма 2

Источник: статистические данные НАТО 

Как видно из диаграмм 1 и 2, в европейских странах  средняя норма военного бюджета  составляет 2 %.  Сравнивая военный  бюджет нашей страны с другими  странами, можно сделать вывод, что  на финансирование военного бюджета  у нас выделяются относительно небольшие средства. Сокращение доли военного бюджета т военных расходов в ВВП для нашей страны не целесообразно, так как, во-первых, их уменьшение даже на 0,5 % приведет к уменьшению самого военного бюджета примерно на 30 %, что влечет за собой негативное воздействие на военное производство и, во-вторых, увеличение свободных средств за счет сокращения военных расходов не приведет к значительному экономическому подъему.

      За  последние годы расходы на оборону  страны имеют устойчивую тенденцию  к росту как в абсолютных величинах, так и в процентном отношении к общим расходам республиканского бюджета. В 2005 г. они сотавили539,6 млрд. руб., или 2,81 % от общих расходов республиканского бюджета, в 2006 г. – 908,4 млрд. руб., или 3,41 %, в 2007 г. – 1,13 трлн. руб., или 3,53 %, в 2008г. – 1,24 трлн. руб., или 3,1 % от расходов бюджета.

      Таким образом, государство не получает какой-либо выгоды, пытаясь за счет оборонного комплекса пополнять социальные или развивать основные производственные фонды. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что министерству финансов Республики Беларусь при разработке закона о бюджете на очередной финансовый год необходимо уделить особое внимание на статью «Военные расходы» и предусмотреть в Программе социально-экономического развития на очередную пятилетку мероприятия по развитию военного бюджета. 

Итоги I-ого полугодия 2008года

      В первом полугодии 2008 года в консолидированный  бюджет поступило 30,1 трлн. руб. с учетом доходов фонда социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты. Это составило 56,7% уточненного плана на 2008год. На долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 40%. При этом 18% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расхода консолидированного бюджета (КБ) с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 27 трлн. руб., или 48,4% уточненного годового плана. В результате профицит КБ составил 3,1 трлн.руб., или 5,5% к ВВП, по сравнением с первым полугодием 2007года, когда профицит составлял 4,3% к ВВП.

      В результате проведенного анализа поступлений  выяснилось, что удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  увеличился с 51,8% в первом полугодии  прошлого года до 54,4% в этот же период 2008 года, или на 2,6%. Такое положение бюджета обусловлено повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, ростом рентабельности реализованной продукции в экономике, расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес поступлений от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в доходах КБ увеличился с 12,2% в первом полугодии 2007 года до 16% в первом полугодии нынешнего. Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых фондов) по состоянию на 01.07.2008 составила 96,9 млрд. руб.

      Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель эластичности доходов. Он характеризует воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Этот показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие текущего года эластичность доходов составила 1,05. Это  свидетельствует о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП. Также это указывает на то, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу. Для сравнения: в первом полугодии 2007 года эластичность доходов была 1,035.

      В таблице 3 приводится анализ структуры  консолидированного бюджета (с учетом ФСЗН) за первое полугодие 2006-2008 гг.

      Таблица 3

      Динамика  структуры доходов  консолидированного бюджета за январь-июнь 2006-2008 гг., %

Показатели январь-июнь 2006 январь-июнь 2007 январь-июнь 2008
Налоговые доходы - всего 70,7 69,1 71,2
в том  числе:      
налоги  на доходы и прибыль 16,1 15,0 16,3
в т. ч. подоходный налог 6,5 6,2 5,8
налоги  на фонд заработной платы 1,8 - -
налоги  на собственность 3,4 3,4 3,3
налоги  на товары и услуги 38,5 34,6 31,4
в т. ч. НДС 19,1 18,1 18,0
акцизы 7,2 5,6 5,7
налоговые доходы от ВЭД 5,6 12,2 16,0
Взносы  на государственное социальное страхование 25,1 24,3 22,1
Неналоговые доходы 4,2 6,6 6,7
Итого доходов 100,0 100,0 100,0
 

      Как видно из таблицы и диаграммы, в январе-июне 2008 года налоговые  доходы выросли на 2,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года за счет роста налогов на доходы и прибыль и налоговых доходов от ВЭД.

      Расходы консолидированного бюджета в первом полугодии 2008 года профинансированы в  сумме 27019,5 млрд.руб., в том числе  расходы ФСЗН – 5970,5 млрд. руб.

      При реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,8% по сравнению с  соответствующим периодом 2007 года в  разрезе функциональной классификации  отдельные разделы бюджета имели  различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,9 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 28,8%, охрану окружающей среды – на 17,9%. Общегосударственные расходы сократились на 9,4%.  Увеличение расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызвано необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей. Цель расходов – сохранить конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

      Функциональная  структура расходов консолидированного бюджета в первом полугодии 2007 и 2008 гг. (в % к итогу) отражена в диаграммах.  

                                             Диаграмма 3                                               Диаграмма 4

      

      Удельный  вес общегосударственных расходов составил 11,7% всех расходов консолидированного бюджета, расходов по разделам «Национальная экономика» - 26,1%, «Социальная политика» - 27,5%. Расходы по разделу «Образование» составили 12,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» - 8,5%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» - 2,3%.

      В разрезе экономической классификации  в расходах консолидированного бюджета  преобладали текущие расходы  – 83,3 %, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,2%, субсидии и текущие трансферты – 47,9%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 16,8 %. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 14,4% всех бюджетных расходов. Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций составила 24,3% всех инвестиций в основной капитал. В январе-июне 2007 года она составляла 22,7%. Часть средств была выделена на финансирование жилищного строительства. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2008 года возрос по сравнению с тем периодом прошлого года в 1,4 раза или 4,4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья. В январе-июне 2007 года этот показатель тоже был ниже – 3,6%.

      Расходы консолидированного бюджета (без учета  ФСЗН) в первом полугодии 2008 года на 52 % сложились из расходов республиканского бюджета и на 48 % - из расходов местных  бюджетов.

      Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия отражены в таблице 4.

      Таблица 4

      Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия

      (в  % к ВВП) 

  2000 2005 2007 2008
Расходы – всего 13 14,0 24,7 22,7
в т. ч. на:

образование

6,2 6,2 5,7 5,1
здравоохранение 4,9 4,6 4,4 3,9
физическую  культуру, спорт, культуру и СМИ 0,7 1,1 1,2 1,1
 

      Доходы  республиканского бюджета (без учета  ФСЗН) составили 22522,3 млрд. руб. или 118,9% (в реальном выражении) к уровню первого  полугодия 2007 года.

      Почти четверть (24,1 %) всех поступлений в  республиканский бюджет (без учета  ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с первым полугодием 2007 года его объем увеличился в реальном выражении на 19,9 %. В 1,6 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (30,5 % доходов республиканского бюджета).

      Финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 34 %, «Общегосударственные расходы» - 21,2 %.

      Доходы  республиканского бюджета (без учета  ФСЗН) превысили расходы на 1554,6 млрд. руб., или 2,8 % ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 2327,7 млрд.руб., или 4,2 % ВВП.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь