Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.
Соотношение
долей военного бюджета
и военных расходов
в ВВП и в
республиканском
бюджете Республики
Беларусь с 2005 по 2008
года
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
ВВП, млрд. руб. | 65067,1 | 79231,4 | 95400,0 | 12882,8 |
Доля военного бюджета в ВВП | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,2 |
Доля военных расходов в ВВП | 1,4 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
Доля военного бюджета в расходах республиканского бюджета | 3,2 | 3,7 | 3,8 | 3,3 |
Доля военных расходов в расходах республиканского бюджета | 4,7 | 5,3 | 5,4 | 4,7 |
Изменение
доли военных бюджетов некоторых стран
НАТО по отношению к ВВП иллюстрируют
диаграммы 1 и 2.
Источник:
статистические данные
НАТО
Как видно из диаграмм 1 и 2, в европейских странах средняя норма военного бюджета составляет 2 %. Сравнивая военный бюджет нашей страны с другими странами, можно сделать вывод, что на финансирование военного бюджета у нас выделяются относительно небольшие средства. Сокращение доли военного бюджета т военных расходов в ВВП для нашей страны не целесообразно, так как, во-первых, их уменьшение даже на 0,5 % приведет к уменьшению самого военного бюджета примерно на 30 %, что влечет за собой негативное воздействие на военное производство и, во-вторых, увеличение свободных средств за счет сокращения военных расходов не приведет к значительному экономическому подъему.
За последние годы расходы на оборону страны имеют устойчивую тенденцию к росту как в абсолютных величинах, так и в процентном отношении к общим расходам республиканского бюджета. В 2005 г. они сотавили539,6 млрд. руб., или 2,81 % от общих расходов республиканского бюджета, в 2006 г. – 908,4 млрд. руб., или 3,41 %, в 2007 г. – 1,13 трлн. руб., или 3,53 %, в 2008г. – 1,24 трлн. руб., или 3,1 % от расходов бюджета.
Таким
образом, государство не получает какой-либо
выгоды, пытаясь за счет оборонного
комплекса пополнять социальные
или развивать основные производственные
фонды. На основании вышесказанного
можно сделать вывод, что министерству
финансов Республики Беларусь при разработке
закона о бюджете на очередной финансовый
год необходимо уделить особое внимание
на статью «Военные расходы» и предусмотреть
в Программе социально-экономического
развития на очередную пятилетку мероприятия
по развитию военного бюджета.
Итоги I-ого полугодия 2008года
В первом полугодии 2008 года в консолидированный бюджет поступило 30,1 трлн. руб. с учетом доходов фонда социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты. Это составило 56,7% уточненного плана на 2008год. На долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 40%. При этом 18% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расхода консолидированного бюджета (КБ) с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 27 трлн. руб., или 48,4% уточненного годового плана. В результате профицит КБ составил 3,1 трлн.руб., или 5,5% к ВВП, по сравнением с первым полугодием 2007года, когда профицит составлял 4,3% к ВВП.
В результате проведенного анализа поступлений выяснилось, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 51,8% в первом полугодии прошлого года до 54,4% в этот же период 2008 года, или на 2,6%. Такое положение бюджета обусловлено повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, ростом рентабельности реализованной продукции в экономике, расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес поступлений от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в доходах КБ увеличился с 12,2% в первом полугодии 2007 года до 16% в первом полугодии нынешнего. Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых фондов) по состоянию на 01.07.2008 составила 96,9 млрд. руб.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель эластичности доходов. Он характеризует воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Этот показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие текущего года эластичность доходов составила 1,05. Это свидетельствует о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП. Также это указывает на то, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу. Для сравнения: в первом полугодии 2007 года эластичность доходов была 1,035.
В таблице 3 приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом ФСЗН) за первое полугодие 2006-2008 гг.
Таблица 3
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2006-2008 гг., %
Показатели | январь-июнь 2006 | январь-июнь 2007 | январь-июнь 2008 |
Налоговые доходы - всего | 70,7 | 69,1 | 71,2 |
в том числе: | |||
налоги на доходы и прибыль | 16,1 | 15,0 | 16,3 |
в т. ч. подоходный налог | 6,5 | 6,2 | 5,8 |
налоги на фонд заработной платы | 1,8 | - | - |
налоги на собственность | 3,4 | 3,4 | 3,3 |
налоги на товары и услуги | 38,5 | 34,6 | 31,4 |
в т. ч. НДС | 19,1 | 18,1 | 18,0 |
акцизы | 7,2 | 5,6 | 5,7 |
налоговые доходы от ВЭД | 5,6 | 12,2 | 16,0 |
Взносы на государственное социальное страхование | 25,1 | 24,3 | 22,1 |
Неналоговые доходы | 4,2 | 6,6 | 6,7 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Как видно из таблицы и диаграммы, в январе-июне 2008 года налоговые доходы выросли на 2,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года за счет роста налогов на доходы и прибыль и налоговых доходов от ВЭД.
Расходы консолидированного бюджета в первом полугодии 2008 года профинансированы в сумме 27019,5 млрд.руб., в том числе расходы ФСЗН – 5970,5 млрд. руб.
При
реальном росте всех расходов консолидированного
бюджета на 17,8% по сравнению с
соответствующим периодом 2007 года в
разрезе функциональной классификации
отдельные разделы бюджета
Функциональная
структура расходов консолидированного
бюджета в первом полугодии 2007 и 2008 гг.
(в % к итогу) отражена в диаграммах.
Удельный вес общегосударственных расходов составил 11,7% всех расходов консолидированного бюджета, расходов по разделам «Национальная экономика» - 26,1%, «Социальная политика» - 27,5%. Расходы по разделу «Образование» составили 12,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» - 8,5%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» - 2,3%.
В
разрезе экономической
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в первом полугодии 2008 года на 52 % сложились из расходов республиканского бюджета и на 48 % - из расходов местных бюджетов.
Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия отражены в таблице 4.
Таблица 4
Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия
(в
% к ВВП)
2000 | 2005 | 2007 | 2008 | |
Расходы – всего | 13 | 14,0 | 24,7 | 22,7 |
в т. ч.
на:
образование |
6,2 | 6,2 | 5,7 | 5,1 |
здравоохранение | 4,9 | 4,6 | 4,4 | 3,9 |
физическую культуру, спорт, культуру и СМИ | 0,7 | 1,1 | 1,2 | 1,1 |
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 22522,3 млрд. руб. или 118,9% (в реальном выражении) к уровню первого полугодия 2007 года.
Почти четверть (24,1 %) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с первым полугодием 2007 года его объем увеличился в реальном выражении на 19,9 %. В 1,6 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (30,5 % доходов республиканского бюджета).
Финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 34 %, «Общегосударственные расходы» - 21,2 %.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 1554,6 млрд. руб., или 2,8 % ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 2327,7 млрд.руб., или 4,2 % ВВП.