Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение и анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь, его динамики, проблем его сбалансированности, выявление основных направлений бюджетной политики в условиях мирового экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Прекращена  реализация 6 инвестиционных программ, исключено 32 программы и 270 малоэффективных  второстепенных мероприятий, по 42 программам перенесены сроки реализации на будущие  годы.

      Изначально  планировалось увеличить расходы  на социальные цели. Так, на здравоохранение  план составлял на 24,4 % больше, чем  в 2008 году, на образование – на 11 %, на стипендии – на 14 %. Однако, под  влиянием девальвации и инфляции рост этих расходов не представляется возможным.

    Основной  целью бюджетной политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Реализация бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов.

    Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

    Повышение эффективности использования бюджетных  средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему  прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

    Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным  формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

    Упорядочение  государственной поддержки реального  сектора экономики будет реализовано  за счет оптимизации ее форм и сокращения объема.

    Важным  направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста.

    Также основные направления бюджетной  политики основываются на выбранной  модели построения национальной экономики, уровне экономического развития, государственных приоритетах в финансировании отдельных мероприятий, учреждений и программ.

    Главная задача бюджетной политики – сокращение и оптимизация расходов

    Уровень внутреннего и внешнего долга  останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней.

    Совершенствование бюджетного законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной  торговой организации.

    В результате реализации предложенных направлений  будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

    Бюджетная политика государства в сжатом выражении  – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

    Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: уровень  собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; уровень монетизации бюджетного дефицита; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику валового внутреннего продукта; уровень безработицы; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

    Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава. 

 

    Заключение  

    В ходе выполнения данной курсовой работы и углубленного изучения и исследования поставленной проблемы я осознала всю  важность государственного бюджета, его  влияние на другие сферы деятельности страны. Для того, чтобы государственный  бюджет формировался и использовался  как можно более эффективно , важно уделить внимание таким аспектам , как систематизирование направлений совершенствования  доходной части бюджета, создание эффективной системы бюджетных отношений при формировании, распределении и использовании бюджетных средств, совершенствование направлений использования расходной части бюджета, его эффективности и оптимизации распределения между различными целями. Исследование структуры доходной и расходной частей государственного бюджета в республике выявило, что сохранение достигнутых результатов зависит от способности государства сосредотачивать в бюджете поступившие денежные средства (налоговые и неналоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, безвозмездные поступления) в размере, достаточном для государственного финансирования запланированных расходов (программ, мероприятий). Для сохранения существующих направлений расходов бюджета необходимо обеспечить их использование таким образом, чтобы с наименьшими затратами достигать поставленных целей.

    В условиях мирового экономического кризиса, одним из последствий которого является рост мировых цен, создается, на первый взгляд, благоприятная ситуация для  наращивания величины доходов бюджета. Однако, это не лучший способ достижения роста доходной части бюджета и обеспечения его сбалансированности. По мнению мировых экспертов, после преодоления последствий мирового экономического кризиса мировые цены на всех имеющихся рынках (товаров и услуг, труда, капитала, ценных бумаг, информационных технологий) стабилизируются и даже снизятся, что может отрицательно повлиять  на накопляемость белорусского государственного бюджета. Поэтому приоритетным направлением достижения оптимального соотношения доходной и расходной частей бюджета является обеспечение высокой эффективности деятельности всех секторов национальной экономики.

    В настоящее время решающее значение для стабилизации государственного бюджета страны играет ужесточение  финансово-бюджетной политики и  сокращения бюджетных расходов.

    Для достижения эффективного использования  государственных расходов необходимы такие мероприятия как:

    • переход на среднесрочное бюджетное планирование;
    • переход к программно-целевому управлению бюджетными расходами;
    • разработка нескольких вариантов проекта бюджетного закона на очередной финансовый год;

    Главным требованием к структуре бюджетных  расходов является то, что они должны обеспечивать необходимую отдачу социального  и материального характера. Слабой стороной бюджета Республики Беларусь является высокая социальная нагрузка.

    Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика также является важнейшим фактором воздействия на социально-экономические процессы. Особенно важное значение имеет создание современного механизма формирования  и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешняя экономическая ситуация обусловлена, в первую очередь, обстоятельствами мирового экономического кризиса и слабостью банковской и расчетных систем и сопровождается достаточно несогласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти. Главной проблемой бюджетной системы Республики Беларусь является отсутствие эффективного и методологического и правового ее обустройства. Бюджетную политику Республики Беларусь необходимо разрабатывать на оценке относительной эффективности участия государства в различных сферах экономической деятельности и стремиться к минимальному распределению бюджетных ресурсов по направлениям, где участие государства неэффективно или необязательно.

    На  мой взгляд, о важности и необходимости эффективного управления государственным бюджетом говорит факт принятия Палатой представителей Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 года. В нем дана детальная характеристика бюджетному процессу и его участникам, бюджетной системе, доходам и расходам, дефициту, процедуры составления проектов республиканского и местных бюджетов, его рассмотрение и утверждение и ряду других аспектов.

    Особенностью  бюджетной политики Республики Беларусь является то, что она и не экспансивная, и не рестриктивная. Для нас подходящим названием является стабилизирующая.

    Таким образом , главной целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики  страны в новую стадию развития.

 

     Литература

  1. Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  2. Баранов А.О., Пирожков С.М. Управление региональными финансами в условиях рынка // ЭКО.-№1999.-№12.-с. 54-62; Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. - 2002. - №4. - С. 28-32 и др
  3. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть.-М.: Юрист, 2000, с.23-25.
  4. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. С. 213

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь