Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Введение

        Тема моей курсовой работы: «Государственный бюджет и проблема его сбалансированности», является очень актуальной в любое время и для любого государства. Определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого   современного   общества   играет   государственное   регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.  Одним  из наиболее   важных   механизмов,   позволяющих    государству    осуществлять экономическое  и  социальное регулирование,  является  финансовая   система общества, ее главное звено  -  государственный  бюджет.  Именно  посредством финансовой системы государство образует централизованные и  воздействует  на формирование  децентрализованных  фондов   денежных   средств,   обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

          Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.  Для любой страны свойствен бюджетный дефицита, поэтому это явление рассмотрено в моей работе.

          Также целесообразно рассмотреть  бюджет Республики Беларусь, гражданами  которой мы являемся. Этому посвящена  глава 3.

          Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.

          Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

         Данная курсовая работа состоит из трех глав, в каждой из которых выносятся на обозрение наиболее значимые составные части государственного бюджета, как  основы функционирования финансовой системы.

         В первой главе раскрывается понятие государственного бюджета, его сущность, анализируется структура государственного бюджета  и его роль в экономике каждой страны.

          Во второй главе данной курсовой работы представлены теоретические аспекты дефицита государственного бюджета, рассмотрены  основные виды, причины образования и роль бюджетного дефицита, а также пути их финансирования.

           В третьей главе проводится анализ доходной и расходной части бюджета РБ, бюджетной и налоговой политики, выявляются пути снижения бюджетных дефицитов в нашей стране. Эта глава посвящена проблеме сбалансированности государственного бюджета в Республике Беларусь.

          Основными источниками для написания данной курсовой работы являются такие учебные пособия, как издание Т. В. Сорокиной «Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит"», учебное пособие под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского «Экономическая теория. В 2 ч. Ч.2», а также  статьи из журналов “Финансы. Учёт. Аудит.”, “Планово-экономический отдел”, “Главный бухгалтер”.

        При анализе использовались конкретные показатели бюджета,

отраженные  в Законах о бюджете Республики Беларусь на 2009-2010год,

различные статистические материалы, предоставленные  Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие, структура и роль государственного бюджета

   1.1Понятие государственного бюджета

          Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. С его помощью правительство концентрирует значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами.

          С институциональных позиций государственный бюджет выступает как централизованный фонд средств государства.

      С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.

           По экономической сущности государственный бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как инструмент государственного регулирования,  как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений, возникающих  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства). Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

          К числу особенностей  государственного бюджета относятся следующие:

   · государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

   · с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

   · пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

   · область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

          Государственный бюджет всегда  является мощным рычагом государственного регулирования экономики и социальной сферы, воздействуя им можно влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах  стимулирования  научных открытий  и новых технических достижений, ускорения научно-технического прогресса. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. 

1.2  Структура и роль государственного бюджета

           Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты.

           В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.

        Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. На их долю в федеративных государствах приходится  40 -50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

        Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

         Таким образом, государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно–территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов).

          Важнейшее значение для развития  теории  и  совершенствования  практики бюджетного   процесса   имеет    обоснование    принципов    построения  и  функционирования бюджетной системы.

      Бюджетная система – организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.

      К основным принципам  функционирования современной бюджетной системы государства относят:

• единство бюджетной системы;

• разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность бюджетов;

• полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов,  бюджетов  государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность  бюджетов;

• адресность и целевой характер бюджетных  средств.

          Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы и расходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретней финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности