Проблемы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 114.84 Кб (Скачать)

    Введение 
 
 

    Государственное регулирование экономики имеет  важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

    Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное  звено которой – бюджетная  система.

    Государство берет на себя роль субъекта распределения  финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство как интегральный активный компонент экономики способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

    Применяя  прямые и косвенные методы регулирования, государство влияет на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления в сфере экономических отношений непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой, органично вписываясь в механизм рыночных отношений, в большинстве государств мира получили наиболее широкое распространение. Соответственно методы являются важным элементом  бюджетной политики государства, поскольку отражают качественную сторону бюджетной деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений. [1, c.81]

    Цель  курсовой работы – раскрыть понятие  государственного бюджета и проблем  его сбалансированности

    Задачи  курсовой работы:

    - дать определения государственному  бюджету и его роли в национальной  экономике;

    - показать проблемы сбалансированности  государственного бюджета;

    - выявить формы и методы бюджетного  регулирования;

    - показать особенности  бюджетной  политики в Республике Беларусь.

    Объект  исследования – государственный  бюджет.

    Предмет исследования – государственный  бюджет в Республике  Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный бюджет и его роль в национальной экономике
 

    1.1 Основные теоретические  аспекты в понятии  государственного  бюджета 
     

     Бюджет  Республики Беларусь, как и большинства  стран с переходной экономикой, имеет  четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2015 годы. При этом  социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая  имела место в административно-командной  системе.

     Сконцентрированные  в государственном бюджете Республики Беларусь денежные средства предназначаются  для осуществления социально-экономической  политики, обеспечения обороны и  безопасности государства. С помощью  бюджета реализуются общегосударственные  и региональные программы народнохозяйственного  и социально-экономического характера. Достигается это в основном через  перераспределение бюджетом части  национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам. При этом роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

     Поэтому государственный бюджет в Республики Беларусь является важным инструментом претворения в жизнь социально-экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых  для решения основных направлений  научно-технического прогресса, образования  резервов в общенациональном масштабе.

     С помощью государственного бюджета  государство осуществляет перераспределение  национального дохода и тем самым  изменяет структуру общественного  производства, влияет на социальные преобразования [2, с. 109] . В условиях хозяйственных  реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем  изменения методов бюджетного воздействия  на общественное производство, используя  бюджет. Государство применяет формы  прямого и косвенного воздействия  на экономику ¾ предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы ¾ просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

     Кроме того, государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического  и социального развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения ¾ магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

     Основная  же роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует  денежные накопления предприятий, организаций  и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной  власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее  заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение  научно-технического прогресса при  умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической  политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения  страны.

     Таким образом, государственный бюджет и  сконцентрированные в нем денежные средства дают возможность маневрирования при распределении бюджетных  средств с учетом приоритетности финансирования государственных социально-экономических  программ. Действительно, на современном  этапе развития экономики государственный  бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в  своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса [3, с. 96].

    1. Основные принципы формирования государственного бюджета
 

    Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных  расходов источникам их финансирования [4, с. 18].

    Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает  несбалансированность. Если расходы  превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним —  несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано  с завышенной нагрузкой на экономику  и снижением общей эффективности  использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета  — обязательное требование, предъявляемое  к составлению и утверждению  бюджета. Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных  и муниципальных заказов, к сбоям  в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве  страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для РБ, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось  острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики [5, с. 74].

    Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета  не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

    Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

   В бюджетах стран с переходной экономикой можно выделить следующие основные группы расходов:

  • создание объектов социальной инфраструктуры;
  • поддержание и развитие государственного сектора экономики;
  • затраты на социальные мероприятия, услуги (социальные пособия, пенсии, пособия безработным, др.);
  • расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовложения, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и т.д.);
  • затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на обслуживание государственного долга;
  • затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета