Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

      По этому поводу следует заметить, что в практике бюджетного  планирования бюджетный дефицит  определяется как обезличенная  величина, характеризующая общий  размер превышения расходов над  доходами, т.е. не закрепленная  за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли оно вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.  
Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита— наращивание государственного долга и инфляция.

       Рассмотрев виды бюджетного дефицита, и ряд факторов, влияющих на состояние доходной и расходной части бюджета вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействованы одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой— причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства.

        Для того, чтобы определить воздействие  бюджетного дефицита на состояние  национальной экономики в целом,  необходимо оценить качество  самого дефицита, которое может  быть весьма различным. Дефицит  бюджета служит объектом управления  в целях достижения устойчивого экономического роста.

        Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:

  1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
  2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных средств и  резервов бюджетного фонда становится недостаточно и приходится прибегать изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
  3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, неэффективность налоговой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер со стороны правительства (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства реформированию кредитно-финансовой системы, корректировка бюджетной политики и т.п.), но и соответствующих политических решений. [3, с. 43]

      Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторой промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильности такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой, включая и Беларусь. [13, с.242-245]

       Итак, если бюджетные ресурсы,  составляющие превышение доходов  над расходами, направляются на  развитие экономики, используются  для финансирования приоритетных  отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. 

2.2 Экономические последствия  бюджетного дефицита

      Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. В настоящее время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета отрицательным или положительным явлением.

      Первая из них - монетаристская - является в данном случае продолжением классической буржуазной политической экономии. Ее придерживался и американский экономист Милтон Фридмен. Данная теория полагает, что бюджетный дефицит - негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета - это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.

       Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращение кризиса и устранение безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительные. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс и его американские последователи А. Хансен, Г. Маултон и другие. В 1940 г. Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, будто с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.

       Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие, как Роберт Барро, считает, что рост бюджетного дефицита не обязательно ведет повышению процентных ставок. Роберт Барро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной меры, направленной на сохранение определенного уровня жизни [2, с. 34]

     Рассмотрев эти точки зрения  можно выявить, что бюджетный  дефицит влечет за собой как  положительные, так и отрицательные последствия.Как известно, возникновение одного последствия становится причиной для развития другого.

     Исходя из этого возможные  последствия крупных дефицитов  можно представить в  виде  схемы:

      Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:

· инфляция; Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой - делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.

· государственный  долг;

      Современная   фискальная   политика   признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации  экономики. А это, вполне вероятно,  может  привести  к  росту  государственного  долга.

Государственный долг- это общая накопленная сумма  всех положительных  сальдо бюджетов  за  вычетом  всех  дефицитов,  которые  имели  место   в   стране. Увеличивающийся  государственный   долг   является   основным   последствием дефицитов государственного бюджета.

        Рассмотрим, каким образом дефицит бюджета приводит к образованию государственного долга. Этот процесс представлен на рисунке 1.3.

      

Рисунок 1.3. Формирование государственного долга.

·  истощение валютных резервов;

·  снижение инвестиционной активности;

·  сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением  импорта;

·  снижение жизненного уровня населения;

∙  рост процентных ставок  имеет, в свою очередь, следующие  последствия.

Так, высокий  ссудный процент, вызывает значительный отток капиталов из других стран. Это может привезти к увеличению внешнего долга страны, а также к сокращению чистого экспорта, которое   оказывает   сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы.

     Таким образом, бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2-3 %.

     Такой или  больший  дефицит  государственного бюджета   финансируется   за  счет  эмиссии  государственных  ценных  бумаг.  Подробнее  о   способах  покрытия   дефицитов   в   следующем подразделе. 
 

2.3 Пути снижения  бюджетного дефицита

     Бюджетный дефицит  для всех стран является актуальной проблемой, решение которой требует глубоко анализа и применения эффективной политики управления им. При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры(2-3%), требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.

      К наиболее важным мерам по снижению бюджетного дефицита относят:

  ─Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств;

  ─ Внешнее долговое финансирование;

  ─ Внутреннее долговое финансирование;

  ─ Увеличение налогообложения;

Рассмотрим  принцип действия и результативность каждой в отдельности.

     Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств

     В экономических системах с  фиксированным количеством денег  в обращении правительство располагает  традиционными способами покрытия  дефицита  бюджета – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и  третий способ,  предусматривающий  увеличение  денежной  массы  в  обращении,   это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

     Однако «сеньораж» сегодня не  принимает форму простого печатания  денег (это слишком явно связано с усилением  инфляции).  В  настоящее  время  этот процесс  реализуется  посредством  создания  резервов  коммерческих  банков. Следует заметить, что  эти  операции  должны  иметь  незначительный  размер, тогда особо пагубных  последствий они не  несут.  Но,  если  правительство чрезмерно полагается на  механизм  «сеньоража» как средства  оплаты  своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного  предложения),  порождая тем самым рост инфляции.

      Сеньораж является следствием  превышения темпа роста денежной  массы над темпом роста реального  ВВП, что приводит к повышению  среднего уровня цен.  В результате  все экономические агенты платят своеобразный инфляционный  налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства  через  возросшие цены.

     Монетизация дефицита государственного  бюджета может не  сопровождаться  непосредственно эмиссией наличности, а  осуществляется  в  других  формах  - например, в виде  расширения  кредитов  Центрального  Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

      Отсроченные платежи - способ  финансирования бюджетного  дефицита,  при котором правительство покупает товары и услуги,  не  оплачивая их  в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе,  то  производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от  возможных неплатежей.  Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности