Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.
3. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
В бюджетную систему Беларуси как самостоятельные части входят республиканский и местный бюджеты.
Рис.4 - Формирование консолидированного бюджета страны [ ].
Таким образом, консолидированн
Бюджетно-финансовая политика страны проводится согласованно с денежно – кредитной, ценовой, валютной и таможенной.
Рассмотрим принципы бюджетной системы Республики Беларусь:
Одним из важных аспектов в исполнении бюджета является обеспечение потенциальных потребностей страны реальными источниками финансовых ресурсов. Политика государства в сфере финансов должна способствовать наполнению бюджета при одновременном укреплении фундамента для устойчивого экономического развития и национальной независимости.
Бюджетный процесс в Беларуси регулируется Конституцией страны, Законами Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”, “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”, “О бюджетной классификации Республики Беларусь”. В законе “О бюджете Республики Беларусь на 2010 год” реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально – экономического развития страны с учётом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно - кредитной сфере. Расходы бюджета, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита. [10. c.26-27]
Теоретически
доказано, что одна из составляющих
темпов экономического роста равна
произведению налоговой нагрузки на
разность между долями инвестиций в
государственных и частных
Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закреплённых за ними задач, главнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Расходы бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.
Основными задачами в области расходов бюджета в 2010г., несмотря на некоторые последствия для экономики нашей страны мирового финансово-экономического кризиса, будут сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства и т.д. При этом расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, другие денежные выплаты планируются на уровне 2009г. С ростом на прогнозируемый уровень инфляции.
Анализ динамики и структуры расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли с ним за последние годы. Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета на 2008-2010 гг.[14,с.17]
Таблица 1.Структура расходов республиканского бюджета на 2008-2010 гг.
№ п.п | Наименование показателей | Единица измерения | 2008 г | 2009 г | 2010 г (утвержденные законом) |
1 | Общегосударственная деятельность | Млрд руб. %% | 12982
37,1 |
9767 31,6 | 14780
38,7 |
В том числе | |||||
1.1 | Государственные органы общего назначения | Млрд руб. %% | 660
1,9 |
705
2,3 |
785
2,1 |
1.2 | Межбюджетные трансверты | Млрд руб. %% | 7200
20,6 |
5198
16,8 |
7303
19,1 |
2 | Национальная оборона | Млрд руб. %% | 1369
3,9 |
1251
4,0 |
1470
3,8 |
3 | Судебная власть, правоохранительные органы и обеспечение безопасности | Млрд руб. %% | 2192
6,3 |
2269
7,3 |
2475
6,5 |
4 | Национальная экономика | Млрд руб. %% | 13472
38,5 |
11876
38,4 |
12933
33,8 |
В том числе | |||||
4.1 | Промышленность, строительство и архитектура | Млрд руб. %% | 1424
4,1 |
1529
4,9 |
1843
4,8 |
4.2 | Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность | Млрд руб. %% | 3193
9,1 |
3522
11,4 |
3463
9,1 |
4.3 | Топливо и энергетика | Млрд руб. %% | 7108
20,3 |
4932
15,9 |
5643
14,,8 |
5 | Охрана окружающей среды | Млрд руб. %% | 270
0,8 |
194
0,6 |
233
0,6 |
6 | Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | Млрд руб. %% | 24
0,1 |
69
0,2 |
86
0,2 |
7 | Здравоохранение | Млрд руб. %% | 1014
2,9 |
1097
3,6 |
1261
3,3 |
8 | Физическая культура, спорт, культура и СМИ | Млрд руб. %% | 494
1,4 |
539
1,7 |
537
1,4 |
9 | Образование | Млрд руб. %% | 1251
3,6 |
1321
4,3 |
1423
3,7 |
10 | Социальная политика | Млрд руб. %% | 1957
5,6 |
2560
8,3 |
3025
7,9 |
10.1 | В том числе пенсионное обеспечение | Млрд руб. %% | 1202
3,4 |
1281
4,1 |
1396
3,6 |
Всего расходов: | Млрд руб. %% | 35025
100 |
30943
100 |
38222
100 |
Серьёзные изменения претерпела и экономическая (предметная) структура расходов бюджета. Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2010 году по отношению к 2008 году составили 109,1% и 123,5% к уровню 2009 год. Удельный вес расходов в ВВП за три последних года наоборот снизился с 27,2% в 2008 г. до 22,1% и 21,9% соответственно в 2009 и 2010 гг. Это обусловлено более низкими темпами роста расходов бюджета по сравнению с темпами роста ВВП(в 2010 г.ниже по отношению к предыдущему году на 1,0 процентный пункт и к 2008 году – на 26,4 процентных пункта).
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. [12]
В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении – меньше на 1,1%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).
Рис. 2.2 Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными доходными источниками были налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-мартом 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов – на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль – на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 11,8%.
В связи с необходимостью компенсации потери части объема доходов бюджета вследствие упрощения налоговой системы и сокращения числа налогов предусмотрено увеличение ставки НДС с 18 до 20 %.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 2.
Таблица 2 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %
Для стран, ориентированных на
рыночную экономику, основным
доходным источником являются
налоги. Они в наибольшей мере
влияют и на экономический
потенциал государства, и на
его положение в мировом
В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и исходя из ожидаемого уровня инфляции (в среднем за год 109,0%) предусматривается, что ставка рефинансирования к концу 2010г. составит 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков на конец года по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору ожидается на уровне 12-15% годовых, а доходность новых срочных рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады в банках.
За
текущий год прирост
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2010г. определены по доходам в объеме 52993 млрд руб.(30,4% ВВП), по расходам-55693 млрд руб (311,9% ВВП), дефициту- (-2700) млрд руб. (-1,5% ВВП).[14, с.21]
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей
В 2010 году за счёт расширения налоговой базы удельный вес налоговых доходов в ВВП увеличился, а доля инвестиций в расходах государственных предприятий превысила соответствующий показатель в частном секторе. Поскольку в государственном секторе средства в инвестиции вкладываются активнее, чем в частном, рост государственных доходов оказал позитивное влияние на темпы экономического роста.
Важнейшими задачами социально-экономического развития республики являются переход на инновационный путь развития, разработка и реализация эффективных инвестиционных проектов. В связи с этим необходимо создание действенных форм бюджетно-налогового регулирования и стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности.
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу в 2010г. составляют ассигнования на социальную политику- 3025 млрд. руб. (48,4%), или 7,9% от его расходов. В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в размере 1 261 млрд. руб., что составляет 22,4% от общего объема ассигнований на здравоохранение.[6]
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности