Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

3. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РБ

      В бюджетную систему  Беларуси как самостоятельные части входят республиканский и местный бюджеты.

      

      Рис.4 - Формирование консолидированного бюджета страны [ ].

        Таким образом, консолидированный бюджет нашей страны – это совокупность бюджетов областей, города Минска и республиканского бюджета.

      Бюджетно-финансовая политика страны проводится согласованно с денежно – кредитной, ценовой, валютной и таможенной.

      Рассмотрим  принципы бюджетной системы Республики Беларусь:

  1. Принцип единства. Он означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учёта и отчётности.
  2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определённые законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объёме.
  3. принцип сбалансированности бюджетов означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  4. принцип гласности означает открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете, а также обязательное опубликование в СМИ утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов.
  5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов в порядке, установленным законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
  6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и использовании бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объёма бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определённого бюджетом объёма средств и другие принципы.[5. c.12]

      Одним из важных аспектов в исполнении бюджета  является обеспечение потенциальных  потребностей страны реальными источниками  финансовых ресурсов. Политика государства в сфере финансов должна способствовать наполнению бюджета при одновременном укреплении фундамента для устойчивого экономического развития и национальной независимости.

      Бюджетный процесс в Беларуси регулируется Конституцией страны, Законами Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”, “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”, “О бюджетной классификации Республики Беларусь”.  В законе “О бюджете Республики Беларусь на 2010 год” реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально – экономического развития страны с учётом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно - кредитной сфере. Расходы бюджета, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита. [10. c.26-27]

      Теоретически  доказано, что одна из составляющих темпов экономического роста равна  произведению налоговой нагрузки на разность между долями инвестиций в  государственных и частных расходах. Разность положительна (отрицательна), если доля инвестиций в расходах государственного сектора больше (меньше) доли инвестиций в расходах частного сектора. Когда разность между долями отрицательна, снижение налоговой нагрузки ведет к увеличению темпов роста, а повышение  – к уменьшению. И наоборот, когда разность между долями положительна, повышение налоговой нагрузки ведёт к увеличению темпов роста, а снижение –   к уменьшению.

      Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закреплённых за ними задач, главнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

      Расходы бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и  политики оптимизации уровня его  дефицита.

      Основными задачами в области расходов бюджета в 2010г., несмотря на некоторые последствия для экономики нашей страны мирового финансово-экономического кризиса, будут сохранение достигнутого уровня  социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства и т.д. При этом расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, другие денежные выплаты планируются на уровне 2009г. С ростом на прогнозируемый уровень инфляции.

      Анализ  динамики и структуры расходной  части республиканского бюджета  указывает на изменения, которые произошли с ним за последние годы. Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета на 2008-2010 гг.[14,с.17]

Таблица 1.Структура расходов республиканского бюджета  на 2008-2010 гг.

№ п.п Наименование  показателей Единица измерения 2008 г  2009 г  2010 г  (утвержденные  законом)
1 Общегосударственная деятельность Млрд руб. %% 12982

37,1

9767         31,6 14780

38,7

  В том числе        
1.1 Государственные органы общего назначения Млрд руб. %% 660

1,9

705

2,3

785

2,1

1.2 Межбюджетные трансверты Млрд руб. %% 7200

20,6

5198

16,8

7303

19,1

2 Национальная  оборона Млрд руб. %% 1369

3,9

1251

4,0

1470

3,8

3 Судебная власть, правоохранительные органы и обеспечение  безопасности Млрд руб. %% 2192

6,3

2269

7,3

2475

6,5

4 Национальная  экономика Млрд руб. %% 13472

38,5

11876

38,4

12933

33,8

  В том числе        
4.1 Промышленность, строительство и архитектура Млрд руб. %% 1424

4,1

1529

4,9

1843

4,8

4.2 Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность Млрд руб. %% 3193

9,1

3522

11,4

3463

9,1

4.3 Топливо и энергетика Млрд руб. %% 7108

20,3

4932

15,9

5643

14,,8

5 Охрана окружающей среды Млрд руб. %% 270

0,8

194

0,6

233

0,6

6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство Млрд руб. %% 24

0,1

69

0,2

86

0,2

7 Здравоохранение Млрд руб. %% 1014

2,9

1097

3,6

1261

3,3

8 Физическая  культура, спорт, культура и СМИ Млрд руб. %% 494

1,4

539

1,7

537

1,4

9 Образование Млрд руб. %% 1251

3,6

1321

4,3

1423

3,7

10 Социальная  политика Млрд руб. %% 1957

5,6

2560

8,3

3025

7,9

10.1 В том числе  пенсионное обеспечение Млрд руб. %% 1202

3,4

1281

4,1

1396

3,6

  Всего расходов: Млрд руб. %% 35025

100

30943

100

38222

100

       Серьёзные изменения претерпела и экономическая (предметная) структура расходов бюджета. Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2010 году по отношению к 2008 году составили 109,1% и 123,5% к уровню 2009 год. Удельный вес расходов в ВВП за три последних года наоборот снизился с 27,2% в  2008 г. до 22,1% и 21,9% соответственно в 2009 и 2010 гг. Это обусловлено более низкими темпами роста расходов бюджета по сравнению с темпами роста ВВП(в 2010 г.ниже по отношению к предыдущему году на 1,0 процентный пункт и к 2008 году – на 26,4 процентных пункта).

          С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. [12]

          В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении – меньше на 1,1%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).

Рис. 2.2 Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

          Основными доходными источниками были налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-мартом 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов – на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль – на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 11,8%.

          В связи с необходимостью компенсации потери части объема доходов бюджета вследствие упрощения налоговой системы и сокращения числа налогов предусмотрено увеличение ставки НДС с 18 до 20 %.

            Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 2.

                     

Таблица 2 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %

        Для стран, ориентированных на  рыночную экономику, основным  доходным источником являются  налоги. Они в наибольшей мере  влияют и на экономический  потенциал государства, и на  его положение в мировом сообществе.

      В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и исходя из ожидаемого уровня инфляции (в среднем за год 109,0%) предусматривается, что ставка рефинансирования к концу 2010г. составит 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков на конец года по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору ожидается на уровне 12-15% годовых, а доходность новых срочных рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность  и существенно увеличить вклады в банках.

      За  текущий год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24-25%, удельный вес проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10%.

      Основные  показатели консолидированного бюджета  Республики Беларусь на 2010г. определены по доходам в объеме 52993 млрд руб.(30,4% ВВП), по расходам-55693 млрд руб (311,9% ВВП), дефициту- (-2700) млрд руб. (-1,5% ВВП).[14, с.21]

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

млрд. рублей

      В 2010 году за счёт расширения налоговой  базы удельный вес налоговых доходов в ВВП увеличился, а доля инвестиций в расходах государственных предприятий превысила соответствующий показатель в частном секторе. Поскольку в государственном секторе средства в инвестиции вкладываются активнее, чем в частном, рост государственных доходов оказал позитивное влияние на темпы экономического роста.

      Важнейшими  задачами социально-экономического развития республики являются переход на инновационный путь развития, разработка и реализация эффективных инвестиционных проектов. В связи с этим необходимо создание действенных форм бюджетно-налогового регулирования и стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности.

      Наибольший  удельный вес  в расходах республиканского бюджета на социальную сферу в 2010г. составляют ассигнования на социальную политику- 3025 млрд. руб. (48,4%), или 7,9% от его расходов. В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в размере 1 261 млрд. руб., что составляет 22,4% от общего объема ассигнований на здравоохранение.[6]

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности