Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.
Теперь рассмотрим основные функции бюджета. В качестве таковых выделяются:
а) аккумуляция и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, т. е. создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам (фискальная функция);
б)
регулирование социально –
в) инвестиционная функция;
г) региональное перераспределение денежных ресурсов;
д) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция);
е) стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики;
ж) контроль за финансовыми доходами и расходами государства со стороны парламента страны и т. д.;
з) обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т. п.)
Можно сделать вывод, что, используя бюджет, государство непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост.
Обратим внимание на то, что многие функции государственного бюджета взаимно противоречивы. Так, изъятие в бюджет налогов можно рассматривать как тормоз для развития частного сектора. Ведь таким способом бизнес лишается определённой части финансовых ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные в бюджете и израсходованные на развитие национальной системы образования, есть основание рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Наличие в обществе такого капитала создаёт на перспективу благоприятные социальные условия для развития, в том числе и для частного сектора национальной экономики.
Вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т. д.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Надо отметить, что структура
государственного бюджета в
Доходы бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства. Доходы бюджета в зависимости от государственного устройства страны традиционно делится: в унитарном государстве на доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; в федеративном государстве на доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов.
Основными методами образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между этими тремя инструментами формирования доходов в различных странах различно. Однако, самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов. Доходы государственного бюджета до 85% формируются за счет налоговых поступлений. Они классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные). По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.
Механизм исполнения республиканского бюджета по доходам предусматривает:
- зачисление доходов, включая доходы государственных целевых бюджетных фондов, на единый казначейский счет (ЕКС) Главного государственного казначейства;
- распределение регулирующих налогов в соответствии с Законом о бюджете на текущий год;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах в соответствии с действующей бюджетной классификацией;
- возврат излишне уплаченных сумм;
Выделяют три основных группы налогов:
∙ налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы
∙ налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование
∙
налоги на собственность,
Второй составной частью бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
В теории и практике финансов существуют несколько критериев (признаков), по которым классифицируются расходы бюджета.
Первым таким критерием
Вторым важным критерием классификации расходной части бюджета является предметная направленность денежных фондов (потоков). В современных развитых странах рыночной и смешенной экономики с точки зрения предметной направленности государственного бюджета выделяют пять основных групп расходов: военные; вмешательство государства в экономику; содержание государственного аппарата управления; социальные цели; предоставление субсидий и кредитов другим странам и государствам.
Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории:
∙ потребление в государственном секторе
∙ государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов
∙ трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи
∙ проценты по государственным долгам.
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета.
В нижеприведенной таблице представлено примерное распределение статей расходов и доходов в процентном соотношении.
Табл.1. Расходы и доходы Государственного бюджета РБ за 2008-2010 г.(в процентном соотношении)[]
|РАСХОДЫ
|Затраты на социальные услуги | | | |
|(здравоохранение, образование, соц. | |Налоги |75-85|
|пособия, субсидии бюджетам местных | | | |
|властей на эти цели). |40-50 | | |
|Затраты на хозяйственные нужды: | |Неналоговые поступления:| |
|капиталовложения в инфраструктуру, | |доходы от гос. | |
|дотации гос. предприятиям, субсидии | |собственности, |5-8 |
|сельскому хозяйству, расходы на | |госсектора в экономике, | |
|осуществление гос. программ |10-20 |государственной торговли| |
|Расходы
на вооружение и материальное|
|обеспечение внешней политики, | |фонды социального | |
|включая
содержание дипломатических |
|страхования, пенсионный,|10-
|служб и займы иностранным |10-20 |страхования от | |
|государствам | |безработицы | |
|Административно-
|расходы
|Платежи по государственному долгу |7-8 | | |
Идеальное исполнение
Вывод: С помощью бюджетов, так же как
и посредством связанных с ними налогообложения
и налоговых льгот, субсидий и субвенций,
государственных инвестиций, процентных
ставок, государство оказывает регулирующее
воздействие на товаропроизводителей,
а через них и на рынок товаров и услуг,
капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет
и рыночные регуляторы - это две стороны
медали. Так, например, посредством налогов
можно увеличить поступления денежных
средств в бюджет. И тем самым иметь возможность
увеличить государственные заказы, государственные
капиталовложения, социальные расходы
из бюджета и повлиять тем самым на структуру
производства, направления его развития,
эффективность. Таким образом, государственный
бюджет представляет естественное звено
системы государственного регулирования
в рыночной экономике.
2. Бюджетный дефицит: понятие, причины образования, экономические последствия и пути снижения
2.1. Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения
Состояние общегосударственных
финансов является одним из
важнейших экономических
1) баланс бюджета, когда доходы равны расходам;
2) профицит, когда доходы бюджета превышают его расходы (что можно рассматривать как хорошую предпосылку для устойчивости государственных финансов и системы денежного обращения).
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности