Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.
Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении
предприятий государственного сектора,
то эти дефициты нередко
непосредственно финансируются
В переходных экономиках
Внешнее долговое финансирование
Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги
сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.
Поэтому первоначальное
В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее
инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на
внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы
способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из
иностранных источников для
финансирования бюджетного
- удается организовать
- на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой
внутренней норме прибыли;
-торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
- первоначальные размеры
- первоочередной задачей макроэкономической политики является
снижение вероятной инфляции.
Внутреннее долговое финансирование
Если правительство выпускает в целях финансирования облигации
государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные
Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки
относительно
фиксированы и возможности
доходности.
Если же этот показатель будет низким
(или отрицательным), то возможности
внутреннего долгового
В этом случае экономические
агенты будут стремиться
Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации
национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике
правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
- сложно контролировать
- внутреннее предложение
-внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено
из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как
существующая внутренняя
- сопровождающая переходный
Увеличение налогообложения
Современная экономическая
наука сильно сомневается
в эффективности этого способа
финансирования бюджетного
Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за
двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВНП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не меньшими дефицитами. Оказалось, что увеличение налогов на 1 дол. приводит к росту правительственных расходов на 1,58 дол., или увеличивает дефицит на 0,58 дол.
Этот парадокс объясняется тем,
финансовых
ресурсов, законодатели не только
пойдут на расходование всех
дополнительных налоговых поступлений,
но и потратят «чуть-чуть
больше». Авторы считают, что их результаты
ставят под серьезное сомнение
тезис о том, что рост налогов будет
эффективным средством сокращения дефицитов.
Они утверждают, что рост налогов может
ухудшить, а не облегчить проблему.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности