Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

      Основным принципами построения современной бюджетной системы государства являются единство всех уровней национальной бюджетной системы; полнота отражения финансовых ресурсов; приоритетность публичных расходов; гласность исполнения и достоверность данных; эффективность и экономичность использования бюджетных средств.

      Бюджет – это смета доходов и расходов государства, основное внимание при анализе бюджетных проблем экономическая наука уделяет рассмотрению этих двух основных частей единого экономического процесса.

      Доходы бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства. Основными методами образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Однако главным методом формирования доходной части бюджета во всех странах мира являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. В настоящее время налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

      Фискальная функция налогов – главная, основная. Её сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда. Доходы  государственного бюджета до 85% формируются за счет налоговых поступлений. Они классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные). По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

      Второй  составной частью бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.  Основными статьями расходов являются национальная оборона и безопасность, расходы инвестиционного характера, расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру, социальную политику и другие.

      Следующая экономическая категория, которая так же требует особого внимания – это дефицит государственного бюджета, то есть когда расходы бюджета превышают его доходы. С учётом экономической природы выделяются, например, циклический, структурный дефицит.  Существует несколько концепций  формирования бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет и дефицитное финансирование. Бюджетный дефицит  для всех стран является актуальной проблемой, решение которой требует глубоко анализа и применения эффективной политики управления им.

      При рассмотрении бюджета Республики Беларусь можно выделить следующее: что в бюджетную систему Беларуси как самостоятельные части входят республиканский и местный бюджеты. Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закреплённых за ними задач, главнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы Фондов социальной защиты населения, на национальную экономику, образование, общегосударственные, на здравоохранение ( прогнозируется в сумме 1 423 млрд.руб., или 3,7% расходов республиканского бюджета). Значительную долю в доходной части бюджета РБ занимают налоговые доходы в том числе налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и доходы, платежи из выручки от реализации продукции, акцизы, подоходный налог, отчисления в инновационные фонды, налоги на собственность, платежи от фонда заработной платы, экологический налог. Платежи банков в бюджет по налогам и сборам являются ещё одним из источников формирования доходной части бюджета. Финансирование дефицита бюджета в основном осуществляется путём выпуска государственных ценных бумаг.

      Таким образом, исходя из Закона РБ “О бюджете Республики Беларусь на 2010 год” утверждён республиканский бюджет на 2010 год по расходам в сумме 38 222млрд.руб (21,9%ВВП), исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522млрд.руб( 20,4% ВВП). А по итогам января-июля 2010 года республиканский бюджет был исполнен с дефицитом Br1969,3 млрд, или 2,35% ВВП, Следовательно, бюджет нашей страны на 2010 год не является сбалансированным, а скорее дефицитным, поскольку расходы превышают уровень доходов.

      Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что любое государство должно обеспечивать экономический рост, благосостояние, безопасность страны, стабильность и определённость в обществе и экономике. Таким образом, государственные расходы должны быть достаточными для того, чтобы государство могло реализовать свои целевые функции. Вместе с тем величина этих расходов зависит от ряда объективных характеристик самого государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Герасимова, В. Динамика положительная, но проблемы остаются/Валерия Герасимова//Финансы,учет,аудит.-2010.-№5
  2. Дробозина. Л. А.,Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.
  3. Жук И.Н., Киреева Е.Ф. Международные финансы: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2001. с. 41.
  4. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год.» От 29 декабря 2009 г.  № 73-З
  5. Заяц, А. Бюджетные отношения и совершенствование бюджетного процесса // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010. – №4
  6. Каллаур,П. Финансовая стабильность как цель деятельности центрального банка/ Павел Каллаур// Банкаускi веснiк.- 2010(студзень)
  7. Киреева, Е. Кредитно-денежная политика-2010// Финансы. Учёт. Аудит. – 2010. –  №3.
  8. Новикова И.В., Ю.М. Ясинского Экономическая теория. В 2 ч. Ч.2 : учеб. пособие для вузов/ под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. : Акад. упр. при Президенте РБ, 2008. – 230 с.
  9. Рожковская Е.А.  Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2010 году/ Е.А. Рожковская ; НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2010.№2
  10. Романовский М. В. Финансы: Учебник. М.: «Перспектива», «Юрайт», 2001. с. 203.
  11. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учеб. пособие. М.: Финстатинформ, 1997. с. 10.
  12. Сергеев, Е.В. Планирование и бюджетирование: подходы к реализации проекта/ Е.В. Сергеев// Вестник Ассоциации Белорусских банков.-2010-22 января(№3-4)
  13. Сорокина Т.В.,Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2004. 289с.
  14. Хатько,А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 г. как оптимальный вариант возможного /А.В. Хатько//Планово-экономический отдел.-2010.-№4
  15. Чернюк,А.О. О республиканском бюджете на 2010 год: привлечение средств, получаемых бюджетными организациями, в доход республиканского и местных бюджетов/ Анна Чернюк//Финансы,учет,аудит.-2010.-№4
  16. http//www.belstat.gow.by
  17. http//www.minfin.gow.by

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности