Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

Содержание

Введение

Государственный бюджет: понятие и роль в экономике
Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета
Функции государственного бюджета в современной экономике
Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета
2. Анализ государственного бюджета РФ

2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ

2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России

2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет РФ хорошая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

"Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности" 
 

 

      Содержание 

Введение

  1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике
    1. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета
    2. Функции государственного бюджета в современной экономике
    3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета

2. Анализ государственного бюджета РФ

2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ

2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России

2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ

Заключение

Список  используемой литературы 
 

 

      Введение 

     На  заре человеческого общества государства  не существовало. Люди совместно владели  и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительное распределение»). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением, которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.

     Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

     По  сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, более того, к ним  добавились и новые. Произошло это не в последнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые в одиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, инфляцией, массовой безработицей, циклическим колебанием экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» и возлагают все чаще на государственные органы. Министерства экологии, цен, труда существуют и сегодня практически во всех развитых странах.

     В современных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе и РФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе. Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доля продукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства и перераспределяется от непосредственных производителей к другим группам. Осуществляется это посредством специального финансового инструмента, называемого государственным бюджетом страны.

     Подобно тому, как каждая семья старается  заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом.

     Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

     Бюджет  позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными. 
 

 

      1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике 

      1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета 

     Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

     Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления» [9].

     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

     Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

     Статья 10 БК РФ [9] закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

     Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

     Таким образом, бюджетная система РФ включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 10 бюджетов автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

     Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

  • Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  • Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  • Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  • Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

     1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.

     2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

     3. С помощью бюджета происходит  перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

     4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

     Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

     Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства Обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование государственной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

     Роль  государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

     1. Государственный бюджет является  инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

     2. Государственный бюджет играет  важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

Информация о работе Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности