Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственного бюджета, анализ и роль бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.
Задачи работы - изучить сущность, структуру и функции государственного бюджета; рассмотреть, что собой представляет бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы регулирования; проанализировать сбалансированность государственного бюджета в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

      Одновременно  за счёт средств бюджета оказывалась  значительная государственная поддержка  реальному сектору экономики, что  способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55% от всех расходов) направлялась на развитие сельского хозяйства, поскольку одним из общегосударственных приоритетов являлось развитие агропромышленного комплекса.

      Одним из ключевых вопросов бюджетной политики является использование неинфляционных источников финансирования дефицита бюджета. Дефицит республиканского бюджета Беларуси за январь-сентябрь 2010 года составил 2,1 трлн. рублей, сообщает Министерство финансов. Доходы бюджета за девять месяцев сложились в сумме 21,4 трлн. рублей, или 60,3% годового плана. Таким образом, финансирование дефицита бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в основном осуществляется путём выпуска государственных ценных бумаг, что, в свою очередь, стимулирует развитие финансового сектора и улучшает перспективы макроэкономической стабилизации.[17]

                                       Финансирование дефицита республиканского бюджета

(тыс. рублей)

Общее финансирование 2 700 000 000,0
Внутреннее  финансирование -13 414 368,0
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь -100 000 000,0
кредиты Национального  банка Республики Беларусь -100 000 000,0
погашение основного долга по долгосрочным кредитам -100 000 000,0
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц 100 000 000,0
привлечение средств 542 583 287,0
погашение основного долга -442 583 287,0
Прочие источники внутреннего финансирования -18 518 464,0
погашение основного долга -18 518 464,0
из них  погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года -18 518 464,0
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом 2 479 352 968,3
поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 2 569 130 033,0
увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) -89 777 064,7
Изменение остатков средств бюджета -2 474 248 872,3
из них  средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития -3 229 809 724,0
формирование  государственного целевого бюджетного фонда 3 509 443 172,0
использование государственного целевого бюджетного фонда 279 633 448,0
Внешнее финансирование 2 713 414 368,0
Кредиты международных финансовых организаций 2 282 467 424,0
использование кредитов 2 285 829 056,0
погашение основного долга -3 361 632,0
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов 430 946 944,0
использование кредитов 927 174 112,0
погашение основного долга -496 227 168,0

      Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики на протяжении последних лет являлось сокращение дефицита бюджета на контролируемом уровне, обеспечивающем финансовую безопасность страны,  – не более 3% ВВП. Так, предельный уровень дефицита бюджета в 2010 году установлен в размере предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей. или 1,5% ВВП. Бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста ВВП в 2010 году в размере 111 — 113 % по отношению к уровню 2009 года (номинальный объем ВВП — 174,5 трлн. рублей) и показателя инфляции 9 % за год. Объем консолидированного бюджета по доходам планируется в размере 60 трлн. рублей, что составляет 30,4 % ВВП.Финансирование дефицита запланировано за счёт внутренних(404,2 млрд. руб.) и внешних источников финансирования (725,8 млрд. руб.). 

      Что же касается государственного долга, как одного из главных последствий дефицита бюджета, то здесь можно выделить следующие показатели:

      1) внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США

      Внешний государственный  долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
  01.01.2010 г.       01.09.2010 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 7 778,8       9 269,4
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 112,6       181,9
Всего 7 891,4       9 451,3

           2) внутренний государственный долг. По данным Минфина, внешний государственный долг Беларуси за июль сократился на 2,2% и на 1 августа 2010 года был на уровне 25,217 трлн. BYR (около 8,48 млрд. USD) при утвержденном лимите 11 млрд. USD. При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет около 511,9 млрд. BYR, или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за июль увеличился на 16,9%. Долг центрального правительства равен 24,706 трлн. BYR (98%), причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами. Как отметили в Минфине, за отчетный период он сократился на 2,6%.

      С моей точки зрения, государственный  долг является основным препятствием на пути балансировки бюджета страны. Возникший дефицит приводит к  появлению долга, который при  неправильном и не рациональном его  использовании, постепенно будет расти, и перекладываться на плечи последующих поколений. Таким образом, из формирующихся государственных доходов будет изыматься всё более крупная сумма для погашения долга и выплат процентов по нему.  

   Можно выделить  следующие методы снижения бюджетного дефицита:

 1. расходы  = const, доходы растут;

 2. доходы = const, расходы падают;

 3. доходы  растут, расходы падают (дефицит  снижается быстрее в 2 раза).

      Любая страна мира пытается бороться с возникшим  дефицитом государственного бюджета, поэтому при выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

 1) бюджетный  дефицит - зло, но еще большим  злом для экономики и финансов  страны является мнимое его  устранение путем чисто математических  операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;

 2) баланс  бюджета и даже превышение  бюджетных доходов над расходами  не следует рассматривать в  качестве неотъемлемой черты  здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;

 3) величина  бюджетного дефицита, о чем свидетельствует  мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3%  валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;

 4) для  покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;

 5) для  преодоления бюджетного дефицита  необходимо "лечение" самой  экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.  Перечисленные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

 В программу  конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить  в жизнь такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.

 Сюда  относятся:

 – изменение  направлений инвестирования бюджетных  средств в отрасли народного  хозяйства с целью значительного  повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

 – ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих  полнее учитывать специфические  условия хозяйствования и стимулирующих  рост общественного производства;

 – более  широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

 – снижение военных расходов;

 – сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых  социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

 – запрещение Центральному Банку страны предоставлять  кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными  бумагами.

      С помощью иностранного капитала решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.

      Разработка  и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое положение, способствует ее возвращению на путь социально - экономического развития и процветания.

      Так по итогам января-июля 2010 года республиканский бюджет был исполнен с дефицитом Br1969,3 млрд, или 2,35% ВВП,

      Существует  такой тезис, что «государство должно жить в соответствии со своими доходами», но, несмотря на кажущуюся очевидность данного тезиса, он совершенно неверный. Ни одно индустриально развитое государство не планирует свои финансы по такому принципу. Теоретически государственные расходы и доходы не могут быть равны, т. е. сбалансированы. Они представляют совершенно различные стороны деятельности государства, зависят от разных факторов; решают совершенно различные задачи; по-разному влияют на ВВП, доходы и занятость; качественно характеризуют совершенно различные отношения, а качественные различия предопределяют собой и количественные несовпадения. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Подводя итоги по всей работе можно отметить некоторые основные положения, на которых базируется вся курсовая работа.

      Необходимо  отметить, что государственный бюджет является основным звеном всей финансовой системы государства. Он всегда является мощным рычагом государственного регулирования экономики и социальной сферы, воздействуя им можно влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. С институциональной точки зрения он представляет собой централизованный фонд средств государства; с юридических позиций – это финансовый план страны, смета её доходов и расходов; с экономической стороны госбюджет является системой денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами. Государственный бюджет является достаточно сложной категорией, его необходимо изучать и рассматривать через другие экономические категории, такие как, государственные доходы и расходы, налоги и сборы, бюджетный дефицит и долг и т.д.

      Основными функциями бюджета являются такие  как, аккумуляция и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, т. е. создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам (фискальная функция); регулирование социально – экономических отношений за счёт изменения денежного обеспечения (регулирующая функция); инвестиционная функция; региональное перераспределение денежных ресурсов; социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция); стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики; контроль за финансовыми доходами и расходами государства со стороны парламента страны и т. д.; обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т. п.).

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности