Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Согласно МСР на 1980-е гг., все развитые страны должны довести к 1985 г. объем официальной помощи развитию (ОПР) до 0,7 % ВВП. В отношении госу­дарственных экспортных кредитов предлагалось расширить их предоставление в соответствии с потребностями развивающихся стран, улучшить гарантийные сро­ки и другие условия кредитования. В Стратегии также указывалось, что важным источником финансирования в целях развития в 1980-е гг. будут финансовые средства, мобилизованные на международных финансовых рынках. В связи с этим предлагалось использовать новые подходы: совместное финансирование с част­ным сектором; предоставление многосторонних или двусторонних гарантий в от­ношении займов, получаемых на международных финансовых рынках с учетом возможностей процентного субсидирования; привлечение прямых частных капи­таловложений, отвечающих первоочередным национальным задачам.

С целью облегчения финансового бремени развивающихся стран МВФ и дру­гим международным финансовым учреждения предлагалось разработать крите­рии определения долговой нагрузки при получении ими помощи для выравнива­ния платежных балансов. При этом условия, на которых МВФ осуществляет финансирование, должны периодически пересматриваться в соответствии с по­требностями принимающих стран. МВФ должен принимать во внимание причи­ны возникновения дефицита, в случае необходимости продлевать сроки выплат, обеспечивать соответствующий уровень помощи и его увеличение.


Четвертое Десятилетие развития. В МСР на 1990-е гг. было признано, что внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Во время кризиса 1982 г. происходил чистый отток фи­нансовых ресурсов из стран-должников, потенциал обслуживания долга все более ослаблялся по мере повышения процентных ставок и ухудшения условий торгов­ли, И они лишились средств, столь необходимых для развития. Подчеркивалось, что сокращение бремени платежей является важным условием преодоления не­гативных тенденций в области потоков внешних ресурсов в развивающиеся стра­ны. Б связи с этим предлагалось реализовать в широком масштабе инициативы и меры, направленные на сокращение объема задолженности и платежей в счет обслуживания долга.

В Стратегии впервые были определены основные направления системно-структурных преобразований в развивающихся странах; обращалось внимание на неэффективность государственных предприятий и широкие возможности для увеличения вклада частных предприятий в динамичный процесс индустриализа­ции. Подчеркивалось, что проведение политики, чрезмерно ориентированной на замещение импорта, при одновременном сохранении протекционистских барьеров приводит к высокому уровню издержек и неэффективности. Одним из средств преодоления этих недостатков является производство промышленной продукции на экспорт, особенно в тех странах, где возможности расширения экспорта сельско­хозяйственной продукции ограничены.

Подчеркивалось, что экспорт промышленной продукции позволяет не отстать от технического прогресса и обеспечивает более тесную интеграцию с мировыми рынками, поскольку экспорт требует достижения соответствующего уровня эф­фективности и конкурентоспособности. В многолетнем исследовании Центра раз­вития ОЭСР критика развития, ориентированного на внутренний рынок, под­креплена фактическими данными по ряду стран, подтверждающих чрезмерное использование ими импортных ограничений, завышенных валютных курсов, вы­соких прибылей в промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Отдавая прио­ритет развитию с ориентацией на внешние рынки, авторы рекомендуют в соответ­ствии с доктриной Хекшера-Олина сосредоточиться на трудоемких отраслях промышленности.

В Стратегии развития до 2000 г. признается необходимость значительного уве­личения притока финансовых средств из всех основных источников. А именно: по каналам официальной двусторонней помощи, коммерческих банковских кре­дитов, прямых частных инвестиций и многосторонних ресурсов финансовых уч­реждений. В целом такое увеличение должно быть достаточным для обеспечения потребностей в финансовых средствах в целях развития в 1990-е гг. Было призна­но, что уровень официальной помощи развитию в 1980-е гг. в среднем составлял лишь половину согласованного показателя в размере 0,7 % ВНП.

Вместе с тем большое значение имеет возобновление коммерческого банков­ского кредитования как для решения проблемы задолженности, так и для удов­летворения потребностей развивающихся стран, особенно тех, которые не яв­ляются значительными получателями льготной помощи; а также увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Важную роль в финансировании развития должны сыграть и многосторонние финансовые учреждения, ресурсы



которых необходимо наращивать, ибо темпы роста их ресурсов отставали от тем­пов роста мировой экономики и особенно от темпов роста международных рын­ков капитала. Чистая величина кредитов Всемирного банка и региональных бан­ков развития, предоставленных значительному числу развивающихся стран, как отмечалось в документе ООН, к концу 1980-х гг. была ничтожной или отрица­тельной.

В ряду международных концепций развития особое место занимает программа нового международного экономического порядка (НМЭП). В принятой ООН в 1974 г. программе НМЭП развитым странам предлагается облегчить расширение и ди­версификацию импорта из развивающихся стран и не делать новых инвестиций в производство синтетических материалов и заменителей, если импорт природ­И ных материалов удовлетворяет потребности рынка. В области индустриализации программа НМЭП нацелена на существенное расширение экспорта промышлен­ных товаров и сокращение их импорта.

Предлагается расширить финансирование промышленных проектов в рамках официальной помощи развитию, поощрять частное финансирование промышлен­ного производства, особенно ориентированного на экспорт; передавать техноло­И гии, соответствующие условиям и потребностям развивающихся стран, оказы­вать им помощь в создании национальной технологии. В программе НМЭП проблема внешней задолженности заняла важное место. В ней содержалось тре­бование о пересмотре внешней задолженности по каждому конкретному случаю с целью заключения соглашений об аннулировании долгов, о моратории, об из­менении сроков выплат или субсидировании процентов. Предлагалось принятие срочных мер для смягчения неблагоприятных последствий для текущего и буду­щего развития, возникающих как следствие бремени внешней задолженности раз­вивающихся стран.

стран

и

11.3.Международное финансирование развивающихся государств с переходной экономикой

11.3.1. Эволюция официального и частного финансирования Международное финансирование представляет собой совокупность финансовых ресурсов, поступающих в развивающиеся, а позднее— и в страны с переходной экономикой из официальных и частных источников. Официальные средства по­ступают на концессионных (льготных) условиях с грант-элементом и на некон­цессионных условиях, на двусторонней основе от иностранных государств и на многосторонней основе от международных и региональных организаций. Кроме финансового содействия официальные доноры предоставляют гуманитарную (прежде всего продовольственную), а также техническую и консультативную по­мощь в проведении институционально-структурных преобразований.

Официальные ресурсы, как иностранные, так и международные, формируются в основном из бюджетных средств развитых стран. Официальное финансирование включает, во-первых, двустороннюю и многостороннюю официальную помощь раз­витию (ОПР) с грант-элементом не менее 25 %, имеющую своей главной целью стимулирование экономического развития и повышение благосостояния населе-


ния Принимающих стран; во-вторых, другие официальные средства на цели разви­тия, не отвечающие критериям ОПР, включая списание и реструктуризацию внеш­них долгов; в-третьих, кредиты официальных экспортных агентств.

Другая часть финансовых ресурсов поступает в развивающиеся страны от частных иностранных инвесторов/кредиторов из собственных или из заемных средств. Иностранный частный капитал поступает в принимающие страны в кре­дитных и не кредитных формах. Не образуют долговых обязательств стран-реци­пиентов перед иностранными инвесторами прямые инвестиции и портфельные инвестиции в акционерный капитал. Образуют долговые обязательства стран-дебиторов полученные от нерезидентов банковские кредиты и приобретенные ими долговые ценные бумаги, в том числе и эмитированные на внутреннем рынке страны-заемщика. Некоторая часть задолженности по частным кредитам при под­держке официальных кредиторов списывается или переоформляется на концес­сионных условиях.

Финансирование принимающих стран осуществляется в рыночных (торгу­емых) и нерыночных финансовых средствах. К нерыночным средствам относятся международные официальные ресурсы, а также прямые иностранные инвести­ции. К рыночным финансам относятся торгуемые на международных финансо­вых рынках банковские финансовые инструменты, долговые ценные бумаги, акции, производные инструменты (деривативы).

Соотношение между официальным и частным финансированием развивающих­ся стран на протяжении послевоенного периода менялось (табл. 11.1). В первые послевоенные десятилетия в притоке международных ресурсов в отсталые стра­ны преобладали официальные средства со значительной долей безвозвратных субсидий или грантов. Содействие западных кредиторов/доноров слаборазвитым странам рассматривалось в качестве фактора, позволяющего в дальнейшем обес­печить самоподдерживающийся экономический рост с привлечением иностран­ного частного капитала, допускающее обращение к официальным источникам фи­нансирования в чрезвычайных обстоятельствах.

В начале 1960-х гг. в структуре внешнего финансирования в объеме 34,8 млрд долл. официальные ресурсы составили 24,0 млрд долл., в том числе двусторонняя помощь в форме правительственных кредитов и субсидий развитых стран — 18,8 млрд долл.; многосторонняя помощь, предоставленная МВФ и Всемирным банком, - 0,7 млрд долл. В составе частного финансирования (10,8 млрд долл.) преобладали прямые иностранные инвестиции (6,6 млрд долл.), частные банков­ские и фирменные кредиты — по 2,0 млрд долл.

За 1961-1972 гг. объем официального финансирования увеличился на 25 %, частного — в 2,3 раза. Наибольший прирост отмечен в банковском кредитовании (в 4,3 раза), заимствования на рынке долговых ценных бумаг составили 1 млрд долл. С 1973 г. многие развивающиеся страны расширили заимствования на междуна­родном рынке банковского кредитования и на рынке долговых ценных бумаг. Увеличился приток и прямых инвестиций в связи с переносом ТНК отдельных видов производств (экологически грязных, трудо-, энерго- и ресурсоемких) из развитых стран на периферию. За 1973-1982 гг. приток частного капитала в раз­вивающиеся страны составил 16,3 млрд долл. в год.



Таблица 11.1 Международное финансирование развивающихся стран в 1961 и 1972 гг. (в %у

 

Виды финансирования

1961 г.

1972 г.

Помощь

56

47

•  двусторонняя

54

37

• многосторонняя

2

10

Другие официальные потоки

13

9

Частный капитал

31

44

•  прямые инвестиции

19

17

•   банки

6

16

•   бонды

0

2

•  экспортные кредиты

6

9

Всего (%)

100

100

Всего (млрд долл.) в ценах 1983 г.

34,8

53,6

В 1980-е гг. выход кризисных стран на международные рынки ценных бумаг был практически закрыт, банковские кредиты резко подорожали, доля частного финансирования в 1983-1989 гг. составила 44 %. По линии официального фи­нансирования в 1983-1989 гг. развивающиеся страны ежегодно получали в среднем 26,2 млрд долл., в том числе от МВФ 4,7 млрд долл. За 1983-1989 гг. чистый приток средств в развивающиеся страны от официальных кредиторов превысил приток частного капитала на '/4, его доля в общем финансировании составила 56 %.

В 1990-2000 гг. наблюдался мощный нарастающий чистый приток частного капитала в развивающиеся страны, который в среднегодовом исчислении в первой половине десятилетия составил 112,7 млрд долл., во второй — 178,0 млрд долл. В 1990-1994 гг. преобладали портфельные инвестиции, в 1995-2000 гг. средне­годовой приток портфельных инвестиций сократился в 2 раза, прямых - возрос в 3 раза; по банковским кредитам и другим поступлениям наблюдался чистый от­ток в размере 21 млрд долл. в год. Основная часть прямых инвестиций поступила в азиатские страны — 42,3 %: доля латиноамериканского региона составила 35,3 %; за 1995-2000 гг. приток ПИИ в Африку возрос в 3,6 раза и достиг 8,0 млрд долл. (табл. 11.2).

В совокупном притоке за 1990-2000 гг. доля официальных средств в финанси­ровании принимающих стран упала до 17 %. В Африке она составила 52 %, в Ла­тинской Америке - 21 %, в кризисных азиатских странах - 19 %, других азиатских странах - менее 3 %, в странах с переходной экономикой - около 14 %. В связи с валютно-финансовым кризисом значимость официальных ресурсов несколько


возросла, и во второй половине 1990-х гг. их приток увеличился на 2,4 млрд долл. в среднегодовом исчислении. Основным получателем официального кредитования в 1990-е гг. оставался латиноамериканский регион, доля которого в общей сумме полученных официальных средств за 1990-2000 гг. составила 47,5 % (табл. 11.3).

Таблица 11.2 Чистый среднегодовой приток капитала в страны развивающиеся и с переходной экономикой в 1983-2000 гг.'

 

Чистый приток капитала

Среднегодовые данные, млрд долл.

1983-1989 гг.

1990-1994 гг.

1995-2000 гг.

Развивающиеся страны

Частный капитал, всего

21,1

112,7

!78,О

* ПИИ

11,1

45,1

134,!

•  Портфельные

4,2

60,2

30,4

Официальный капитал

26,2

24,0

26,4

Страны с переходной экономикой

Частный капитал, всего

-4,5

7,5

22,4

• ПИИ

-0,2 .

3.6

17,6

•   Портфельные

0,0

5.4

7,8

Официальный капитал

1,5

-6,8

5,1

Информация о работе Долговой кризис