Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Согласно МСР на 1980-е гг., все развитые страны должны довести к 1985 г. объем официальной помощи развитию (ОПР) до 0,7 % ВВП. В отношении государственных экспортных кредитов предлагалось расширить их предоставление в соответствии с потребностями развивающихся стран, улучшить гарантийные сроки и другие условия кредитования. В Стратегии также указывалось, что важным источником финансирования в целях развития в 1980-е гг. будут финансовые средства, мобилизованные на международных финансовых рынках. В связи с этим предлагалось использовать новые подходы: совместное финансирование с частным сектором; предоставление многосторонних или двусторонних гарантий в отношении займов, получаемых на международных финансовых рынках с учетом возможностей процентного субсидирования; привлечение прямых частных капиталовложений, отвечающих первоочередным национальным задачам.
С целью облегчения финансового бремени развивающихся стран МВФ и другим международным финансовым учреждения предлагалось разработать критерии определения долговой нагрузки при получении ими помощи для выравнивания платежных балансов. При этом условия, на которых МВФ осуществляет финансирование, должны периодически пересматриваться в соответствии с потребностями принимающих стран. МВФ должен принимать во внимание причины возникновения дефицита, в случае необходимости продлевать сроки выплат, обеспечивать соответствующий уровень помощи и его увеличение.
Четвертое Десятилетие развития. В МСР на 1990-е гг. было признано, что внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Во время кризиса 1982 г. происходил чистый отток финансовых ресурсов из стран-должников, потенциал обслуживания долга все более ослаблялся по мере повышения процентных ставок и ухудшения условий торговли, И они лишились средств, столь необходимых для развития. Подчеркивалось, что сокращение бремени платежей является важным условием преодоления негативных тенденций в области потоков внешних ресурсов в развивающиеся страны. Б связи с этим предлагалось реализовать в широком масштабе инициативы и меры, направленные на сокращение объема задолженности и платежей в счет обслуживания долга.
В Стратегии впервые были определены основные направления системно-структурных преобразований в развивающихся странах; обращалось внимание на неэффективность государственных предприятий и широкие возможности для увеличения вклада частных предприятий в динамичный процесс индустриализации. Подчеркивалось, что проведение политики, чрезмерно ориентированной на замещение импорта, при одновременном сохранении протекционистских барьеров приводит к высокому уровню издержек и неэффективности. Одним из средств преодоления этих недостатков является производство промышленной продукции на экспорт, особенно в тех странах, где возможности расширения экспорта сельскохозяйственной продукции ограничены.
Подчеркивалось, что экспорт промышленной продукции позволяет не отстать от технического прогресса и обеспечивает более тесную интеграцию с мировыми рынками, поскольку экспорт требует достижения соответствующего уровня эффективности и конкурентоспособности. В многолетнем исследовании Центра развития ОЭСР критика развития, ориентированного на внутренний рынок, подкреплена фактическими данными по ряду стран, подтверждающих чрезмерное использование ими импортных ограничений, завышенных валютных курсов, высоких прибылей в промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Отдавая приоритет развитию с ориентацией на внешние рынки, авторы рекомендуют в соответствии с доктриной Хекшера-Олина сосредоточиться на трудоемких отраслях промышленности.
В Стратегии развития до 2000 г. признается необходимость значительного увеличения притока финансовых средств из всех основных источников. А именно: по каналам официальной двусторонней помощи, коммерческих банковских кредитов, прямых частных инвестиций и многосторонних ресурсов финансовых учреждений. В целом такое увеличение должно быть достаточным для обеспечения потребностей в финансовых средствах в целях развития в 1990-е гг. Было признано, что уровень официальной помощи развитию в 1980-е гг. в среднем составлял лишь половину согласованного показателя в размере 0,7 % ВНП.
Вместе с тем большое значение имеет возобновление коммерческого банковского кредитования как для решения проблемы задолженности, так и для удовлетворения потребностей развивающихся стран, особенно тех, которые не являются значительными получателями льготной помощи; а также увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Важную роль в финансировании развития должны сыграть и многосторонние финансовые учреждения, ресурсы
которых необходимо наращивать, ибо темпы роста их ресурсов отставали от темпов роста мировой экономики и особенно от темпов роста международных рынков капитала. Чистая величина кредитов Всемирного банка и региональных банков развития, предоставленных значительному числу развивающихся стран, как отмечалось в документе ООН, к концу 1980-х гг. была ничтожной или отрицательной.
В ряду международных концепций развития особое место занимает программа нового международного экономического порядка (НМЭП). В принятой ООН в 1974 г. программе НМЭП развитым странам предлагается облегчить расширение и диверсификацию импорта из развивающихся стран и не делать новых инвестиций в производство синтетических материалов и заменителей, если импорт природИ ных материалов удовлетворяет потребности рынка. В области индустриализации программа НМЭП нацелена на существенное расширение экспорта промышленных товаров и сокращение их импорта.
Предлагается расширить финансирование промышленных проектов в рамках официальной помощи развитию, поощрять частное финансирование промышленного производства, особенно ориентированного на экспорт; передавать технолоИ гии, соответствующие условиям и потребностям развивающихся стран, оказывать им помощь в создании национальной технологии. В программе НМЭП проблема внешней задолженности заняла важное место. В ней содержалось требование о пересмотре внешней задолженности по каждому конкретному случаю с целью заключения соглашений об аннулировании долгов, о моратории, об изменении сроков выплат или субсидировании процентов. Предлагалось принятие срочных мер для смягчения неблагоприятных последствий для текущего и будущего развития, возникающих как следствие бремени внешней задолженности развивающихся стран.
стран
и
11.3.Международное финансирование развивающихся государств с переходной экономикой
11.3.1. Эволюция официального и частного финансирования Международное финансирование представляет собой совокупность финансовых ресурсов, поступающих в развивающиеся, а позднее— и в страны с переходной экономикой из официальных и частных источников. Официальные средства поступают на концессионных (льготных) условиях с грант-элементом и на неконцессионных условиях, на двусторонней основе от иностранных государств и на многосторонней основе от международных и региональных организаций. Кроме финансового содействия официальные доноры предоставляют гуманитарную (прежде всего продовольственную), а также техническую и консультативную помощь в проведении институционально-структурных преобразований.
Официальные ресурсы, как иностранные, так и международные, формируются в основном из бюджетных средств развитых стран. Официальное финансирование включает, во-первых, двустороннюю и многостороннюю официальную помощь развитию (ОПР) с грант-элементом не менее 25 %, имеющую своей главной целью стимулирование экономического развития и повышение благосостояния населе-
ния Принимающих стран; во-вторых, другие официальные средства на цели развития, не отвечающие критериям ОПР, включая списание и реструктуризацию внешних долгов; в-третьих, кредиты официальных экспортных агентств.
Другая часть финансовых ресурсов поступает в развивающиеся страны от частных иностранных инвесторов/кредиторов из собственных или из заемных средств. Иностранный частный капитал поступает в принимающие страны в кредитных и не кредитных формах. Не образуют долговых обязательств стран-реципиентов перед иностранными инвесторами прямые инвестиции и портфельные инвестиции в акционерный капитал. Образуют долговые обязательства стран-дебиторов полученные от нерезидентов банковские кредиты и приобретенные ими долговые ценные бумаги, в том числе и эмитированные на внутреннем рынке страны-заемщика. Некоторая часть задолженности по частным кредитам при поддержке официальных кредиторов списывается или переоформляется на концессионных условиях.
Финансирование принимающих стран осуществляется в рыночных (торгуемых) и нерыночных финансовых средствах. К нерыночным средствам относятся международные официальные ресурсы, а также прямые иностранные инвестиции. К рыночным финансам относятся торгуемые на международных финансовых рынках банковские финансовые инструменты, долговые ценные бумаги, акции, производные инструменты (деривативы).
Соотношение между официальным и частным финансированием развивающихся стран на протяжении послевоенного периода менялось (табл. 11.1). В первые послевоенные десятилетия в притоке международных ресурсов в отсталые страны преобладали официальные средства со значительной долей безвозвратных субсидий или грантов. Содействие западных кредиторов/доноров слаборазвитым странам рассматривалось в качестве фактора, позволяющего в дальнейшем обеспечить самоподдерживающийся экономический рост с привлечением иностранного частного капитала, допускающее обращение к официальным источникам финансирования в чрезвычайных обстоятельствах.
В начале 1960-х гг. в структуре внешнего финансирования в объеме 34,8 млрд долл. официальные ресурсы составили 24,0 млрд долл., в том числе двусторонняя помощь в форме правительственных кредитов и субсидий развитых стран — 18,8 млрд долл.; многосторонняя помощь, предоставленная МВФ и Всемирным банком, - 0,7 млрд долл. В составе частного финансирования (10,8 млрд долл.) преобладали прямые иностранные инвестиции (6,6 млрд долл.), частные банковские и фирменные кредиты — по 2,0 млрд долл.
За 1961-1972 гг. объем официального финансирования увеличился на 25 %, частного — в 2,3 раза. Наибольший прирост отмечен в банковском кредитовании (в 4,3 раза), заимствования на рынке долговых ценных бумаг составили 1 млрд долл. С 1973 г. многие развивающиеся страны расширили заимствования на международном рынке банковского кредитования и на рынке долговых ценных бумаг. Увеличился приток и прямых инвестиций в связи с переносом ТНК отдельных видов производств (экологически грязных, трудо-, энерго- и ресурсоемких) из развитых стран на периферию. За 1973-1982 гг. приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,3 млрд долл. в год.
Таблица 11.1 Международное финансирование развивающихся стран в 1961 и 1972 гг. (в %у
Виды финансирования | 1961 г. | 1972 г. |
Помощь | 56 | 47 |
• двусторонняя | 54 | 37 |
• многосторонняя | 2 | 10 |
Другие официальные потоки | 13 | 9 |
Частный капитал | 31 | 44 |
• прямые инвестиции | 19 | 17 |
• банки | 6 | 16 |
• бонды | 0 | 2 |
• экспортные кредиты | 6 | 9 |
Всего (%) | 100 | 100 |
Всего (млрд долл.) в ценах 1983 г. | 34,8 | 53,6 |
В 1980-е гг. выход кризисных стран на международные рынки ценных бумаг был практически закрыт, банковские кредиты резко подорожали, доля частного финансирования в 1983-1989 гг. составила 44 %. По линии официального финансирования в 1983-1989 гг. развивающиеся страны ежегодно получали в среднем 26,2 млрд долл., в том числе от МВФ 4,7 млрд долл. За 1983-1989 гг. чистый приток средств в развивающиеся страны от официальных кредиторов превысил приток частного капитала на '/4, его доля в общем финансировании составила 56 %.
В 1990-2000 гг. наблюдался мощный нарастающий чистый приток частного капитала в развивающиеся страны, который в среднегодовом исчислении в первой половине десятилетия составил 112,7 млрд долл., во второй — 178,0 млрд долл. В 1990-1994 гг. преобладали портфельные инвестиции, в 1995-2000 гг. среднегодовой приток портфельных инвестиций сократился в 2 раза, прямых - возрос в 3 раза; по банковским кредитам и другим поступлениям наблюдался чистый отток в размере 21 млрд долл. в год. Основная часть прямых инвестиций поступила в азиатские страны — 42,3 %: доля латиноамериканского региона составила 35,3 %; за 1995-2000 гг. приток ПИИ в Африку возрос в 3,6 раза и достиг 8,0 млрд долл. (табл. 11.2).
В совокупном притоке за 1990-2000 гг. доля официальных средств в финансировании принимающих стран упала до 17 %. В Африке она составила 52 %, в Латинской Америке - 21 %, в кризисных азиатских странах - 19 %, других азиатских странах - менее 3 %, в странах с переходной экономикой - около 14 %. В связи с валютно-финансовым кризисом значимость официальных ресурсов несколько
возросла, и во второй половине 1990-х гг. их приток увеличился на 2,4 млрд долл. в среднегодовом исчислении. Основным получателем официального кредитования в 1990-е гг. оставался латиноамериканский регион, доля которого в общей сумме полученных официальных средств за 1990-2000 гг. составила 47,5 % (табл. 11.3).
Таблица 11.2 Чистый среднегодовой приток капитала в страны развивающиеся и с переходной экономикой в 1983-2000 гг.'
Чистый приток капитала | Среднегодовые данные, млрд долл. | ||
1983-1989 гг. | 1990-1994 гг. | 1995-2000 гг. | |
Развивающиеся страны | |||
Частный капитал, всего | 21,1 | 112,7 | !78,О |
* ПИИ | 11,1 | 45,1 | 134,! |
• Портфельные | 4,2 | 60,2 | 30,4 |
Официальный капитал | 26,2 | 24,0 | 26,4 |
Страны с переходной экономикой | |||
Частный капитал, всего | -4,5 | 7,5 | 22,4 |
• ПИИ | -0,2 . | 3.6 | 17,6 |
• Портфельные | 0,0 | 5.4 | 7,8 |
Официальный капитал | 1,5 | -6,8 | 5,1 |