Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
jn^nuuiwi
по сборке машин, аппаратуры и других, а также экологически дорогостоящих из / развитых в развивающиеся страны с целью вывоза оттуда готовой продукции на | рынки развитых стран. Речь шла о перестройке международного разделения труда и отведении в нем новой роли развивающимся странам.
Эти идеи получили разработку в многочисленных исследованиях западных экономистов. В обобщенном виде их можно рассматривать как концепцию ориентации на внешние связи на основе партнерства. Ее цели можно изложить в следующем виде: (1) передать развивающимся странам производство простых изделий, а также отрасли, в которых они имеют сравнительные преимущества (переработку сырья); (2) использовать дешевую рабочую силу для изготовления изделий, которые не имеют естественных преимуществ; (3) использовать эти страны как звенья конвейера международного промышленного производства и подготовить их рынки для поглощения современных товаров и товаров завтрашнего дня; (4) осуществлять в этих странах строительство промышленных предприятий, которые нежелательны и даже невозможны в развитых странах.
Концепция перестройки международного разделения труда, приспособления его к новым потребностям развитых стран вобрала в себя воззрения известных специалистов в области мировой экономики, которые были изложены в монографических исследованиях и докладах, опубликованных в 1960-1970-х гг. В этих работах содержится развернутый анализ стратегий развития — импортозамещающей и экспорториентированной индустриализации.
Известный американский экономист Б. Баласса пришел к выводу о невыгодности строительства во многих небольших по населению либо по размеру странах целого ряда промышленных отраслей, ориентированных на внутренний рынок, из-за невозможности использования экономии за счет масштабов производства. По его мнению, ориентация на внутренний рынок дает возможность создать многие отрасли промышленности, но эти отрасли используют, как правило, отсталую технологию, производят продукцию низкого качества и не достигают уровня межотраслевой специализации.
Б. Баласса пришел к выводу, что наиболее перспективным направлением экономической политики развивающихся стран является сочетание стимулирования экспорта и импортозамещения при ведущей роли экспорта. Он видит перспективу в развитии, ориентированном на внешние связи, в скорейшем включении малых стран в конвейер международного разделения труда. Б. Баласса провел несколько исследований (на примере определенных групп развивающихся стран) зависимости темпов экономического роста от экспорта и импорта. Результаты его исследований показали, что экспорт в значительной степени способствовал повышению темпов экономического роста, производительности труда.
Экспорт благоприятно воздействует на размещение ресурсов, использование производственных мощностей, масштабы производства и изменение технологии. Увеличение квоты страны на рынках ее экспортных товаров оказывает положительное воздействие на темпы экономического роста, тогда как издержки импортозамещения при узких внутренних рынках возрастают. Исследование показало, что политика импортозамещения при слабом росте экспорта и чрезмерном расширении внешних заимствований вызывает колоссальный рост отношения пла-
тежей по долговым обязательствам к экспортным поступлениям, т. е. нормы обслуживания долга (НОД).
Проанализировав экономику 43 стран, Б. Баласса пришел к выводу, что торговая ориентация (вовне или вовнутрь) влияла на темпы экономического роста во всех странах. Особенно велико значение торговой ориентации в начальный период, а также расширение экспорта в ответ на внешние шоки. В целом темпы роста ВВП развивающихся стран в 1973-1978 гг. были тем выше, чем выше была степень их ориентации на внешние факторы в начале периода и чем большее место занимало расширение экспорта в мерах экономической политики, принятых в ответ на внешние экономические потрясения.
Француз Г. деЛашарьер рекомендовал открыть рынки развитых стран для промышленной продукции из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Известный шведский экономист Г. Мюрдалъ в рамках всемирной программы борьбы с нищетой настаивал на том, что развитые страны должны найти средства фактического поощрения импорта из менее развитых стран, ибо сохранение колониального разделения труда угрожает социальным взрывом. Американец Д. Пау предложил стратегию замещения экспорта сырья промышленными товарами, так как этот тип роста влечет за собой диверсификацию производства промышленных товаров и их проникновение на внешние рынки.
Известный голландский экономист Ян Тинберген предложил изменить международное разделение труда в духе теории факторов производства Хекшера-Олина, полагая, что настало время для коллективного перераспределения отраслей экономики между странами, приведения их в соответствие с наличными и потенциальными факторами производства. Эта всеобщая ревизия должна привести к сокращению и ликвидации одних отраслей и, наоборот, к расширению или созданию других отраслей во всех странах. Развитые страны могли бы отказаться от производства многих относительно простых товаров, открыть рынки для развивающихся стран и сосредоточиться на экспорте более сложных товаров. По мнению Тинбергена, перестройкой международного разделения труда должны активно заняться ТНК, имеющие филиалы в развитых и развивающихся странах.
Активное участие в разработке нового международного разделения труда приняли и другие широко известные экономисты и общественно-политические деятели, в том числе и в рамках Римского клуба. Римскому клубу были представлены доклады, в которых выражалась озабоченность-по поводу ухудшающейся ситуации в развивающемся мире, увеличивающегося разрыва между ними и развитыми государствами и предлагались мероприятия, направленные на изменение положения.
В частности, авторы доклада Ы. Месароеич и Е. Пестель рассматривали экономический разрыв между двумя группами стран как одну из причин кризиса человечества, а его ликвидацию — как вопрос выживания мира.
Для сокращения экономического разрыва между двумя группами стран ими были выдвинуты конкретные предложения по развитию индустриализации, перераспределению доходов и международному финансированию развития; по производству и распределению продовольствия, энергетических и минеральных ресурсов и др.
Француз М. Гернъе призывал к новому мировому порядку на базе отношений между региональными сообществами. По его мнению, развитие возможно только
ра , I. т-^упсфщушв финансировании pa литии
в рамках больших региональных экономических сообществ, внутри которых должен быть установлен свободный обмен, а между сообществами - сотрудничество на базе договорных соглашений. Сообщества позволят создать большой внутренний рынок, обеспечат таможенную защиту от внешней конкуренции, создадут условия для решения проблемы продовольственного самообеспечения и ресур-соиспользования.
В докладе группы экспертов ООН иод руководством известного американского экономиста В. Леонтьева обращается особое внимание на устойчивые темпы экономического роста «третьего мира*, необходимые для сокращения разрыва. По мнению авторов, нужно соединение коренных внутренних изменений социального, политического, институционального характера в развивающихся странах и значительных перемен в мировом экономическом порядке. В целях снижения дефицита платежных балансов развивающихся стран предлагалось сократить импорт продукции тяжелой индустрии за счет расширения собственного производства и взаимного экономического сотрудничества.
Большое внимание привлек к себе доклад комиссии Всемирного банка под руководством В, Брандта. Программа выживания Юга концептуально построена на идее усиления взаимозависимости, общности интересов и взаимной ответственности развитого Севера и развивающегося Юга. Исследовав систему внешнего финансирования развивающихся стран, комиссия В. Брандта с тревогой отметила, что к концу 1970-х гг. более двух третей средств направлялось в эти страны на коммерческих условиях, что крайне осложнило проблему внешней задолженности и создало угрозу самому развитию. По существу, комиссия признала, что в развивающихся странах сложилась долговая модель развития, поддерживаемая преимущественно заемными ресурсами на коммерческих условиях.
11.2.2. Международная стратегия развития ООН
Первое Десятилетие развития. С 1960-х гг. в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) начала формироваться международная концепция и система оказания содействия развивающимся странам. Условия, объемы, механизмы оказания помощи разрабатываются в рамках Международных стратегий развития (МСР) ООН. Первым Десятилетием развития были объявлены 1960-е гг. К реализации программы Десятилетия развития были привлечены Всемирный банк и другие финансовые институты. Предлагалось также увеличить фонд технической помощи ООН, использовать излишки продовольствия в целях развития, усилить прединвестиционную деятельность Специального фонда ООН, наладить передачу научных и технических знаний, проводить консультации по экономическим проблемам. Всем развивающимся странам — членам ООН рекомендовалось обеспечить более быстрый самостоятельный рост экономики и социального прогресса, при этом каждая развивающаяся страна сама должна определить стратегию своего развития, ставя целью достижение прироста ВВП на 5 % в год.
Второе Десятилетие развития. Для разработки стратегии развития на 1970-е гг. было образовано несколько комиссий, результаты исследований которых послужили основой для выработки рекомендаций ООН на следующее десятилетие. Наиболее значительными из них были доклад комиссии Всемирного банка во главе с Л. Пирсоном и Комитета по планированию развития во главе с Яном Тинбергеном.
Эксперты признали действующую систему помощи несовершенной. В связи с этим предлагалось передать группе Всемирного банка, подчинив ей региональные банки развития, контроль над реализацией политики помощи.
При предоставлении помощи следовало учитывать показатели развития страны, оценку которых должен осуществлять Всемирный банк. Фактически Банк взял на себя основные функции но координации политики капиталовложений и помощи Запада развивающимся странам и был наделен полномочиями в области определения экономической политики развивающихся стран. С этой целью он направляет экономические миссии для изучения и анализа экономической ситуации в странах-реципиентах, целей и перспектив экономического развития, народнохозяйственных планов, оценки финансовых потребностей, определения приоритетов и т.д.
Эксперты обеих комиссий предложили довести объем финансовой помощи развивающимся странам до 1 % ВВП развитых стран к 1975 г., в том числе объем государственной помощи до 0,7-0,75 % ВВП; предлагалось также увеличить финансирование по линии Международной ассоциации развития (MAP), подняв взносы стран-членов до 1,5 млрд долл. к 1975 г. Странам-реципиентам настоятельно рекомендовалось приложить усилия для мобилизации собственных ресурсов, в том числе и за счет увеличения налогов на большие доходы и крупную собственность. Им рекомендовалось произвести изменения в социально-экономических структурах, уделив особое внимание индустриализации.
Центральное место в рекомендациях экспертов заняло предоставление развивающимся странам возможностей для расширения экспорта товаров. С этой целью развитым странам предлагалось принять меры для расширения закупок товаров из развивающихся стран, ликвидировать пошлины и налоги на эти товары, ввести односторонние преференции на импорт готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся стран. Большие надежды возлагались на расширение взаимной торговли развивающихся стран в рамках интеграционных объединений.
Позицию развивающихся стран по вопросам развития наиболее полно сформулировал Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Р. Пребиш. Содержание его рекомендаций сводилось к оказанию эффективной финансовой, технологической и иной помощи развивающимся странам в их переходе к экспорториентироватнГой модели развития. С этой целью «промышленным центрам* надлежит в течение 5 лет довести помощь «периферийным центрам» до 1 % ВВП, в том числе государственную помощь — до 0,75 % ВВП, и помощь должна быть увязана с народнохозяйственными планами принимающих стран.
Согласно концепции Р. Пребиша, внешняя помощь должна способствовать мобилизации внутренних источников накопления, а в дальнейшем вообще необходимо отказаться от внешних займов и кредитов. По его расчетам, при сохранении объема и условий займов на прежнем уровне бремя погашения долгов увеличится настолько, что новые займы уже к 1970 г. станут невыгодными и будут расходоваться исключительно на покрытие старых долгов. Развитым странам надлежит способствовать расширению производства полуфабрикатов, готовых изделий и продовольствия в развивающихся странах; осуществлять меры по рас-
ширению потребления сырьевых и переработанных товаров из развивающихся J стран, оказывать помощь в диверсификации их экспорта.
В Международной стратегии развития (МСР) ООН на 1970-е гг. нашли отражение все основные рекомендации экспертов. В принятом документе подчеркивалось, что главную ответственность за свое развитие несут сами развивающиеся страны. Однако одних их усилий недостаточно для достижения необходимых целей развития, поэтому нужна помощь в виде притока финансовых ресурсов и более благоприятной экономической и торговой политики со стороны развитых стран. Были указаны количественные среднегодовые показатели роста. По ВВП рост был определен в 6 %, на душу населения - 3,5 %, по сельскохозяйственной продукции — 4 %, по промышленному производству — 8 %, по экспорту и импорту товаров — 7 %, капиталовложения должны увеличиваться на 0,5 % в год и составить к концу десятилетия 20 %; расходы на НИОКР — 0,5 % ВВП.
Третье Десятилетие развития. МСР ООН на 1980-е гг. определила основные показатели развития: среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7 %, на душу населения — 4,5 %; расширение экспорта и импорта — 7,5-8 % годовых; объем валовых капиталовложений - 28 % ВВП; среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства - 4 %, промышленного - 9 %. При этом подчеркивалось, что каждая страна определит свое целевое задание с учетом конкретных обстоятельств. В стратегии признавалось, что для реализации поставленных целей потребуется значительное увеличение притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны в реальном выражении, в частности расширение официальной помощи развитию. Указывалось, что международные финансовые потоки по линии государственной помощи должны быть приведены в соответствие с потребностями развивающихся стран в том, что касается объема, состава, качества и форм предоставления и распределения средств.