Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)


jn^nuuiwi



по сборке машин, аппаратуры и других, а также экологически дорогостоящих из / развитых в развивающиеся страны с целью вывоза оттуда готовой продукции на | рынки развитых стран. Речь шла о перестройке международного разделения тру­да и отведении в нем новой роли развивающимся странам.

Эти идеи получили разработку в многочисленных исследованиях западных экономистов. В обобщенном виде их можно рассматривать как концепцию ориен­тации на внешние связи на основе партнерства. Ее цели можно изложить в следу­ющем виде: (1) передать развивающимся странам производство простых изделий, а также отрасли, в которых они имеют сравнительные преимущества (переработ­ку сырья); (2) использовать дешевую рабочую силу для изготовления изделий, которые не имеют естественных преимуществ; (3) использовать эти страны как звенья конвейера международного промышленного производства и подготовить их рынки для поглощения современных товаров и товаров завтрашнего дня; (4) осуществлять в этих странах строительство промышленных предприятий, ко­торые нежелательны и даже невозможны в развитых странах.

Концепция перестройки международного разделения труда, приспособления его к новым потребностям развитых стран вобрала в себя воззрения известных специалистов в области мировой экономики, которые были изложены в моногра­фических исследованиях и докладах, опубликованных в 1960-1970-х гг. В этих работах содержится развернутый анализ стратегий развития — импортозамеща­ющей и экспорториентированной индустриализации.

Известный американский экономист Б. Баласса пришел к выводу о невыгодно­сти строительства во многих небольших по населению либо по размеру странах целого ряда промышленных отраслей, ориентированных на внутренний рынок, из-за невозможности использования экономии за счет масштабов производства. По его мнению, ориентация на внутренний рынок дает возможность создать мно­гие отрасли промышленности, но эти отрасли используют, как правило, отсталую технологию, производят продукцию низкого качества и не достигают уровня меж­отраслевой специализации.

Б. Баласса пришел к выводу, что наиболее перспективным направлением экономической политики развивающихся стран является сочетание стимули­рования экспорта и импортозамещения при ведущей роли экспорта. Он видит перспективу в развитии, ориентированном на внешние связи, в скорейшем вклю­чении малых стран в конвейер международного разделения труда. Б. Баласса провел несколько исследований (на примере определенных групп развиваю­щихся стран) зависимости темпов экономического роста от экспорта и импорта. Результаты его исследований показали, что экспорт в значительной степени способствовал повышению темпов экономического роста, производительности труда.

Экспорт благоприятно воздействует на размещение ресурсов, использование производственных мощностей, масштабы производства и изменение технологии. Увеличение квоты страны на рынках ее экспортных товаров оказывает положи­тельное воздействие на темпы экономического роста, тогда как издержки импор­тозамещения при узких внутренних рынках возрастают. Исследование показало, что политика импортозамещения при слабом росте экспорта и чрезмерном рас­ширении внешних заимствований вызывает колоссальный рост отношения пла-


тежей по долговым обязательствам к экспортным поступлениям, т. е. нормы обслу­живания долга (НОД).

Проанализировав экономику 43 стран, Б. Баласса пришел к выводу, что торго­вая ориентация (вовне или вовнутрь) влияла на темпы экономического роста во всех странах. Особенно велико значение торговой ориентации в начальный период, а также расширение экспорта в ответ на внешние шоки. В целом темпы роста ВВП развивающихся стран в 1973-1978 гг. были тем выше, чем выше была степень их ориентации на внешние факторы в начале периода и чем большее место занимало расширение экспорта в мерах экономической политики, принятых в ответ на внеш­ние экономические потрясения.

Француз Г. деЛашарьер рекомендовал открыть рынки развитых стран для про­мышленной продукции из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Извест­ный шведский экономист Г. Мюрдалъ в рамках всемирной программы борьбы с нищетой настаивал на том, что развитые страны должны найти средства факти­ческого поощрения импорта из менее развитых стран, ибо сохранение колониаль­ного разделения труда угрожает социальным взрывом. Американец Д. Пау пред­ложил стратегию замещения экспорта сырья промышленными товарами, так как этот тип роста влечет за собой диверсификацию производства промышленных товаров и их проникновение на внешние рынки.

Известный голландский экономист Ян Тинберген предложил изменить между­народное разделение труда в духе теории факторов производства Хекшера-Олина, полагая, что настало время для коллективного перераспределения отраслей экономики между странами, приведения их в соответствие с наличными и потен­циальными факторами производства. Эта всеобщая ревизия должна привести к сокращению и ликвидации одних отраслей и, наоборот, к расширению или созда­нию других отраслей во всех странах. Развитые страны могли бы отказаться от производства многих относительно простых товаров, открыть рынки для разви­вающихся стран и сосредоточиться на экспорте более сложных товаров. По мне­нию Тинбергена, перестройкой международного разделения труда должны актив­но заняться ТНК, имеющие филиалы в развитых и развивающихся странах.

Активное участие в разработке нового международного разделения труда при­няли и другие широко известные экономисты и общественно-политические дея­тели, в том числе и в рамках Римского клуба. Римскому клубу были представлены доклады, в которых выражалась озабоченность-по поводу ухудшающейся ситуа­ции в развивающемся мире, увеличивающегося разрыва между ними и развиты­ми государствами и предлагались мероприятия, направленные на изменение по­ложения.

В частности, авторы доклада Ы. Месароеич и Е. Пестель рассматривали эконо­мический разрыв между двумя группами стран как одну из причин кризиса чело­вечества, а его ликвидацию — как вопрос выживания мира.

Для сокращения экономического разрыва между двумя группами стран ими были выдвинуты конкретные предложения по развитию индустриализации, перераспре­делению доходов и международному финансированию развития; по производству и распределению продовольствия, энергетических и минеральных ресурсов и др.

Француз М. Гернъе призывал к новому мировому порядку на базе отношений между региональными сообществами. По его мнению, развитие возможно только



ра , I. т-^упсфщушв финансировании pa литии



в рамках больших региональных экономических сообществ, внутри которых дол­жен быть установлен свободный обмен, а между сообществами - сотрудничество на базе договорных соглашений. Сообщества позволят создать большой внутрен­ний рынок, обеспечат таможенную защиту от внешней конкуренции, создадут условия для решения проблемы продовольственного самообеспечения и ресур-соиспользования.

В докладе группы экспертов ООН иод руководством известного американско­го экономиста В. Леонтьева обращается особое внимание на устойчивые темпы экономического роста «третьего мира*, необходимые для сокращения разрыва. По мнению авторов, нужно соединение коренных внутренних изменений социаль­ного, политического, институционального характера в развивающихся странах и значительных перемен в мировом экономическом порядке. В целях снижения де­фицита платежных балансов развивающихся стран предлагалось сократить им­порт продукции тяжелой индустрии за счет расширения собственного производ­ства и взаимного экономического сотрудничества.

Большое внимание привлек к себе доклад комиссии Всемирного банка под ру­ководством В, Брандта. Программа выживания Юга концептуально построена на идее усиления взаимозависимости, общности интересов и взаимной ответ­ственности развитого Севера и развивающегося Юга. Исследовав систему внеш­него финансирования развивающихся стран, комиссия В. Брандта с тревогой отметила, что к концу 1970-х гг. более двух третей средств направлялось в эти страны на коммерческих условиях, что крайне осложнило проблему внешней за­долженности и создало угрозу самому развитию. По существу, комиссия призна­ла, что в развивающихся странах сложилась долговая модель развития, поддер­живаемая преимущественно заемными ресурсами на коммерческих условиях.

11.2.2. Международная стратегия развития ООН

Первое Десятилетие развития. С 1960-х гг. в рамках Организации Объединен­ных Наций (ООН) начала формироваться международная концепция и система оказания содействия развивающимся странам. Условия, объемы, механизмы ока­зания помощи разрабатываются в рамках Международных стратегий развития (МСР) ООН. Первым Десятилетием развития были объявлены 1960-е гг. К реа­лизации программы Десятилетия развития были привлечены Всемирный банк и другие финансовые институты. Предлагалось также увеличить фонд технической помощи ООН, использовать излишки продовольствия в целях развития, усилить прединвестиционную деятельность Специального фонда ООН, наладить переда­чу научных и технических знаний, проводить консультации по экономическим проблемам. Всем развивающимся странам — членам ООН рекомендовалось обес­печить более быстрый самостоятельный рост экономики и социального прогрес­са, при этом каждая развивающаяся страна сама должна определить стратегию своего развития, ставя целью достижение прироста ВВП на 5 % в год.

Второе Десятилетие развития. Для разработки стратегии развития на 1970-е гг. было образовано несколько комиссий, результаты исследований которых послу­жили основой для выработки рекомендаций ООН на следующее десятилетие. Наиболее значительными из них были доклад комиссии Всемирного банка во главе с Л. Пирсоном и Комитета по планированию развития во главе с Яном Тинбергеном.


Эксперты признали действующую систему помощи несовершенной. В связи с этим предлагалось передать группе Всемирного банка, подчинив ей региональ­ные банки развития, контроль над реализацией политики помощи.

При предоставлении помощи следовало учитывать показатели развития стра­ны, оценку которых должен осуществлять Всемирный банк. Фактически Банк взял на себя основные функции но координации политики капиталовложений и помощи Запада развивающимся странам и был наделен полномочиями в области определения экономической политики развивающихся стран. С этой целью он направляет экономические миссии для изучения и анализа экономической ситу­ации в странах-реципиентах, целей и перспектив экономического развития, на­роднохозяйственных планов, оценки финансовых потребностей, определения приоритетов и т.д.

Эксперты обеих комиссий предложили довести объем финансовой помощи развивающимся странам до 1 % ВВП развитых стран к 1975 г., в том числе объем государственной помощи до 0,7-0,75 % ВВП; предлагалось также увеличить фи­нансирование по линии Международной ассоциации развития (MAP), подняв взносы стран-членов до 1,5 млрд долл. к 1975 г. Странам-реципиентам настоятель­но рекомендовалось приложить усилия для мобилизации собственных ресурсов, в том числе и за счет увеличения налогов на большие доходы и крупную собствен­ность. Им рекомендовалось произвести изменения в социально-экономических структурах, уделив особое внимание индустриализации.

Центральное место в рекомендациях экспертов заняло предоставление раз­вивающимся странам возможностей для расширения экспорта товаров. С этой целью развитым странам предлагалось принять меры для расширения заку­пок товаров из развивающихся стран, ликвидировать пошлины и налоги на эти товары, ввести односторонние преференции на импорт готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся стран. Большие надежды возлагались на расширение взаимной торговли развивающихся стран в рамках интеграцион­ных объединений.

Позицию развивающихся стран по вопросам развития наиболее полно сфор­мулировал Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Р. Пребиш. Содержание его рекомендаций сводилось к оказанию эффективной финансовой, технологической и иной помощи развивающимся странам в их переходе к экспорториентироватнГой модели развития. С этой целью «промышленным центрам* надлежит в течение 5 лет довести помощь «периферий­ным центрам» до 1 % ВВП, в том числе государственную помощь — до 0,75 % ВВП, и помощь должна быть увязана с народнохозяйственными планами принима­ющих стран.

Согласно концепции Р. Пребиша, внешняя помощь должна способствовать мобилизации внутренних источников накопления, а в дальнейшем вообще необ­ходимо отказаться от внешних займов и кредитов. По его расчетам, при сохране­нии объема и условий займов на прежнем уровне бремя погашения долгов увели­чится настолько, что новые займы уже к 1970 г. станут невыгодными и будут расходоваться исключительно на покрытие старых долгов. Развитым странам надлежит способствовать расширению производства полуфабрикатов, готовых изделий и продовольствия в развивающихся странах; осуществлять меры по рас-



ширению потребления сырьевых и переработанных товаров из развивающихся J стран, оказывать помощь в диверсификации их экспорта.

В Международной стратегии развития (МСР) ООН на 1970-е гг. нашли отра­жение все основные рекомендации экспертов. В принятом документе подчерки­валось, что главную ответственность за свое развитие несут сами развивающиеся страны. Однако одних их усилий недостаточно для достижения необходимых целей развития, поэтому нужна помощь в виде притока финансовых ресурсов и более благоприятной экономической и торговой политики со стороны развитых стран. Были указаны количественные среднегодовые показатели роста. По ВВП рост был определен в 6 %, на душу населения - 3,5 %, по сельскохозяйственной про­дукции — 4 %, по промышленному производству — 8 %, по экспорту и импорту товаров — 7 %, капиталовложения должны увеличиваться на 0,5 % в год и соста­вить к концу десятилетия 20 %; расходы на НИОКР — 0,5 % ВВП.

Третье Десятилетие развития. МСР ООН на 1980-е гг. определила основные показатели развития: среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7 %, на душу населения — 4,5 %; расширение экспорта и импорта — 7,5-8 % годовых; объем валовых капиталовложений - 28 % ВВП; среднегодовые темпы роста сель­скохозяйственного производства - 4 %, промышленного - 9 %. При этом подчер­кивалось, что каждая страна определит свое целевое задание с учетом конкрет­ных обстоятельств. В стратегии признавалось, что для реализации поставленных целей потребуется значительное увеличение притока финансовых ресурсов в раз­вивающиеся страны в реальном выражении, в частности расширение официаль­ной помощи развитию. Указывалось, что международные финансовые потоки по линии государственной помощи должны быть приведены в соответствие с потреб­ностями развивающихся стран в том, что касается объема, состава, качества и форм предоставления и распределения средств.

Информация о работе Долговой кризис