Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Стратегия импортозамещения связывались с построением независимой эконо­мики, укреплением государственности, опирающейся на собственную индустриаль­ную базу. В борьбе за экономическую независимость многие освободившиеся стра­ны приняли концепцию «опоры на собственные силы», импортозамещающую модель развития промышленности и укрепления госсектора. В структуре импор­та стала сокращаться доля потребительских товаров первой необходимости и воз­растать доля инвестиционных товаров; при этом колониальная структура экспор­та не претерпела существенных изменений.

Все развивающиеся страны, принявшие концепцию экономической независи­мости и противостояния развитым странам, развивали или создавали вновь про­мышленность с ориентацией на внутренний рынок, что в тех условиях было оправ­дано. Индустриализация действительно была жизненно необходима, хотя бы потому, что сельское хозяйство в большинстве случаев не в состоянии использовать прирост самодеятельного населения, особенно, когда внедряется новая техника, снижающая спрос на рабочую силу.

Стратегия промышленного импортозамещения в Латинской Америке и в афро­азиатских освободившихся странах обрела статус государственной доктрины. Развивающиеся страны продолжали идти по пути внутриориентированной про­мышленности с сырьевым экспортом даже тогда, когда началось снижение миро­вого спроса на сырьевую продукцию, ухудшилось соотношение между экспорт­ными и импортными ценами, обострилась конкуренция между производителями различных регионов развивающегося мира.


Дисбаланс во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися стра­нами все более увеличился, экономический разрыв по ВВП на душу населения был равен в 1950 г. 1:11,2. Развитие научно-технического прогресса в развитой части мира, снижение потребления сырья на единицу продукции, производство синтетического сырья, увеличение аграрной самообеспеченности, усиление ав­таркии развитых стран - все эти и другие факторы способствовали все большему экономическому отставанию стран развивающегося мира, и к 1970 г. разрыв воз­рос до 1:13,2. Доля развивающихся стран в мировом экспорте сырья (без нефти), включая субституты, снизилась до 29 % в 1961 г.

Б этих условиях действенным фактором развития должна была стать экспорт-ориентированная индустриализация. В 1960-е гг. четко обозначились две стра­тегии развития индустриализации: одна была ориентирована внутрь (inward looking development), т. е. на внутренний рынок, другая - вовне (outward looking development), на внешний рынок. Внутриориентированная стратегия предполагает самообеспечение готовой продукцией, создание всеобъемлющих промышленных комплексов, призванных наполнить внутренний рынок отечественными товара­ми и затем развернуть их экспорт. Экспорториентированная модель основана прежде всего на международной промышленной специализации и кооперации, с развитием которых насыщается и внутренний рынок.

Социально-экономическое развитие во всех периферийных странах сначала пошло по пути импортозамещающего производства В принципе развитие импорто­замещающего производства не противоречит наращиванию экспорта. Отрасли промышленности, первоначально удовлетворяющие потребности внутреннего рынка, могут, по мере накопления опыта и повышения производительности тру­да, производить продукцию на экспорт. Однако сначала это удалось небольшим азиатским странам со скудными природными ресурсами. Они смогли перейти к созданию экспорториентированного производства промышленных товаров, рас­ширению и диверсификации промышленного экспорта. Подавляющее большин­ство развивающихся стран не смогли существенно расширить экспорт промыш­ленной продукции и сохранили импортозамещающую ориентацию.

12.1.2, Импортозамещающая индустриализация: возможности и ограничения

Накопленный опыт позволяет выделить проблемы, с которыми столкнулись страны, принявшие стратегию чистой импортозамещающей индустриализации. Первый этап замены импорта простых в изготовлении и относительно дешевых потреби­тельских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, как правило, проходит относительно легко. Латинская Америка, которая явилась первопроход­цем и лидером импортозамещающей индустриализации, в основном прошла ее начальный этап в период между двумя мировыми войнами и во время кризиса 1929-1933 гг., когда особого протекционизма и не требовалось. Освободившиеся от колониализма афро-азиатские страны вступили на путь создания импортоза­мещающей индустриализации в первые послевоенные десятилетия в условиях возобновившейся внешнеторговой экспансии индустриально развитых стран и усиления конкуренции между самими развивающимися странами.

На начальном этапе создаются новые или модернизируются старые предприя­тия, производящие товары массового спроса. Эти отрасли по своим технико-



""щпсьи vipgnpi.


^1ллпъу ^jKinnnunpuadKua


1лава и    стратегии экономического |


iiagi/i.m/ii



 



экономическим параметрам соответствуют возможностям и потребностям слабо­развитых экономик. Они основаны на трудоинтенсивных технологиях, не требуют сложной системы смежных производств по выпуску вспомогательных материа­лов. Такая индустриализация быстро дает зримые положительные результаты: создаются новые производства, увеличивается занятость, пополнялся рынок. Однако, по имеющимся подсчетам, индустриализация импортозамещения все это делает хуже, чем могла бы сделать подлинно рациональная политика, разумно сочетающая замену товарного импорта с развитием экспорта промышленных из­делий.

На втором этапе индустриализации замещения возникает проблема создания капиталоемких производств более сложных потребительских и производственных товаров длительного пользования. Именно производство этих товаров формиру­ет максимизацию промышленного самообеспечения и независимого экономиче­ского развития. Однако развитие нефтехимии, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей, где создаются исходные конструкционные материалы, требует развития соответствующих ресурсов, больших капиталовло­жений и широких рынков сбыта.

Производство машинотехнических изделий производственного и потребитель­ского назначения требует развития горизонтальной и вертикальной специализа­ции, углубления внутриотраслевого разделения труда и кооперации специали­зированных предприятий в целях обеспечения рентабельности производства. В противном случае оно будет неконкурентоспособным из-за высоких издержек производства и цен, что и произошло в латиноамериканских и других странах.

Главной направляющей силой, участником и организатором импортозамеща­ющей индустриализации развивающихся стран было государство. Б большинстве латиноамериканских стран укрепление государственного капитализма началось с национализации предприятий добывающей промышленности в 1930-х гг. После Второй мировой войны расширение государственного предпринимательства осу­ществлялось в результате национализации, покупки государством акций ино­странных предприятий и строительства новых государственных предприятий.

Тяжелые, базовые отрасли промышленности, произволственная инфраструк­тура в основном принадлежали государству. Расходы на промышленное развитие в общих государственных расходах в 1950-1960-е гг. достигали 30-40 %. Доступ иностранного капитала в латиноамериканские экономики был ограничен, а в не­которые отрасли запрещен. Государство контролировало местный частный капи­тал через кредитно-финансовую систему; оно сдерживало развитие частного предпринимательства экономическими и административными методами.

Политика индустриализации с ориентацией на внутренний рынок в большин­стве стран обычно была не результатом хорошо проработанной программы, а ре­акцией на внешние неблагоприятные условия, вынудившие эти страны прибег­нуть к сокращению и замещению импорта. Вопросам себестоимости не уделялось должного внимания; в выборе товаров для производства не учитывались сравни­тельные преимущества. Все это обернулось низкой эффективностью и неконку­рентоспособностью основной массы промышленных предприятий, созданных на основе стратегии импортозамещения. Выживание таких предприятий поддержи­валось большими льготами за счет сельского хозяйства, низкого жизненного


уровня населения, падения темпов роста. По оценкам, в латиноамериканских странах в период второго этапа развития импортозамещения (1955-1965 гг.) реаль­ный рост экономической эффективности практически был нулевым. Поскольку промышленность была представлена в основном производством потребительских товаров, динамика которого определяется потребительским спросом, низкие до­ходы населения препятствовали ее развитию.

Негативные последствия однобокой импортозамещающей индустриализации без соответствующего расширения и диверсификации экспорта проявляются быстро. Относительно небольшие национальные рынки, недогрузка производ­ственных мощностей и другие факторы приводят к тому, что стоимость произ­водства чрезмерно велика, и вынуждают вводить высокие таможенные пошлины. Жесткий протекционизм поощряет создание и поддерживает небольшие, нерен­табельные, неконкурентоспособные производства, тормозит технический про­гресс, рост производительности труда, приводит к изоляции национальных рын­ков от внешней конкуренции, ослабляет стимулы для улучшения качества и снижения себестоимости. Политика импортозамещения имеет свои пределы; постепенно она оставляет в импорте только крайне необходимые товары, и возможности дальнейшего сокращения импорта сужаются. Более того, сокра­щение импорта многих товаров для развития неизбежно наносит ущерб тем­пам роста и занятости.

Догоняющая индустриализация осуществляется на основе расширяющегося импорта промежуточных и инвестиционных товаров, в которых воплощены осва­иваемые ими технологические достижения. По мере замены одних видов импор­та собственным производством, расширяется спрос на другие более дорогие виды импорта: на средства производства, на технологии, на новые инвестиционные, а также потребительские товары, которые непрерывно создаются в ходе техни­ческого прогресса в развитых странах, и им отдают предпочтение зажиточные слои населения. Импортозамещающая индустриализация увеличивает долю мест­ных товаров в потреблении, однако потребность в промышленном импорте не снижается, а растет. Рост затрат на импорт сырья и полуфабрикатов, необходимых для изготовления заменяемых импортных товаров конечного спроса, обычно пе­рекрывает экономию на прекращении их импорта. В результате в Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции для выпуска промышленных изделий к импорту таких изделий за 1950-1969 гг. возросло в 5,2 раза, в Бирме - в 5,5 раз, на Филиппинах - в 8 раз.

Индустриализация догоняющего типа, как показал опыт латиноамериканских и других стран, оставляет уровень промышленного самообеспеченности достаточ­но низким. В начале 1960-х гг. доля потребительских товаров в промышленном импорте Аргентины, Бразилии, Мексики составила 13 %, Индии - 15 %. Экспорт при импортозамещающей индустриализации развивался медленно. Наращива­нию традиционного экспорта сырья и продовольствия препятствовали низкая эластичность спроса на эту продукцию, развитие тенденции к материало- и энер­госбережению, усиление конкуренции между производителями. Экспорт про­мышленных изделий тормозился низкой конкурентоспособностью обрабатыва­ющих отраслей, созданных в период импортозамещения, завышенным обменным курсом национальных валют.



щцщпдцг i^i pa


шц ^jtiпцги#fiрцаqrrflOj дил( ni 1\рг1ЛПЬй1


Глава у. стратегии экономического развития цамыа/о гг.)



 



В результате импортозамещающей индустриализации сопутствует хрониче­ский внешнеторговый дефицит. Дефицит по текущим расчетам нарастает и в ре­зультате роста стоимости услуг, трансфертов в индустриальные страны, бегства капиталов, долговых платежей. Острая нехватка валюты увеличивает потребно­сти в притоке финансовых ресурсов извне для поддержания расширенного, а во мно­гих странах простого воспроизводства. Привлечение иностранных заемных ре­сурсов при низких темпах роста накапливает внешние долги, влечет за собой тяжкое бремя долговых обязательств, формирует экономику, зависимую от но­вых заимствований.

Экономика развивающихся стран поддерживалась иностранной помощью и привлечением частных капиталов. Внешняя задолженность увеличивалась, ее обслуживание становилось главной проблемой стран-реципиентов. Приток ино­странного капитала в развивающиеся страны из всех источников, включая реин­вестиции частного капитала, был ниже оттока ресурсов в виде процентов, диви­дендов и прибыли. Темпы расширения импорта опережали импортный потенциал с учетом экспортных поступлений. Нехватка средств частично покрывалась из валютных резервов, а в основном накапливала внешнюю задолженность. В стра­нах развивающегося мира складывалась дефицитная экономика, функциониру­ющая на основе внешнего компенсационного финансирования.

Наиболее продвинутые страны имели доступ к международным банковским кредитам и рынкам долговых ценных бумаг. Дефицитная экономика все более становилась заемной (долговой). Государственный внешний долг развивающих­ся стран возрос за 1955-1962 гг. почти в Зраза и составил 28 млрд долл.; внешний долг крупнейших заемщиков ежегодно увеличивался на 16 %. Платежи по обслу­живанию долга возросли в 3,5 раза, из них треть составили проценты. В 1960-е гг. сложилась очень напряженная ситуация с погашением внешней задолженности у многих стран-должников. Их заимствования были кратко- и среднесрочного ха­рактера, и в течение 5 лет многие должники должны были выплатить 30-50 % и более от общего долга.

Предоставляя кредиты и займы, страны-доноры и международные организации не всегда учитывали интересы и возможности стран-реципиентов, в том числе и в отношении сроков погашения кредитов. Кредиторам пришлось проводить консо­лидацию кратко- и среднесрочных долгов, продлевать сроки погашения основной суммы, сокращать процентные платежи.

В 1960-е гг. страны развивающегося мира приняли концепцию «опоры на кол­лективные силы», стараясь объединить свои усилия в целях преодоления отстало­сти, неплатежеспособности, повышения уровня жизни, и встали на путь развития региональной интеграции. Региональные объединения интеграционного типа со­здавались для преодоления узости внутренних рынков и углубления регионально­го разделения труда. Были подписаны договоры о создании Латиноамериканской зоны свободной торговли (ЛАСТ, 1960 г.), Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР, 1964 г.), Регионального сотрудничества в целях развития (РСР, 1964 г.), Арабского общего рынка (АОР, 1964 г.), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1964 г.), Восточно-африканского сообщества (ВАС, 1967 г.) и др.

Информация о работе Долговой кризис