Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Стратегия импортозамещения связывались с построением независимой экономики, укреплением государственности, опирающейся на собственную индустриальную базу. В борьбе за экономическую независимость многие освободившиеся страны приняли концепцию «опоры на собственные силы», импортозамещающую модель развития промышленности и укрепления госсектора. В структуре импорта стала сокращаться доля потребительских товаров первой необходимости и возрастать доля инвестиционных товаров; при этом колониальная структура экспорта не претерпела существенных изменений.
Все развивающиеся страны, принявшие концепцию экономической независимости и противостояния развитым странам, развивали или создавали вновь промышленность с ориентацией на внутренний рынок, что в тех условиях было оправдано. Индустриализация действительно была жизненно необходима, хотя бы потому, что сельское хозяйство в большинстве случаев не в состоянии использовать прирост самодеятельного населения, особенно, когда внедряется новая техника, снижающая спрос на рабочую силу.
Стратегия промышленного импортозамещения в Латинской Америке и в афроазиатских освободившихся странах обрела статус государственной доктрины. Развивающиеся страны продолжали идти по пути внутриориентированной промышленности с сырьевым экспортом даже тогда, когда началось снижение мирового спроса на сырьевую продукцию, ухудшилось соотношение между экспортными и импортными ценами, обострилась конкуренция между производителями различных регионов развивающегося мира.
Дисбаланс во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами все более увеличился, экономический разрыв по ВВП на душу населения был равен в 1950 г. 1:11,2. Развитие научно-технического прогресса в развитой части мира, снижение потребления сырья на единицу продукции, производство синтетического сырья, увеличение аграрной самообеспеченности, усиление автаркии развитых стран - все эти и другие факторы способствовали все большему экономическому отставанию стран развивающегося мира, и к 1970 г. разрыв возрос до 1:13,2. Доля развивающихся стран в мировом экспорте сырья (без нефти), включая субституты, снизилась до 29 % в 1961 г.
Б этих условиях действенным фактором развития должна была стать экспорт-ориентированная индустриализация. В 1960-е гг. четко обозначились две стратегии развития индустриализации: одна была ориентирована внутрь (inward looking development), т. е. на внутренний рынок, другая - вовне (outward looking development), на внешний рынок. Внутриориентированная стратегия предполагает самообеспечение готовой продукцией, создание всеобъемлющих промышленных комплексов, призванных наполнить внутренний рынок отечественными товарами и затем развернуть их экспорт. Экспорториентированная модель основана прежде всего на международной промышленной специализации и кооперации, с развитием которых насыщается и внутренний рынок.
Социально-экономическое развитие во всех периферийных странах сначала пошло по пути импортозамещающего производства В принципе развитие импортозамещающего производства не противоречит наращиванию экспорта. Отрасли промышленности, первоначально удовлетворяющие потребности внутреннего рынка, могут, по мере накопления опыта и повышения производительности труда, производить продукцию на экспорт. Однако сначала это удалось небольшим азиатским странам со скудными природными ресурсами. Они смогли перейти к созданию экспорториентированного производства промышленных товаров, расширению и диверсификации промышленного экспорта. Подавляющее большинство развивающихся стран не смогли существенно расширить экспорт промышленной продукции и сохранили импортозамещающую ориентацию.
12.1.2, Импортозамещающая индустриализация: возможности и ограничения
Накопленный опыт позволяет выделить проблемы, с которыми столкнулись страны, принявшие стратегию чистой импортозамещающей индустриализации. Первый этап замены импорта простых в изготовлении и относительно дешевых потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, как правило, проходит относительно легко. Латинская Америка, которая явилась первопроходцем и лидером импортозамещающей индустриализации, в основном прошла ее начальный этап в период между двумя мировыми войнами и во время кризиса 1929-1933 гг., когда особого протекционизма и не требовалось. Освободившиеся от колониализма афро-азиатские страны вступили на путь создания импортозамещающей индустриализации в первые послевоенные десятилетия в условиях возобновившейся внешнеторговой экспансии индустриально развитых стран и усиления конкуренции между самими развивающимися странами.
На начальном этапе создаются новые или модернизируются старые предприятия, производящие товары массового спроса. Эти отрасли по своим технико-
""щпсьи vipgnpi.
^1ллпъу ^jKinnnunpuadKua
1лава и стратегии экономического |
iiagi/i.m/ii
экономическим параметрам соответствуют возможностям и потребностям слаборазвитых экономик. Они основаны на трудоинтенсивных технологиях, не требуют сложной системы смежных производств по выпуску вспомогательных материалов. Такая индустриализация быстро дает зримые положительные результаты: создаются новые производства, увеличивается занятость, пополнялся рынок. Однако, по имеющимся подсчетам, индустриализация импортозамещения все это делает хуже, чем могла бы сделать подлинно рациональная политика, разумно сочетающая замену товарного импорта с развитием экспорта промышленных изделий.
На втором этапе индустриализации замещения возникает проблема создания капиталоемких производств более сложных потребительских и производственных товаров длительного пользования. Именно производство этих товаров формирует максимизацию промышленного самообеспечения и независимого экономического развития. Однако развитие нефтехимии, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей, где создаются исходные конструкционные материалы, требует развития соответствующих ресурсов, больших капиталовложений и широких рынков сбыта.
Производство машинотехнических изделий производственного и потребительского назначения требует развития горизонтальной и вертикальной специализации, углубления внутриотраслевого разделения труда и кооперации специализированных предприятий в целях обеспечения рентабельности производства. В противном случае оно будет неконкурентоспособным из-за высоких издержек производства и цен, что и произошло в латиноамериканских и других странах.
Главной направляющей силой, участником и организатором импортозамещающей индустриализации развивающихся стран было государство. Б большинстве латиноамериканских стран укрепление государственного капитализма началось с национализации предприятий добывающей промышленности в 1930-х гг. После Второй мировой войны расширение государственного предпринимательства осуществлялось в результате национализации, покупки государством акций иностранных предприятий и строительства новых государственных предприятий.
Тяжелые, базовые отрасли промышленности, произволственная инфраструктура в основном принадлежали государству. Расходы на промышленное развитие в общих государственных расходах в 1950-1960-е гг. достигали 30-40 %. Доступ иностранного капитала в латиноамериканские экономики был ограничен, а в некоторые отрасли запрещен. Государство контролировало местный частный капитал через кредитно-финансовую систему; оно сдерживало развитие частного предпринимательства экономическими и административными методами.
Политика индустриализации с ориентацией на внутренний рынок в большинстве стран обычно была не результатом хорошо проработанной программы, а реакцией на внешние неблагоприятные условия, вынудившие эти страны прибегнуть к сокращению и замещению импорта. Вопросам себестоимости не уделялось должного внимания; в выборе товаров для производства не учитывались сравнительные преимущества. Все это обернулось низкой эффективностью и неконкурентоспособностью основной массы промышленных предприятий, созданных на основе стратегии импортозамещения. Выживание таких предприятий поддерживалось большими льготами за счет сельского хозяйства, низкого жизненного
уровня населения, падения темпов роста. По оценкам, в латиноамериканских странах в период второго этапа развития импортозамещения (1955-1965 гг.) реальный рост экономической эффективности практически был нулевым. Поскольку промышленность была представлена в основном производством потребительских товаров, динамика которого определяется потребительским спросом, низкие доходы населения препятствовали ее развитию.
Негативные последствия однобокой импортозамещающей индустриализации без соответствующего расширения и диверсификации экспорта проявляются быстро. Относительно небольшие национальные рынки, недогрузка производственных мощностей и другие факторы приводят к тому, что стоимость производства чрезмерно велика, и вынуждают вводить высокие таможенные пошлины. Жесткий протекционизм поощряет создание и поддерживает небольшие, нерентабельные, неконкурентоспособные производства, тормозит технический прогресс, рост производительности труда, приводит к изоляции национальных рынков от внешней конкуренции, ослабляет стимулы для улучшения качества и снижения себестоимости. Политика импортозамещения имеет свои пределы; постепенно она оставляет в импорте только крайне необходимые товары, и возможности дальнейшего сокращения импорта сужаются. Более того, сокращение импорта многих товаров для развития неизбежно наносит ущерб темпам роста и занятости.
Догоняющая индустриализация осуществляется на основе расширяющегося импорта промежуточных и инвестиционных товаров, в которых воплощены осваиваемые ими технологические достижения. По мере замены одних видов импорта собственным производством, расширяется спрос на другие более дорогие виды импорта: на средства производства, на технологии, на новые инвестиционные, а также потребительские товары, которые непрерывно создаются в ходе технического прогресса в развитых странах, и им отдают предпочтение зажиточные слои населения. Импортозамещающая индустриализация увеличивает долю местных товаров в потреблении, однако потребность в промышленном импорте не снижается, а растет. Рост затрат на импорт сырья и полуфабрикатов, необходимых для изготовления заменяемых импортных товаров конечного спроса, обычно перекрывает экономию на прекращении их импорта. В результате в Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции для выпуска промышленных изделий к импорту таких изделий за 1950-1969 гг. возросло в 5,2 раза, в Бирме - в 5,5 раз, на Филиппинах - в 8 раз.
Индустриализация догоняющего типа, как показал опыт латиноамериканских и других стран, оставляет уровень промышленного самообеспеченности достаточно низким. В начале 1960-х гг. доля потребительских товаров в промышленном импорте Аргентины, Бразилии, Мексики составила 13 %, Индии - 15 %. Экспорт при импортозамещающей индустриализации развивался медленно. Наращиванию традиционного экспорта сырья и продовольствия препятствовали низкая эластичность спроса на эту продукцию, развитие тенденции к материало- и энергосбережению, усиление конкуренции между производителями. Экспорт промышленных изделий тормозился низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, созданных в период импортозамещения, завышенным обменным курсом национальных валют.
щцщпдцг i^i pa
шц ^jtiпцги#fiрцаqrrflOj дил( ni 1\рг1ЛПЬй1
Глава у. стратегии экономического развития цамыа/о гг.)
В результате импортозамещающей индустриализации сопутствует хронический внешнеторговый дефицит. Дефицит по текущим расчетам нарастает и в результате роста стоимости услуг, трансфертов в индустриальные страны, бегства капиталов, долговых платежей. Острая нехватка валюты увеличивает потребности в притоке финансовых ресурсов извне для поддержания расширенного, а во многих странах простого воспроизводства. Привлечение иностранных заемных ресурсов при низких темпах роста накапливает внешние долги, влечет за собой тяжкое бремя долговых обязательств, формирует экономику, зависимую от новых заимствований.
Экономика развивающихся стран поддерживалась иностранной помощью и привлечением частных капиталов. Внешняя задолженность увеличивалась, ее обслуживание становилось главной проблемой стран-реципиентов. Приток иностранного капитала в развивающиеся страны из всех источников, включая реинвестиции частного капитала, был ниже оттока ресурсов в виде процентов, дивидендов и прибыли. Темпы расширения импорта опережали импортный потенциал с учетом экспортных поступлений. Нехватка средств частично покрывалась из валютных резервов, а в основном накапливала внешнюю задолженность. В странах развивающегося мира складывалась дефицитная экономика, функционирующая на основе внешнего компенсационного финансирования.
Наиболее продвинутые страны имели доступ к международным банковским кредитам и рынкам долговых ценных бумаг. Дефицитная экономика все более становилась заемной (долговой). Государственный внешний долг развивающихся стран возрос за 1955-1962 гг. почти в Зраза и составил 28 млрд долл.; внешний долг крупнейших заемщиков ежегодно увеличивался на 16 %. Платежи по обслуживанию долга возросли в 3,5 раза, из них треть составили проценты. В 1960-е гг. сложилась очень напряженная ситуация с погашением внешней задолженности у многих стран-должников. Их заимствования были кратко- и среднесрочного характера, и в течение 5 лет многие должники должны были выплатить 30-50 % и более от общего долга.
Предоставляя кредиты и займы, страны-доноры и международные организации не всегда учитывали интересы и возможности стран-реципиентов, в том числе и в отношении сроков погашения кредитов. Кредиторам пришлось проводить консолидацию кратко- и среднесрочных долгов, продлевать сроки погашения основной суммы, сокращать процентные платежи.
В 1960-е гг. страны развивающегося мира приняли концепцию «опоры на коллективные силы», стараясь объединить свои усилия в целях преодоления отсталости, неплатежеспособности, повышения уровня жизни, и встали на путь развития региональной интеграции. Региональные объединения интеграционного типа создавались для преодоления узости внутренних рынков и углубления регионального разделения труда. Были подписаны договоры о создании Латиноамериканской зоны свободной торговли (ЛАСТ, 1960 г.), Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР, 1964 г.), Регионального сотрудничества в целях развития (РСР, 1964 г.), Арабского общего рынка (АОР, 1964 г.), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1964 г.), Восточно-африканского сообщества (ВАС, 1967 г.) и др.