Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
1 Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., February 1998. - P. 7, 8; 2001. - P. 6, 8.
2 ОФР - официальное финансирование разиития.
* ОПР - официальная помощь развитию.
кроме того за этот период они передали международным организациям на условиях ОПР около 20 %. В структуре двусторонней помощи развитию были отмечены положительные изменения. Они заключались в том, что, во-первых, помощь, не связанная с поставками товаров и услуг, возросла с 55 % в 1993 г. до 84 % в 1999 г. Это значит, что страны-реципиенты могли приобрести товары по более низким ценам мирового рынка. Во-вторых, значительная часть двусторонней официальной помощи развитию представляла собой безвозвратные субсидии (гранты), доля которых в 1993 г. составила 85 %, в 1999 г. — около 90 % (табл. 11.5).
Таблица 11.5
Чистая официальная помощь развитию стран —
членов Комитета помощи развитию в 1990-1999 гг. {млрд долл.)1
Страны ДАК (DAC) | Чистая ОПР | ||||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 1990-1999 | |
Всего | 53,0 | 56,7 | 60,8 | 56,5 | 59,2 | 58,9 | 55,4 | 48,3 | 52,1 | 56,4 | 557,3 |
• Двусторонняя | н. д. | н. д. | н. д. | 39,4 | 41,3 | 40,6 | 39,1 | 32,3 | 35,1 | 37,9 | 229,7 |
• Международным организациям | н. д. | н. д. | н. д. | 17,1 | 17,9 | 18,3 | 16,3 | 16,0 | 17,0 | 18,5 | 105,8 |
В том числе | |||||||||||
Великобритания | 2,6 | 3,2 | 3,2 | 2,9 | 3,2 | 3,2 | 3.2 | 3,4 | 3,9 | 3,4 | 32,2 |
Германия | 6,3 | 6,9 | 7,6 | 7,0 | 6,8 | 7,5 | 7,6 | 5,9 | 5,6 | 5,5 | 66,7 |
США | 11,4 | 11,3 | 11.7 | 10,1 | 9.9 | 7,4 | 9,4 | 6,9 | 8,8 | 9,1 | 96,0 |
Франция | 7,2 | 7,4 | 8,3 | 7,9 | 8,5 | 8,4 | 7,5 | 6,3 | 5,7 | 5.6 | 72,8 |
Япония | 9,1 | 11,0 | 11.2 | 11,3 | 13,2 | 14,5 | 9,4 | 9,4 | 10,6 | 15,3 | 115,0 |
Всего, в % ВВП | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,30 | 0,30 | 0,27 | 0,25 | 0,22 | 0,23 | 0,24 | L_ |
Основными донорами по объему предоставленных средств в 1990-е гг. были Япония (20,6 %), США (17,2 %), Франция (13,0 %), Германия 11,9 %), Великобритания (5,8 %). Однако по отношению к ВВП с превышением цели ООН (0,7 % ВВП) лидерами были Дания, Нидерланды, Швеция и Норвегия. По отношению объема предоставляемых средств на цели развития США занимают одно из последних мест - 0,10 % ВВП в 1999 г., Великобритания - 0,23 %, Германия - 0,26 %, Япония - 0,35 %, Франция - 0,39 % ВВП. Основными получателями официальной помощи развитию в 1990-е гг. были развивающиеся страны Азии (30-33 % от общей суммы); страны Африки к югу от Сахары - около 30 %. Страны
Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 9.
■ угтот,|;риддп..ц Ku
латиноамериканского региона получили в 1993-1994 гг. 9,4 % от общей суммы, в 1997-1999 гг.-11,4%.
По целевому назначению основная часть двусторонней официальной помощи развитию в 1999 г. направлялась в социальную и административную инфраструктуру (30 %), в том числе на образование - более 10 %. Доля расходов ОПР на экономическую инфраструктуру и на производство составила 25,3 %; на ослабление долговой нагрузки развивающихся стран - 7,4 %, на чрезвычайную помощь - 11,1%, на административные расходы — 5,9 %.
На основе исследований Всемирного банка в области эффективности официальной помощи развитию можно сделать следующие выводы.
1. Финансовая помощь работает лучше в тех странах, где хорошее управление экономикой, определяемое макроэкономической стабилизацией, эффективностью законодательства, компетентностью чиновничества и отсутствием коррупции, способствует повышению темпов роста на душу населения.
2. Помощь в разработке концепций развития, в обучении и в предоставлении финансов может обеспечить поддержку национальным усилиям по проведению реформ. Однако опыт показывает, что преждевременная финансовая помощь может нанести определенный ущерб и отсрочить перестройку экономики в странах, еще не вступивших на путь экономических преобразований. В этом случае важнее оказать помощь в разработке идей, в перераспределении ресурсов, в институциональных преобразованиях.
3. При хорошей политике, повышающей уверенность в стабильности и снижении рисков, помощь помогает привлечь частные инвестиции; в противном случае помощь заменяет частные инвестиции.
4. Эффективность официальной помощи развитию повышается в сочетании с усилиями принимающих стран по преодолению бедности.
11.3.4. Официальное кредитование экспорта
В систему официального финансирования развивающихся стран включаются официально поддержанные экспортные кредиты, К официальным экспортным| кредитам (ОЭК) относятся кредиты или займы для экспорта товаров и услуг, которым официальные агентства по кредитованию экспорта стран-кредиторов предоставляют гарантии, страхование или прямое кредитование. При этом гарантии/ страхование обеспечивают официальные власти, а кредитование возможно как из государственных, так и из частных источников.
Кредит на экспорт товаров и услуг может предоставить сам экспортер; коммерческий банк может дать кредит экспортеру/импортеру; кредит может быть получен непосредственно от официального экспортно-кредитного агентства чаще всего в форме среднесрочного финансирования в дополнение к ресурсам частного сектора. Такие кредиты обычно предоставляются на экспорт капитального оборудования в рамках крупномасштабных среднесрочных проектов. По существующим правилам стран — членов ОЭСР официальные агентства кредитуют 85 % стоимости экспортного контракта сроком на 2 года и более.
Официальные агентства по кредитованию экспорта входят в Международный союз страховщиков кредита и инвестиций (Бернский союз). Бернский союз существует с 1934 г. и представляет собой ассоциацию кредитно-страховых экспорт-
ных агентств, которые участвуют в союзе как независимые страховщики, а не как представители своих правительств. Главными целями союза являются выработка принципов страхования экспортных кредитов и поддержание дисциплины выполнения условий кредитования в международной торговле. С этой целью члены союза обмениваются информацией, консультируются и тесно сотрудничают, они также снабжают союз информацией о своей деятельности. В поставках из стран -членов Бернского союза экспорт с государственной страховкой/гарантией или с прямым кредитованием в 1999 г. составил 9 %.
В 1990-1995 гг, среднегодовой темп новых поступлений по экспортным кредитам составил 11 %; в 1995 г. приток достиг максимума в 110 млрд долл., к 1999 г. сумма новых поступлений снизилась до 70 млрд долл. Общая сумма полученных экспортных кредитов в 1995 г. составила 475,3 млрд долл., к 1999 г. она упала до 410 млрд долл. Экспортные кредиты получают страны с наиболее развитым рынком; на первые 20 стран-получателей приходится 80 % от общей суммы, в которой две трети составляют новые поступления, 1Д — просроченные обязательства, страховые платежи и т. п.
В 1999 г, по суммарному объему полученных экспортных кредитов основными реципиентами были Россия - 55,5 млрд долл. (13 % от общей суммы) и Китай -46,4 млрд долл. (11,3 %). Обязательства по официальным экспортным кредитам составляют значительную часть совокупной внешней задолженности стран развивающихся и с переходной экономикой: в 1996 г. они составляли 24 %, в 1999 г. -19 %; в составе задолженности официальным кредиторам доля долгов по экспортным кредитам была соответственно равна 50-56 %.
В 2000 г. долги по экспортным кредитам составили 27 % совокупного внешнего долга крупных получателей таких кредитов, России и Китая - более 30 %. В задолженности некоторых нефтедобывающих развивающихся стран (Алжир, Иран, Нигерия, Оман), а также переходных стран (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан) экспортные кредиты составили 50-90 %. В структуре внешнего долга латиноамериканских и азиатских стран с более диверсифицированной базой внешнего финансирования доля экспортных кредитов в общей сумме долга не превышает 20 %.
11.3.5, Многостороннее финансирование развития
За 1985-1999 гг. валовое многостороннее финансирование развивающихся стран составило 608,7 млрд долл., в том числе МВФ — 167,6 млрд долл. За эти годы роль многосторонних кредиторов в финансировании развивающегося мира возросла, о чем свидетельствует увеличение доли задолженности многосторонним кредиторам в общем внешнем долге развивающихся стран. В 1990 г. она составляла 19,0 %, в 1999 г. -21,1%.
Основным получателем многосторонних кредитов является латиноамериканский регион с суммой в 189,0 млрд долл. и удельным весом в 31,0 % за 1985-1999 гг. Доля кредитов многосторонних организаций Латинской Америке в 1995 и 1999 гг. поднималась до 42-43 %. Страны Восточной Азии и Тихого океана были главными получателями многостороннего финансирования в 1997-1998 гг., когда они получили 57,7 млрд долл. за два года, а их доля в общей сумме поднималась соответственно до 46-37 % (табл. 11.6).
|
| Таблица 11.6 Валовое многостороннее финансирование | |||||
развивающихся стран по регионам в 1985-1999 гг.' | |||||||
Регионы | Объемы финансирования | ||||||
1985-1989г | 1990-1994 2 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Все страны, млрд долл. | 25,7 | 36,9 | 60,2 | 42,5 | 64,2 | 75,6 | 53,2 |
В %от общего финансирования; | |||||||
Африка к югу от Сахары | 17 | 15 | 12 | 11 | 7 | 6 | 7 |
Северная Африка и Средний Восток | 9 | 8 | 7 | 11 | 6 | 4 | 6 |
Восточная Азия и Тихий океан | 18 | 16 | 11 | 16 | 46 | 37 | 20 |
Южная Азия | 14 | 16 | 7 | 11 | 7 | 6 | 9 |
Латинская Америка | 33 | 28 | 43 | 26 | 19 | 30 | 42 |
Европа и Центральная Азия | 9 | 16 | 2! | 25 | 15 | 18 | 15 |
За кризисные 1980-е гг. долг многосторонним кредиторам увеличился в 4 раза и составил 242,3 млрд долл., в 1999 г. — 432 млрд долл., в том числе концессионная - 139 млрд долл. Среднегодовые платежи по обслуживанию долгов многосторонним институтам в 1985-1989 гг. равнялись 27,4 млрд долл., в 1990-1999 гг. — 43,4 млрд долл. В структуре долга многосторонним институтам за последние два десятилетия произошли существенные изменения в распределении долга по кредиторам. За 1980-1999 гг. долг Международному валютному фонду увеличился в 6,4 раза, а его доля в общем долге многосторонним кредиторам в 1999 г. составила 18,3 %, не достигнув уровня 1980 г.
Напротив, долги и удельный вес Всемирного и региональных банков в многостороннем кредитовании многократно возросли. Долг Всемирному банку увеличился в 14,4 раза, а его доля в общем долге многосторонним кредиторам возросла до 47,6 %; долг региональным банкам развития увеличился в 35,4 раза, а его доля поднялась до 24,6 %. При этом значимость других организаций в многостороннем кредитовании упала до 6,7 %,
Выводы
1. Основные причины вывоза капитала в колониальные и отсталые страны были сформулированы основоположниками классической школы. А. Смит отметил постоянную нехватку капиталов в этих странах, их стремление занимать как можно больше, а также их трудности с возвратом кредитных средств, неизбежные просрочки и переоформления векселей.
Wash., 2001. - P. 25.
2
Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. Среднегодовые данные.
1 иода I i. щрддупаридпцс l^JM M d n \J И \t У о onribj^i
2. Дж. СТ. МИЛЛЬ показал, что менее развитые страны могут выпускать займы только под правительственные гарантии, и условием их платежеспособности по внешним долгам является превышение экспорта над импортом, равное стоимости долговых платежей.
3. К. Маркс и его последователи обратили внимание на эксплуататорский характер вывоза капитала в отсталые страны, которые утрачивают способность проводить независимую экономическую политику и попадают под влияние кредиторов.
4. Помощь развивающимся странам, по мнению ее разработчиков, призвана пополнить сбережения до уровня инвестиций и восполнить нехватку иностранной валюты в объеме дефицита текущего платежного баланса. Согласно теории, потребность в помощи отпадет, когда норма сбережений достигнет величины, позволяющей обходиться собственными средствами с привлечением иностранных частных инвестиций. Были определены факторы, тормозящие экономическое развитие, устранение которых, согласно теории, позволит вступить в этап самоподдерживающегося развития.
5. Модели урегулирования внешней задолженности основаны на опережающем росте ВВП; на поддержании критической нормы процента, позволяющей осуществлять долговые платежи, не допуская увеличения задолженности.