Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

1              Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., February 1998. - P. 7, 8; 2001. - P. 6, 8.

2              ОФР - официальное финансирование разиития.
*   ОПР - официальная помощь развитию.



кроме того за этот период они передали международным организациям на усло­виях ОПР около 20 %. В структуре двусторонней помощи развитию были от­мечены положительные изменения. Они заключались в том, что, во-первых, помощь, не связанная с поставками товаров и услуг, возросла с 55 % в 1993 г. до 84 % в 1999 г. Это значит, что страны-реципиенты могли приобрести товары по более низким ценам мирового рынка. Во-вторых, значительная часть двусто­ронней официальной помощи развитию представляла собой безвозвратные суб­сидии (гранты), доля которых в 1993 г. составила 85 %, в 1999 г. — около 90 % (табл. 11.5).

Таблица 11.5

Чистая официальная помощь развитию стран —

членов Комитета помощи развитию в 1990-1999 гг. {млрд долл.)1

 

Страны ДАК

(DAC)

Чистая ОПР

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

1990-1999

Всего

53,0

56,7

60,8

56,5

59,2

58,9

55,4

48,3

52,1

56,4

557,3

• Двусторонняя

н. д.

н. д.

н. д.

39,4

41,3

40,6

39,1

32,3

35,1

37,9

229,7

• Международ­ным организа­циям

н. д.

н. д.

н. д.

17,1

17,9

18,3

16,3

16,0

17,0

18,5

105,8

В том числе

Великобритания

2,6

3,2

3,2

2,9

3,2

3,2

3.2

3,4

3,9

3,4

32,2

Германия

6,3

6,9

7,6

7,0

6,8

7,5

7,6

5,9

5,6

5,5

66,7

США

11,4

11,3

11.7

10,1

9.9

7,4

9,4

6,9

8,8

9,1

96,0

Франция

7,2

7,4

8,3

7,9

8,5

8,4

7,5

6,3

5,7

5.6

72,8

Япония

9,1

11,0

11.2

11,3

13,2

14,5

9,4

9,4

10,6

15,3

115,0

Всего, в % ВВП

0,33

0,33

0,33

0,30

0,30

0,27

0,25

0,22

0,23

0,24

L_

Основными донорами по объему предоставленных средств в 1990-е гг. были Япония (20,6 %), США (17,2 %), Франция (13,0 %), Германия 11,9 %), Великобри­тания (5,8 %). Однако по отношению к ВВП с превышением цели ООН (0,7 % ВВП) лидерами были Дания, Нидерланды, Швеция и Норвегия. По отношению объема предоставляемых средств на цели развития США занимают одно из последних мест - 0,10 % ВВП в 1999 г., Великобритания - 0,23 %, Германия - 0,26 %, Япония - 0,35 %, Франция - 0,39 % ВВП. Основными получателями официаль­ной помощи развитию в 1990-е гг. были развивающиеся страны Азии (30-33 % от общей суммы); страны Африки к югу от Сахары - около 30 %. Страны

Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 9.



■ угтот,|;риддп..ц Ku



латиноамериканского региона получили в 1993-1994 гг. 9,4 % от общей суммы, в 1997-1999 гг.-11,4%.

По целевому назначению основная часть двусторонней официальной помощи развитию в 1999 г. направлялась в социальную и административную инфраструк­туру (30 %), в том числе на образование - более 10 %. Доля расходов ОПР на экономическую инфраструктуру и на производство составила 25,3 %; на ослабление долговой нагрузки развивающихся стран - 7,4 %, на чрезвычайную помощь - 11,1%, на административные расходы — 5,9 %.

На основе исследований Всемирного банка в области эффективности официаль­ной помощи развитию можно сделать следующие выводы.

1.  Финансовая помощь работает лучше в тех странах, где хорошее управление экономикой, определяемое макроэкономической стабилизацией, эффектив­ностью законодательства, компетентностью чиновничества и отсутствием коррупции, способствует повышению темпов роста на душу населения.

2.  Помощь в разработке концепций развития, в обучении и в предоставлении финансов может обеспечить поддержку национальным усилиям по проведе­нию реформ. Однако опыт показывает, что преждевременная финансовая помощь может нанести определенный ущерб и отсрочить перестройку эко­номики в странах, еще не вступивших на путь экономических преобразова­ний. В этом случае важнее оказать помощь в разработке идей, в перераспре­делении ресурсов, в институциональных преобразованиях.

3.  При хорошей политике, повышающей уверенность в стабильности и сниже­нии рисков, помощь помогает привлечь частные инвестиции; в противном случае помощь заменяет частные инвестиции.

4.  Эффективность официальной помощи развитию повышается в сочетании с усилиями принимающих стран по преодолению бедности.

11.3.4. Официальное кредитование экспорта

В систему официального финансирования развивающихся стран включаются официально поддержанные экспортные кредиты, К официальным экспортным| кредитам (ОЭК) относятся кредиты или займы для экспорта товаров и услуг, ко­торым официальные агентства по кредитованию экспорта стран-кредиторов пре­доставляют гарантии, страхование или прямое кредитование. При этом гарантии/ страхование обеспечивают официальные власти, а кредитование возможно как из государственных, так и из частных источников.

Кредит на экспорт товаров и услуг может предоставить сам экспортер; коммер­ческий банк может дать кредит экспортеру/импортеру; кредит может быть полу­чен непосредственно от официального экспортно-кредитного агентства чаще все­го в форме среднесрочного финансирования в дополнение к ресурсам частного сектора. Такие кредиты обычно предоставляются на экспорт капитального обо­рудования в рамках крупномасштабных среднесрочных проектов. По существу­ющим правилам стран — членов ОЭСР официальные агентства кредитуют 85 % стоимости экспортного контракта сроком на 2 года и более.

Официальные агентства по кредитованию экспорта входят в Международный союз страховщиков кредита и инвестиций (Бернский союз). Бернский союз су­ществует с 1934 г. и представляет собой ассоциацию кредитно-страховых экспорт-



ных агентств, которые участвуют в союзе как независимые страховщики, а не как представители своих правительств. Главными целями союза являются выработка принципов страхования экспортных кредитов и поддержание дисциплины вы­полнения условий кредитования в международной торговле. С этой целью члены союза обмениваются информацией, консультируются и тесно сотрудничают, они также снабжают союз информацией о своей деятельности. В поставках из стран -членов Бернского союза экспорт с государственной страховкой/гарантией или с прямым кредитованием в 1999 г. составил 9 %.

В 1990-1995 гг, среднегодовой темп новых поступлений по экспортным креди­там составил 11 %; в 1995 г. приток достиг максимума в 110 млрд долл., к 1999 г. сумма новых поступлений снизилась до 70 млрд долл. Общая сумма полученных экспортных кредитов в 1995 г. составила 475,3 млрд долл., к 1999 г. она упала до 410 млрд долл. Экспортные кредиты получают страны с наиболее развитым рынком; на первые 20 стран-получателей приходится 80 % от общей суммы, в которой две трети составляют новые поступления, 1Д — просроченные обяза­тельства, страховые платежи и т. п.

В 1999 г, по суммарному объему полученных экспортных кредитов основными реципиентами были Россия - 55,5 млрд долл. (13 % от общей суммы) и Китай -46,4 млрд долл. (11,3 %). Обязательства по официальным экспортным кредитам составляют значительную часть совокупной внешней задолженности стран разви­вающихся и с переходной экономикой: в 1996 г. они составляли 24 %, в 1999 г. -19 %; в составе задолженности официальным кредиторам доля долгов по экспортным кредитам была соответственно равна 50-56 %.

В 2000 г. долги по экспортным кредитам составили 27 % совокупного внеш­него долга крупных получателей таких кредитов, России и Китая - более 30 %. В задолженности некоторых нефтедобывающих развивающихся стран (Алжир, Иран, Нигерия, Оман), а также переходных стран (Азербайджан, Туркмени­стан, Узбекистан) экспортные кредиты составили 50-90 %. В структуре внеш­него долга латиноамериканских и азиатских стран с более диверсифицирован­ной базой внешнего финансирования доля экспортных кредитов в общей сумме долга не превышает 20 %.

11.3.5, Многостороннее финансирование развития

За 1985-1999 гг. валовое многостороннее финансирование развивающихся стран составило 608,7 млрд долл., в том числе МВФ — 167,6 млрд долл. За эти годы роль многосторонних кредиторов в финансировании развивающегося мира возросла, о чем свидетельствует увеличение доли задолженности многосторонним креди­торам в общем внешнем долге развивающихся стран. В 1990 г. она составляла 19,0 %, в 1999 г. -21,1%.

Основным получателем многосторонних кредитов является латиноамерикан­ский регион с суммой в 189,0 млрд долл. и удельным весом в 31,0 % за 1985-1999 гг. Доля кредитов многосторонних организаций Латинской Америке в 1995 и 1999 гг. поднималась до 42-43 %. Страны Восточной Азии и Тихого океана были главны­ми получателями многостороннего финансирования в 1997-1998 гг., когда они получили 57,7 млрд долл. за два года, а их доля в общей сумме поднималась соот­ветственно до 46-37 % (табл. 11.6).



 

 

 

Таблица    11.6

Валовое многостороннее финансирование

развивающихся стран по регионам в 1985-1999 гг.'

Регионы

Объемы финансирования

1985-1989г

1990-1994 2

1995

1996

1997

1998

1999

Все страны, млрд долл.

25,7

36,9

60,2

42,5

64,2

75,6

53,2

В %от общего финансирования;

Африка к югу от Сахары

17

15

12

11

7

6

7

Северная Африка и Средний Восток

9

8

7

11

6

4

6

Восточная Азия и Тихий океан

18

16

11

16

46

37

20

Южная Азия

14

16

7

11

7

6

9

Латинская Америка

33

28

43

26

19

30

42

Европа и Центральная Азия

9

16

2!

25

15

18

15

За кризисные 1980-е гг. долг многосторонним кредиторам увеличился в 4 раза и составил 242,3 млрд долл., в 1999 г. — 432 млрд долл., в том числе концессион­ная - 139 млрд долл. Среднегодовые платежи по обслуживанию долгов много­сторонним институтам в 1985-1989 гг. равнялись 27,4 млрд долл., в 1990-1999 гг. — 43,4 млрд долл. В структуре долга многосторонним институтам за последние два десятилетия произошли существенные изменения в распределении долга по кре­диторам. За 1980-1999 гг. долг Международному валютному фонду увеличился в 6,4 раза, а его доля в общем долге многосторонним кредиторам в 1999 г. состави­ла 18,3 %, не достигнув уровня 1980 г.

Напротив, долги и удельный вес Всемирного и региональных банков в много­стороннем кредитовании многократно возросли. Долг Всемирному банку увели­чился в 14,4 раза, а его доля в общем долге многосторонним кредиторам возросла до 47,6 %; долг региональным банкам развития увеличился в 35,4 раза, а его доля поднялась до 24,6 %. При этом значимость других организаций в многостороннем кредитовании упала до 6,7 %,

Выводы

1. Основные причины вывоза капитала в колониальные и отсталые страны были сформулированы основоположниками классической школы. А. Смит отметил постоянную нехватку капиталов в этих странах, их стремление за­нимать как можно больше, а также их трудности с возвратом кредитных средств, неизбежные просрочки и переоформления векселей.

Wash., 2001. - P. 25.

2

Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. Среднегодовые данные.


1 иода   I i. щрддупаридпцс l^JM M d n \J И \t У о onribj^i

2.  Дж. СТ. МИЛЛЬ показал, что менее развитые страны могут выпускать займы только под правительственные гарантии, и условием их платежеспособно­сти по внешним долгам является превышение экспорта над импортом, рав­ное стоимости долговых платежей.

3.  К. Маркс и его последователи обратили внимание на эксплуататорский ха­рактер вывоза капитала в отсталые страны, которые утрачивают способность проводить независимую экономическую политику и попадают под влияние кредиторов.

4.  Помощь развивающимся странам, по мнению ее разработчиков, призвана пополнить сбережения до уровня инвестиций и восполнить нехватку ино­странной валюты в объеме дефицита текущего платежного баланса. Согласно теории, потребность в помощи отпадет, когда норма сбережений достигнет величины, позволяющей обходиться собственными средствами с привлече­нием иностранных частных инвестиций. Были определены факторы, тормо­зящие экономическое развитие, устранение которых, согласно теории, по­зволит вступить в этап самоподдерживающегося развития.

5.  Модели урегулирования внешней задолженности основаны на опережающем росте ВВП; на поддержании критической нормы процента, позволяющей осу­ществлять долговые платежи, не допуская увеличения задолженности.

Информация о работе Долговой кризис