Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
6. Теории партнерства направлены на достижение гармонии интересов на основе выполнения взаимных обязательств иностранных компаний и принимающих стран; на поиск оптимального соотношения иностранных и местных инвестиций и рационального сочетания различных форм притока иностранного капитала.
7. Теория японского экономиста К. Кодзимы развития международного разделения труда на основе поощрения прямых инвестиций основана на использовании сравнительных преимуществ при выборе отрасли инвестирования в принимающей стране. В этом случае усиливается экономическая взаимодополняемость стран-партнеров и расширяется взаимный товарооборот.
8. Концепции перестройки международного разделения труда вызваны озабоченностью увеличивающегося разрыва между развитыми и развивающимися странами и направлены на ускоренное развитие догоняющих стран и расширение их промышленного экспорта. .
9. С 1960-х гг. Организация Объединенных Наций разрабатывает международную стратегию развития на очередное десятилетие для развивающихся стран и рекомендует меры по их реализации. В 1974 г. была принята программа нового международного экономического порядка, содержащая требования развивающихся стран по улучшению их положения в международном разделении труда,
10. Международное финансирование развивающихся и переходных стран представляет собой совокупность финансовых ресурсов, поступающих от официальных (двусторонних и многосторонних) и частных кредиторов, инвесторов и доноров в разнообразных формах и на разных условиях.
11. Официальное финансирование включает финансирование развития и финансирование внешней торговли посредством предоставления экспортных кредитов с государственной страховкой и гарантией.
i; >--КУГдЩ,Т1^р щ,
innanunui/oonFiyj"
12. Часть официального финансирования поступает в кредитной неконцессионной форме, другая часть - в концессионной (льготной форме), в том числе и в виде грантов и списаний внешних долгов странам-реципиентам. Б общем потоке официального финансирования доля неэаемных средств существенно превышает кредитные поступления.
13. В структуре официального финансирования развития преобладает официальная помощь развитию, которая предоставляется иностранными государствами и многосторонними организациями.
14. До конца 1980-х гг. приток официального финансирования преобладал над притоком частного капитала в развивающиеся страны. С начала 1990-х гг. в развивающиеся и е переходные страны пошел возрастающий поток частного капитала с преобладанием портфельных инвестиций.
Термины и понятия
Самоподдерживающийся рост; торгово-направленные инвестиции; международ-пая стратегия развития ООН; официальное финансирование; официальное финансирование развития; официальная помощь развитию; концессионное кредитование; государственные экспортные кредиты.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое «помощь? в понимании западных теоретиков и каково ее назначение?
2. На каком этапе развития отпадает потребность в получении помощи, согласно теории Роузеистейна-Родана?
3. Какие нужны исходные данные, чтобы рассчитать потребность страны во внешнем финансировании по модели Роузенстейна-Родана?
4. Назовите (лимитирующие) факторы, тормозящие экономический рост в модели Ченери-Страута.
5. Какова конечная цель трехфазового развития слаборазвитой экономики по теории Ченери-Страута?
6. Сформулируйте концепцию урегулирования внешней задолженности Б. Авра-мовича. При каких условиях внешний долг будет снижаться?
7. По какой формуле определяется критическая норма процента, при которой темпы роста задолженности не превышают темпов роста ВВП?
8. На каких основах должно строиться взаимодействие иностранного и местного капитала для достижения гармонии интересов?
9. В каком случае, по теории К. Кодзи.мы, прямые иностранные инвестиции способствуют расширению международной торговли?
10. Каковы основные направления перестройки международного разделения
труда в западных концепциях 1960-1970-х гг.? П. Какова оптимальная модель развития, по мнению Б. Баласса? 12. Назовите основные направления и показатели международной стратегии
развития (МСР) ООН.
13. Каковы рекомендации МСР ООН в области финаисирования развивающихся стран?
14. Какие методы изменений международного разделения труда предлагаются в программе НМЭП?
15. Какие виды внешнего финансирования образуют систему официального финансирования развивающихся стран?
16. Что такое «официальная помощь развитию»?
17. Какие экспортные кредиты включаются в систему официального финансирования развивающихся и переходных стран?
18. Какие организации участвуют в многостороннем финансировании развития?
Литература
1. Бодрова Я. А. Эволюция теорий вывоза капитала // Внешнеэкономический бюллетень, 2001. - № 11.
2. Голосов В. В. Теории вывоза капитала. - М.: Мысль, 1977.
3. Доклад о мировом развитии 2000-2001. Наступление на бедность. - М.: Весь мир, Всемирный банк, 2001.
4. Леонов Р. Роль государственных экспортных агентств в финансировании развивающихся стран//МЭ и МО, 2001. - № 1.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1962.
6. Федякина Л. Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. - М.: Дело и Сервис, 1998.
7. IMF. International Capital Markets, Developments, Prospects, and Key Policy Issues. - Wash.
8. IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 1998, 2001.
9. IMF. World Economic Outlook. - Wash.
Глава 12. Стратегии экономического развития 111350-1970 гг.)
333
Глава 12
Стратегии экономического развития (1950-1970 гг.)
Проблема хронических трудностей многих развивающихся стран в обслуживании обязательств по внешним долгам имеет в своей основе долговременные факторы фундаментального характера. Неплатежеспособность по внешним обязательствам обычно возникает и обостряется в тех странах, где стратегия экономического развития не соответствует мирохозяйственным условиям. Неадекватная модель развития, как правило, отличается импортозамещающим характером промышленности и традиционным сырьевым экспортом, не покрывающим растущие импортные расходы. Она характеризуется хроническим дефицитом текущего платежного баланса и государственного бюджета, ее функционирование поддерживается привлечением внешних ресурсов с преобладанием заемных.
Дефицитная экономика развивающихся стран складывалась постепенно в ходе их независимого развития. Менялись факторы, стимулировавшие внешние заимствования, расширялись их источники и масштабы, изменялись условия зарубежного кредитования, но растущие за счет новых заимствований и процентных начислений долговые платежи все более тормозили социально-экономическое развитие большинства стран развивающегося мира. Преодолеть эту негативную тенденцию удалось немногим странам азиатского региона.
На определенном этапе дефицитная экономика может оказаться в долговой петле, если внешние обязательства покрываются преимущественно новыми внеш-' ними заимствованиями, а темпы роста внешнего долга опережают темпы роста экспорта и ВВП. В долговой экономике неизбежны нарушения графика платежей, накопление просроченных долгов, что рано или поздно приводит к одностороннему отказу страны-должника выполнять свои долговые обязательства перед внешними кредиторами, т. е. к кризису.
12.1. Импортозамещающая индустриализация догоняющего типа
12.1.1. Генезис стратегии развития промышленности
В эпоху колониализма политически зависимые страны не имели внешней задолженности, напротив, они субсидировали метрополии. Колониальная администрация тщательно следила за тем, чтобы торговые балансы этих стран были активными и полностью покрывали все расходы. Из внешнеторговых доходов колоний и других политически зависимых стран выплачивались прибыль и дивиденды по иностранным инвестициям, платежи за страхование, фрахт и другие услуги; покрывались расходы на содержание армии и колониальной администрации.
Значительные денежные средства переводились непосредственно из бюджета колоний в метрополии. Подсчеты за период между двумя мировыми войнами
показывают, что i/i всех средств, включая жалованье колониальных чиновников и другие изъятия, переводимые из Индии в метрополию, составляли отчисления из индийского бюджета. Страны стерлинговой зоны хранили свои резервы в Лондоне, зоны франка — в Париже; метрополии активно использовали, не принадлежавшие им ресурсы. Во время Второй мировой войны Великобритания заморозила стерлинговые авуары, в том числе и принадлежавшие колониям и доминионам, и начала их возвращать под давлением США только в 1950-х гг.
Внешняя задолженность освободившихся стран начала накапливаться с первых лет их политической независимости в ходе реализации национальных программ развития. Накопление долгов было связано с хроническим дефицитом торговых и текущих платежных балансов в результате снижения темпов расширения экспорта и экспортных доходов; увеличения импорта, в том числе продовольствия, сырья, топлива, а также инвестиционных товаров; ухудшения соотношения между экспортными и импортными ценами, т. е. «условий торговли» (terms of trade).
Проблемы, с которыми столкнулись афро-азиатские освободившиеся страны в 1950-1960-е гг., были хорошо известны по опыту латиноамериканских и других периферийных суверенных государств, ранее вступивших на путь импортозамещающей индустриализации в связи с изменениями в международном разделении труда. По мнению известного экономиста Р. Пребиша, с начала промышленной революции в Англии в условиях свободной конкуренции между промышленно развитыми и периферийными государствами и вплоть до Великой депрессии 1929-1933 гг. сложилось разделение труда, основанное на сравнительных преимуществах стран-участниц. Индустриальные страны экспортировали готовые товары, периферийные страны — сырье и продовольствие. Темпы годового прироста производства и экспорта промышленных товаров и сырья почти совпадали, что придавало взаимному товарообмену определенную устойчивость и равномерность.
Первая мировая война, а затем кризис 1929-1933 гг. разрушили старый экономический порядок и нанесли огромный ущерб периферийным странам, поскольку основные потребители их продукции — индустриальные центры резко сократили производство и импорт, перешли к политике жесткого протекционизма. Образовался дисбаланс между центром и периферией мирового хозяйства; экономический разрыв между двумя группами стран увеличивался. Б Латинской Америке кризис достиг катастрофических размеров, поскольку она была наиболее интегрирована в мирохозяйственную систему.
Весь современный для того периода сектор латиноамериканской экономики был связан с внешней торговлей и иностранным капиталом. Внешний долг и платежи по его обслуживанию возрастали и оказывали негативное воздействие на экономику стран региона. Способность к импорту латиноамериканского региона снизилась в 1930-1934 гг. на треть, в 1935-1939 гг. - еще на 13 %. Однако застой в международной торговле породил мощные стимулы к импортозамещению, который стал способом возмещения упавших доходов от сырьевого экспорта и сократившегося промышленного импорта. Государство в латиноамериканских странах всячески поддерживало местное производство и поощряло замещение импорта. Оно осуществляло закупки или субсидирование избыточной продукции; выделяло квоты инвалюты местным предпринимателям на приобретение зарубежного оборудования.
г а
ишва it, чф°'рi ин лииномичесКОГО
'•оии- го/ и м . I
Индустриализация осуществлялась в условиях высокого протекционизма, с помощью прямого административного контроля над импортом и других средств государственного регулирования внешнеторгового обмена и экономики в целом. Для преодоления кризиса латиноамериканские правительства проводили жесткую валютно-денежную политику. Они осуществляли контроль над валютным курсом, использовали множество валютно-обменных курсов, регулировали обмен валюты, проводили девальвации для поощрения экспорта и снижения дефицитов торгового и платежного балансов, осуществляли чрезмерную денежную эмиссию, что вызывало рост инфляции и снижение жизненного уровня населения.
Во время Второй мировой войны индустриализация, ориентированная на внутренний рынок за неимением внешнего рынка сбыта и поставок товаров из-за рубежа, получила дальнейшее развитие. Страны Латинской Америки, равно как и других периферийных регионов, были отрезаны от поставщиков промышленного оборудования и потребительских товаров. Они были вынуждены осуществлять курс на ускоренное развитие собственного производства, обеспечивать себя и предметами первой необходимости, и инвестиционными товарами.
Следующий этап импортозамещения в Латинской Америке и качало этого процесса в освободившихся от колониальной зависимости странах Азии и Африки пришлись на первые послевоенные 10-15 лет. Он был обусловлен мирохозяйственными условиями и политикой освободившихся стран. Развитие замены импорта промышленных товаров стимулировалось ростом экспортных доходов на основе высокого мирового спроса на сырье и продовольствие. Напротив, расширению и диверсификации экспорториентированного промышленного производства препятствовала протекционистская политика развитых стран.