Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

6.  Теории партнерства направлены на достижение гармонии интересов на ос­нове выполнения взаимных обязательств иностранных компаний и прини­мающих стран; на поиск оптимального соотношения иностранных и местных инвестиций и рационального сочетания различных форм притока иностран­ного капитала.

7.  Теория японского экономиста К. Кодзимы развития международного разде­ления труда на основе поощрения прямых инвестиций основана на исполь­зовании сравнительных преимуществ при выборе отрасли инвестирования в принимающей стране. В этом случае усиливается экономическая взаимо­дополняемость стран-партнеров и расширяется взаимный товарооборот.

8.  Концепции перестройки международного разделения труда вызваны озабо­ченностью увеличивающегося разрыва между развитыми и развивающими­ся странами и направлены на ускоренное развитие догоняющих стран и рас­ширение их промышленного экспорта. .

9.  С 1960-х гг. Организация Объединенных Наций разрабатывает международ­ную стратегию развития на очередное десятилетие для развивающихся стран и рекомендует меры по их реализации. В 1974 г. была принята программа нового международного экономического порядка, содержащая требования развиваю­щихся стран по улучшению их положения в международном разделении труда,

 

10. Международное финансирование развивающихся и переходных стран пред­ставляет собой совокупность финансовых ресурсов, поступающих от офи­циальных (двусторонних и многосторонних) и частных кредиторов, инве­сторов и доноров в разнообразных формах и на разных условиях.

11. Официальное финансирование включает финансирование развития и фи­нансирование внешней торговли посредством предоставления экспортных кредитов с государственной страховкой и гарантией.



i; >--КУГдЩ,Т1^р   щ,

innanunui/oonFiyj"



12. Часть официального финансирования поступает в кредитной неконцес­сионной форме, другая часть - в концессионной (льготной форме), в том числе и в виде грантов и списаний внешних долгов странам-реципиентам. Б общем потоке официального финансирования доля неэаемных средств су­щественно превышает кредитные поступления.

13. В структуре официального финансирования развития преобладает офи­циальная помощь развитию, которая предоставляется иностранными госу­дарствами и многосторонними организациями.

14. До конца 1980-х гг. приток официального финансирования преобладал над притоком частного капитала в развивающиеся страны. С начала 1990-х гг. в развивающиеся и е переходные страны пошел возрастающий поток част­ного капитала с преобладанием портфельных инвестиций.

Термины и понятия

Самоподдерживающийся рост; торгово-направленные инвестиции; международ-пая стратегия развития ООН; официальное финансирование; официальное фи­нансирование развития; официальная помощь развитию; концессионное креди­тование; государственные экспортные кредиты.

Вопросы и задания для самопроверки

1.  Что такое «помощь? в понимании западных теоретиков и каково ее назначение?

2.  На каком этапе развития отпадает потребность в получении помощи, согласно теории Роузеистейна-Родана?

3.  Какие нужны исходные данные, чтобы рассчитать потребность страны во внеш­нем финансировании по модели Роузенстейна-Родана?

4.  Назовите (лимитирующие) факторы, тормозящие экономический рост в мо­дели Ченери-Страута.

5.  Какова конечная цель трехфазового развития слаборазвитой экономики по теории Ченери-Страута?

6.  Сформулируйте концепцию урегулирования внешней задолженности Б. Авра-мовича. При каких условиях внешний долг будет снижаться?

7.  По какой формуле определяется критическая норма процента, при которой темпы роста задолженности не превышают темпов роста ВВП?

8.  На каких основах должно строиться взаимодействие иностранного и мест­ного капитала для достижения гармонии интересов?

9.  В каком случае, по теории К. Кодзи.мы, прямые иностранные инвестиции способствуют расширению международной торговли?

10. Каковы основные направления перестройки международного разделения

труда в западных концепциях 1960-1970-х гг.? П. Какова оптимальная модель развития, по мнению Б. Баласса? 12. Назовите основные направления и показатели международной стратегии

развития (МСР) ООН.


13. Каковы рекомендации МСР ООН в области финаисирования развива­ющихся стран?

14. Какие методы изменений международного разделения труда предлагаются в программе НМЭП?

15. Какие виды внешнего финансирования образуют систему официального финансирования развивающихся стран?

16. Что такое «официальная помощь развитию»?

17. Какие экспортные кредиты включаются в систему официального финанси­рования развивающихся и переходных стран?

18. Какие организации участвуют в многостороннем финансировании развития?

Литература

1.  Бодрова Я. А. Эволюция теорий вывоза капитала // Внешнеэкономический бюллетень, 2001. - № 11.

2.  Голосов В. В. Теории вывоза капитала. - М.: Мысль, 1977.

3.  Доклад о мировом развитии 2000-2001. Наступление на бедность. - М.: Весь мир, Всемирный банк, 2001.

4.  Леонов Р. Роль государственных экспортных агентств в финансировании развивающихся стран//МЭ и МО, 2001. - № 1.

5.  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1962.

6.  Федякина Л. Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегу­лирования. - М.: Дело и Сервис, 1998.

7.  IMF. International Capital Markets, Developments, Prospects, and Key Policy Issues. - Wash.

8.  IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 1998, 2001.

9.  IMF. World Economic Outlook. - Wash.



Глава 12. Стратегии экономического развития 111350-1970 гг.)


333



 



Глава 12

Стратегии экономического развития (1950-1970 гг.)

Проблема хронических трудностей многих развивающихся стран в обслуживании обязательств по внешним долгам имеет в своей основе долговременные факторы фундаментального характера. Неплатежеспособность по внешним обязатель­ствам обычно возникает и обостряется в тех странах, где стратегия экономиче­ского развития не соответствует мирохозяйственным условиям. Неадекватная модель развития, как правило, отличается импортозамещающим характером про­мышленности и традиционным сырьевым экспортом, не покрывающим растущие импортные расходы. Она характеризуется хроническим дефицитом текущего пла­тежного баланса и государственного бюджета, ее функционирование поддержи­вается привлечением внешних ресурсов с преобладанием заемных.

Дефицитная экономика развивающихся стран складывалась постепенно в ходе их независимого развития. Менялись факторы, стимулировавшие внешние заим­ствования, расширялись их источники и масштабы, изменялись условия зарубеж­ного кредитования, но растущие за счет новых заимствований и процентных начислений долговые платежи все более тормозили социально-экономическое развитие большинства стран развивающегося мира. Преодолеть эту негативную тенденцию удалось немногим странам азиатского региона.

На определенном этапе дефицитная экономика может оказаться в долговой петле, если внешние обязательства покрываются преимущественно новыми внеш-' ними заимствованиями, а темпы роста внешнего долга опережают темпы роста экспорта и ВВП. В долговой экономике неизбежны нарушения графика плате­жей, накопление просроченных долгов, что рано или поздно приводит к односто­роннему отказу страны-должника выполнять свои долговые обязательства перед внешними кредиторами, т. е. к кризису.

12.1. Импортозамещающая индустриализация догоняющего типа

12.1.1. Генезис стратегии развития промышленности

В эпоху колониализма политически зависимые страны не имели внешней задол­женности, напротив, они субсидировали метрополии. Колониальная админист­рация тщательно следила за тем, чтобы торговые балансы этих стран были актив­ными и полностью покрывали все расходы. Из внешнеторговых доходов колоний и других политически зависимых стран выплачивались прибыль и дивиденды по иностранным инвестициям, платежи за страхование, фрахт и другие услуги; по­крывались расходы на содержание армии и колониальной администрации.

Значительные денежные средства переводились непосредственно из бюджета колоний в метрополии. Подсчеты за период между двумя мировыми войнами


показывают, что i/i всех средств, включая жалованье колониальных чиновников и другие изъятия, переводимые из Индии в метрополию, составляли отчисления из индийского бюджета. Страны стерлинговой зоны хранили свои резервы в Лон­доне, зоны франка — в Париже; метрополии активно использовали, не принадле­жавшие им ресурсы. Во время Второй мировой войны Великобритания заморози­ла стерлинговые авуары, в том числе и принадлежавшие колониям и доминионам, и начала их возвращать под давлением США только в 1950-х гг.

Внешняя задолженность освободившихся стран начала накапливаться с первых лет их политической независимости в ходе реализации национальных программ развития. Накопление долгов было связано с хроническим дефицитом торговых и текущих платежных балансов в результате снижения темпов расширения экспорта и экспортных доходов; увеличения импорта, в том числе продовольствия, сырья, топлива, а также инвестиционных товаров; ухудшения соотношения между экспор­тными и импортными ценами, т. е. «условий торговли» (terms of trade).

Проблемы, с которыми столкнулись афро-азиатские освободившиеся страны в 1950-1960-е гг., были хорошо известны по опыту латиноамериканских и других периферийных суверенных государств, ранее вступивших на путь импортозаме­щающей индустриализации в связи с изменениями в международном разделении труда. По мнению известного экономиста Р. Пребиша, с начала промышленной революции в Англии в условиях свободной конкуренции между промышленно развитыми и периферийными государствами и вплоть до Великой депрессии 1929-1933 гг. сложилось разделение труда, основанное на сравнительных пре­имуществах стран-участниц. Индустриальные страны экспортировали готовые то­вары, периферийные страны — сырье и продовольствие. Темпы годового прироста производства и экспорта промышленных товаров и сырья почти совпадали, что придавало взаимному товарообмену определенную устойчивость и равномерность.

Первая мировая война, а затем кризис 1929-1933 гг. разрушили старый эконо­мический порядок и нанесли огромный ущерб периферийным странам, посколь­ку основные потребители их продукции — индустриальные центры резко сокра­тили производство и импорт, перешли к политике жесткого протекционизма. Образовался дисбаланс между центром и периферией мирового хозяйства; эко­номический разрыв между двумя группами стран увеличивался. Б Латинской Америке кризис достиг катастрофических размеров, поскольку она была наибо­лее интегрирована в мирохозяйственную систему.

Весь современный для того периода сектор латиноамериканской экономики был связан с внешней торговлей и иностранным капиталом. Внешний долг и пла­тежи по его обслуживанию возрастали и оказывали негативное воздействие на экономику стран региона. Способность к импорту латиноамериканского региона снизилась в 1930-1934 гг. на треть, в 1935-1939 гг. - еще на 13 %. Однако застой в международной торговле породил мощные стимулы к импортозамещению, ко­торый стал способом возмещения упавших доходов от сырьевого экспорта и со­кратившегося промышленного импорта. Государство в латиноамериканских странах всячески поддерживало местное производство и поощряло замещение импорта. Оно осуществляло закупки или субсидирование избыточной продукции; выде­ляло квоты инвалюты местным предпринимателям на приобретение зарубежно­го оборудования.



г а


ишва it, чф°'рi ин лииномичесКОГО


'•оии- го/ и м . I



 



Индустриализация осуществлялась в условиях высокого протекционизма, с помощью прямого административного контроля над импортом и других средств государственного регулирования внешнеторгового обмена и экономики в целом. Для преодоления кризиса латиноамериканские правительства проводили жест­кую валютно-денежную политику. Они осуществляли контроль над валютным курсом, использовали множество валютно-обменных курсов, регулировали обмен валюты, проводили девальвации для поощрения экспорта и снижения дефици­тов торгового и платежного балансов, осуществляли чрезмерную денежную эмис­сию, что вызывало рост инфляции и снижение жизненного уровня населения.

Во время Второй мировой войны индустриализация, ориентированная на внут­ренний рынок за неимением внешнего рынка сбыта и поставок товаров из-за ру­бежа, получила дальнейшее развитие. Страны Латинской Америки, равно как и других периферийных регионов, были отрезаны от поставщиков промышленного оборудования и потребительских товаров. Они были вынуждены осуществлять курс на ускоренное развитие собственного производства, обеспечивать себя и пред­метами первой необходимости, и инвестиционными товарами.

Следующий этап импортозамещения в Латинской Америке и качало этого про­цесса в освободившихся от колониальной зависимости странах Азии и Африки пришлись на первые послевоенные 10-15 лет. Он был обусловлен мирохозяй­ственными условиями и политикой освободившихся стран. Развитие замены им­порта промышленных товаров стимулировалось ростом экспортных доходов на основе высокого мирового спроса на сырье и продовольствие. Напротив, расши­рению и диверсификации экспорториентированного промышленного производ­ства препятствовала протекционистская политика развитых стран.

Информация о работе Долговой кризис