Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Наиболее известна модель трехстадийного развития американского экономиста Б. Абрамовича. Согласно его теории, каждая страна-заемщик проходит три стадии развития задолженности. На первой стадии низкий уровень сбережений вынуждает страну заимствовать за границей средства не только для инвестирования развития, но и для погашения ранее полученных кредитов. В таких условиях внешняя задолженность растет быстрее ВНП. На второй стадии сбережения покрывают инвестиции, и новые заимствования предназначены для обслуживания внешних долговых обязательств. Темпы роста внешнего долга снижаются и становятся ниже темпов роста ВНП. На третьей стадии сбережения полностью обеспечивают финансирование инвестиций и обслуживание внешней задолженности, внешний долг снижается.
Американский экономист Дж. Хайс рассматривает проблему урегулирования внешней задолженности с точки зрения критической нормы процента. Критической считается наивысшая норма процента, при которой страна-заемщик может осуществлять платежи по внешнему долгу, не допуская превышения темпов роста задолженности над темпами роста ВНП. Модель основана на концепции Р. Харрода о взаимосвязи темпа роста инвестиций и сбережений:
7_ i^-SQ (S0-kxr)'
(S0-kxr)
Критический процент / в модели Хайса определяется отношением произведения темпа роста ВНП г на разность первоначальной S' и предельной склонности к сбережениям 5t к разности первоначальной склонности к сбережениям и предельного коэффициента на темп роста ВНП. Модель Хайса предполагает, что кредиторы будут снижать уровень процентной ставки по кредитам развивающимся странам в соответствии с потребностями их развития.
Многие западные экономисты обратили внимание на неэффективность иностранной помощи. По мнению американского экономиста Д. Дэйси, правительства развивающихся стран используют средства помощи в качестве замены государственных сбережений, которые благодаря этому употребляются не в целях расширения инвестиционных программ, а для увеличения потребительских правительственных программ, не имеющих отношения к экономическому развитию страны.
Теоретические основы и институциональная система оказания помощи странам с хроническим дефицитом по текущим расчетам, а позднее и должникам, ока-
JUD газдел ill развивающиеся страны: внешнее финанс при ванна дилги кризисы
завшимся не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства, были разработаны странами-кредиторами, МВФ и другими международными организациями.; Предоставление займов МВФ и Всемирного банка, а также пересмотр и списание' (прощение) части внешнего долга в соответствии с уставом МВФ и сложившейся практикой предусматривают неукоснительное выполнение страной-реципиентом принятых на себя обязательств по выполнению мероприятий, направленных на преодоление неплатежеспособности.
11.1.3. Теории партнерства
В связи с кризисом помощи развитию западные экономисты разработали концепции и модели притока иностранного частного капитала в развивающиеся страны. В этом контексте интерес представляют различные теории партнерства. Идея партнерства нашла свое воплощение в создании смешанных компаний как формы иностранного инвестирования с участием местного капитала. Многие западные экономисты полагают, что смешанная компания обеспечивает согласие между иностранным частным капиталом, правительством и местными предпринимателями при определенных условиях. По их мнению, смешанная компания обеспечивает реализацию целей национального инвестора; ее деятельность согласовывается с планом национального развития; происходит приток иностранного капитала; осуществляется подготовка местных кадров; развивается производственная и социальная инфраструктура; формируется импортозамещающее производство.
Иностранный инвестор, как считают те же исследователи, вкладывая средства в смешанные предприятия, стремится получить большую прибыль, чем он может иметь в развитой экономике, за счет более низких издержек производства и льгот по налогам. Кроме этого, иностранному инвестору нужен свободный вывоз доходов на капитал, а также страхование от передачи лицензий на новую технологию конкурирующим предприятиям.
77. Роузенстейн-Родан в ряде своих работ утверждал, что международные инвестиции могут стать областью общих интересов страны-кредитора и страны-дебитора, если удастся изменить структуру инвестиций и придать им форму, соответствующую современной экономике. Суть этих изменений автор видел в достижении оптимального соотношения объема иностранных и национальных инвестиций и наиболее рационального сочетания различных форм притока иностранного капитала; международной помощи, частных прямых и портфельных инвестиций. По его мнению, помощь должна составлять 2/3 всего притока иностранных средств.
Прямые инвестиции следует осуществлять преимущественно в отрасли тяжелой промышленности, а также в наиболее современные отрасли, где требуются специальные знания и большой опыт управления. В остальные сферы экономики желателен приток портфельных инвестиций. Гармония интересов иностранных и местных инвесторов обеспечивается при достижении между ними оптимального соотношения инвестиций и раздела прибылей.
По утверждению американского экономиста77. Элсуорта, приток иностранного капитала оказывает косвенное, а не прямое воздействие на развивающуюся экономику. Он способствует увеличению занятости и использования ресурсов
Г_л а ва П. международное финансирование развития зи/
при сохранении их предельной производительности на прежнем низком уровне; при этом национальная экономика в целом выигрывает. Американский экономист Дж. Ф- Максуэлл полагал, что партнерство должно быть основано на взаимных уступках иностранных корпораций и принимающих государств, которые должны взять на себя определенные взаимные обязательства.
По его мнению, иностранная корпорация, вкладывая свой капитал в слаборазвитую экономику, берет на себя определенные обязательства. Она должна разумно реинвестировать прибыли и диверсифицировать свою деятельность через местные проекты развития. Ей надлежит координировать свои интересы с интересами местных потребителей и предпринимателей; способствовать улучшению платежного баланса страны; допускать местных инвесторов и представителей правительства к участию в делах компании на правах акционеров без права контроля.
В свою очередь, национальное государство гарантирует иностранной корпорации контроль над компанией независимо от доли в акционерном капитале; репатриацию доходов независимо от состояния текущего платежного баланса; свободный перевод акций зарубежным инвесторам; ликвидацию собственности; получение полной компенсации в случае экспроприации или национализации их собственности. В случае если правительство принимающей страны сочтет норму прибыли иностранной корпорации чрезмерной, то способом сокращения этой прибыли должно стать привлечение дополнительных инвестиций из отечественных и иностранных источников.
11.1.4. Японская модель то pro во-на правленных прямых иностранных инвестиций
Среди работ, посвященных теоретическому анализу прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны, наибольший интерес представляет модель японского экономиста Кодзимы Киёси. Автор утверждает, что при определенных условиях прямые инвестиции в развивающиеся страны следует рассматривать как помощь развитию. Он разделил все прямые инвестиции на торгово-направ-ленные и антиторгово-направленные.
К группе торгово-направленных инвестиций были отнесены прямые иностранные инвестиции в добывающие и трудоемкие отрасли, где развивающиеся страны обладают сравнительными преимуществами. Во вторую группу автор включил прямые инвестиции, не учитывающие сравнительные преимущества стран-партнеров и препятствующие развитию внешней торговли. Японские компании, по мнению автора, осуществляют в основном торгово-направлен-ные инвестиции, американские компании — антиторгово-направленные инвестиции.
По теории японского экономиста, прямые иностранные инвестиции являются торгово-направленными, если они способствуют углублению участия в международном разделении труда и развитию взаимной торговли стран-экспортеров и импортеров прямых иностранных инвестиций. Это происходит в том случае, если экспорт прямых инвестиций осуществляют компании отраслей, не имеющих сравнительных преимуществ в национальной экономике. Их производство основано на не избыточном (дешевом) факторе, а наоборот, на редком и дорогом фак-
™° аздел ill- газвивающився станы: внешнее финансирование, долги, кризисы
торе. Такая компания осуществляет прямые инвестиции в те отрасли, где принимающая страна обладает сравнительными преимуществами.
Страна А Страна В
Товар X 100 150
Товар Y 100 300
В приведенном примере развивающаяся страна В производит оба товара с большими издержками, чем развитая страна А. При этом максимальный разрыв имеет место в производстве капиталоемкого товара Y, что обусловлено более низкой технологией и плохим менеджментом. Страна В имеет сравнительное преимущество в производстве традиционного трудоемкого товара; страна А имеет сравнительное преимущество в производстве капиталоемкого товара.
Экспорт прямых инвестиций рассматривается как передача из развитой страны А в развивающуюся страну В капитала, технологии и менеджмента. Если прямые инвестиции будут осуществлены в выпуск товаров X и У, то это приведет в развивающейся стране В к снижению издержек производства обоих товаров. В условном примере издержки снизятся на 40 % и составят 90 по производству товара X и 180 — товара Y.
Таким образом, выпуск товара X в развивающейся стране стал конкурентоспособным на мировом рынке, производство товара Y осталось неконкурентоспособным с низкой нормой прибыли. Изготовление товара X в стране А дает компании 10 % прибыли, в стране В— 12 %, производство товара У дает 10 % в развитой стране и 5 % — в развивающейся. Развитой стране А выгодно увеличивать внутренние инвестиции в производство капиталоемкого товара У и сокращать инвестиции в изготовление трудоемкого товара X; в развивающейся стране надо вкладывать прямые инвестиции в производство товара X, дающего 12 % прибыли.
В результате развивающаяся страна В сосредоточится на выпуске товара X и сократит или вовсе откажется от производства товара Y. Эффективность международного разделения труда возрастет, взаимная торговля двух стран увели-чится, внешнеторговые позиции обеих стран улучшатся. Прямые инвестиции в традиционные отрасли развивающихся стран, по мнению К. Кодзимы, будут способствовать расширению их товарного экспорта в страны — экспортеры капитала, что следует рассматривать в качестве помощи развитию.
Антиторгово-направленные инвестиции осуществляются теми компаниями развитой страны, которые уже функционируют в отраслях, обладающих сравнительными преимуществами, т. е. производство основано на использовании наиболее обильных и дешевых для данной страны факторов. Экспорт капитала, технологии и менеджмента направляется в виде прямых инвестиций в отрасли других стран, не имеющих сравнительных преимуществ. В этом случае прямые иностранные инвестиции будут препятствовать улучшению отраслевой структуры и реорганизации международной торговли. Это подтверждается следующим примером.
Страна А Страна В
Отрасль X 5 12
Отрасль ¥ 10 15
В приведенном примере в традиционной отрасли развитой страны А условная норма прибыли 5 %, в высокотехнологичной отрасли промышленности — 10 %. При экспорте капитала в страну В в отрасли X и Убудут развиваться обе отрасли. Норма прибыли в стране В в отрасли X составит 12 %, в отрасли У 15 %. Такое соотношение норм прибыли означает, что экономика развитой страны А начнет терять свои преимущества сначала в традиционной отрасли X, а затем и в высокотехнологичной отрасли У.
Потеря преимуществ в трудоемкой отрасли X будет сопровождаться значительным сокращением занятости. Чтобы не допустить такого положения, потребуется введение протекционизма в стране. А против более конкурентоспособных аналогичных товаров из страны В, а также установление жесткого контроля компаний — экспортеров капитала над производством страны В. Все это мешает проведению необходимых структурных улучшений в экономике обеих стран и ухудшает международную торговлю.
К. Кодзима утверждает, что для развитой страны, где заработная плата растет и постоянно создаются новые, более капиталоемкие продукты, более прибыльно и рационально освободиться от собственных трудоемких отраслей и передать их производство в страны с низкой заработной платой. Модель японского экономиста отражает стратегию ТНК, прежде всего японских, которые создают в развивающихся странах свои предприятия по добыче сырья, изготовлению полуфабрикатов и других трудоемких, матер иалоемких, энергоемких, экологически грязных производств,
К. Кодзима считает, что политика развитых стран, будучи направленной на восполнение экономики стран Юга, должна осуществляться по двум направлениям: (1) оказание помощи развитию, преимущественно по правительственным каналам, и (2) либерализация импорта товаров из развивающихся стран. По его мнению, именно Япония оказывает эффективную помощь развитию в строгой последовательности.
На первом этапе помощь осуществляется в форме прямых инвестиций в первичные отрасли; затем инвестиции направляются в производственную инфраструктуру. На следующем этапе предоставляются кредиты, затем — технологии, соответствующие уровню развития, и, наконец, осуществляется передача опыта управления. Убедившись, что национальные предприятия набрали силу и способны конкурировать на мировом рынке, японские предприниматели меняют сферу приложения капитала.
11.2, Глобальные концепции развития
11.2,1. Концепции перестройки международного разделения труда
С начала 1960-х гг. сохранившееся колониальное разделение труда перестало соответствовать задачам ускоренного роста развивающихся стран и утратило свое экономическое значение для развитых государств. В условиях транспортной революции появилась возможность более эффективно использовать избыточные факторы производства и сравнительные преимущества развивающихся стран, а именно дешевую рабочую силу и сырье, включая энергоносители. Предполагалось добиться повышения нормы прибыли за счет переброски предприятий