Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности                     419

ной и рыбоперерабатывающей индустрии, которые не требовали больших капи­таловложений.

В 1980-е гг. политика в отношении обменного курса вновь вернулась к миниде-вальвациям. Правительство стало вмешиваться в дела коммерческих банков и взяло под контроль финансовое состояние большинства из них, предотвратив тем самым банкротства. Дефицит бюджета поддерживался на низком уровне, осуще­ствлялся жесткий контроль над инфляцией (11 % в конце 1988 г.), НДС был сни­жен до 16 %. При этом в 1985-1989 гг. Чили ежегодно выплачивала по долговым обязательствам до 1 млрд долл. в основном за счет сокращения импорта.

Современный этап чилийских реформ (с 1990 г.) опирается на достигнутые за предшествующий период результаты. Его важнейшим направлением является сти­мулирование экспорта, в том числе за счет формирования интегрированных произ­водственных комплексов для глубокой переработки имеющегося собственного сырья. Экспорт увеличился с 1994 по 1997 г. в 1,5 раза, импорт - в 1,6 раз, торговый дефицит за 1996-1997 гг. составил 2,0 млрд долл. В Чили была создана эффектив­ная система государственной и частной поддержки экспортеров, в том числе и мел­ких производителей нетрадиционных товаров. С 1991 г. действует Управление по поощрению экспорта, которое предоставляет информационные и консультацион­ные услуги по рекламе, маркетингу, участию в международных выставках и т. п.

Правительству Чили удалось добиться быстрого притока иностранного капи­тала. Важную роль при этом сыграло не столько благоприятное законодательство, сколько стабильность экономики и устойчивые темпы ее роста. Иностранный ка­питал был привлечен и частичной приватизацией горнорудной промышленности, и денационализацией других отраслей, Норма инвестиций увеличилась до 27-28 % в 1994-1995 г., национальные сбережения превысили инвестиции на 1,1 % ВВП в 1995 г. Деньги мелких вкладчиков собирают частные пенсионные фонды под контролем и при поддержке государства.

Бразилия входит в немногочисленную группу развивающихся стран — экспор­теров промышленной продукции. Среднегодовые темпы роста ВВП в 1951-1980 гг. составили 7,2 %, в 1991-2001 гг. - 2,5 %. Бразилия начала активно привлекать внешние ресурсы в 1970-е гг. в условиях нефтяного кризиса, а затем во время дол-

|

гового кризиса. Ее внешний долг рос быстрыми темпами, в 1974 г. он составил 13 млрд долл., в середине 1980-х гг. он держался на уровне 100 млрд долл. В 1990-е гг. внешний долг увеличивался не только абсолютно, но и относительно: в 1994 г. он равнялся 18,2 % ВВП, в 1999 г. - 44,6 % ВВП.

С 1986 г. в условиях демократического правления после двадцатилетия воен­ных режимов в Бразилии было принято более десятка стабилизационных про­грамм, но макроэкономические показатели не стали лучше, а социальные показа­тели значительно ухудшились. Согласно программе приватизации, принятой в 1990 г., частным инвесторам разрешалось приобретать за наличные 30 % акций госпредприятий. Остальные 70 % акционерного капитала покрывались долговы­ми требованиями иностранных государств, облигациями или банковскими обя­зательствами, т. е. за счет внешних долгов с высокой скидкой. В результате гос­предприятия шли с молотка по бросовым ценам.

Приватизация возобновилась в 1994 г. и проводилась в два этапа. На первом этапе продавались преимущественно убыточные предприятия, на втором — нача-



420


Раздел III. Развивающиеся страны: внешноефинансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


421



 



лась массовая приватизация. В частные руки передавались крупные металлурги­ческие, нефтехимические, авиастроительные, горнорудные предприятия, желез­ные дороги. В программу разгосударствления были включены банки, открытые как для местных, так и для иностранных вкладчиков капитала. Усилились слия­ние и скупка одних банков другими, образовались мощные финансовые структуры. Правительство разработало Программу стимулирования и реструктурирования национальной финансовой системы.

В конце 1990-х гг. началась передача частному сектору объектов инфраструк­туры и сферы коммунальных услуг. В 1997-1998 гг. состоялись первые аукционы по передаче прав на управление сотовой телефонной связью, была разработана и схема приватизации проводной телефонной связи. Разрабатывается модель раз­государствления предприятий коммунальных услуг, ранее почти целиком вхо­дивших в госсектор. Участие иностранного капитала в бразильской программе приватизации нарастало. Его доля" в 1995 г. составила 4,2 %, в 1996 г. — 20 %, в 1997 г. -36%.

В 1998 г. была приватизирована телефонная компания «Телебраз*-, принесшая 19 млрд долл. в бюджет, приватизация двух государственных банков дала доход 1,2 млрд долл., иностранные инвесторы купили «Банко реал» и др. Вместе с тем вслед за продажей контрольного пакета акций часть акций предлагается служа­щим приватизируемых компаний, а также продается всем заинтересованным ли­цам. Акции государственных компаний, находящихся в процессе приватизации, составляли свыше 60 % ежедневного оборота биржи Сан-Пауло, дающей 85 % оборота бразильского рынка корпоративных ценных бумаг.

Бразильская программа приватизации считается самой масштабной в мире. За 1991-2000 гг. было приватизировано 107 предприятий, в том числе 26 пред­приятий штатов, на общую сумму 91,7 млрд долл., из которых 18,0 млрд долл. со­ставили конверсии долгов. По сумме, полученной от приватизации, отраслевая структура была следующей: телекоммуникации -32 %, черная металлургия - 9 %, добывающие отрасли — 7,5 %, электроэнергетика — 6 %, железные дороги — 4 %.

Важную роль в стабилизации и реформировании бразильской экономики сыг­рал крупный экономист Ф. Э. Кардозу, который сначала был министром финан­сов (1992-1994 гг.), а с 1994 г. стал президентом страны. Приняв руководство финансами, Ф. Кардозу начал борьбу с бюджетным дефицитом и инфляцией, ме­ханизм которой был запущен в 1960-х гг. Уровень инфляции достиг в среднего­довом исчислении в 1983-1992 гг. 476 %, в 1993-1994 гг. - свыше 2000 %. Анти­инфляционные меры были заложены в план Реал, одобренный парламентом в 1994 г. Поддержка населения, профессиональная быстрота реализации плана при соблюдении последовательности этапов, наличие крупных валютных резер­вов позволили снизить темпы инфляции в 1996 г. до 15,8 %, в 1997 г. - 6,9 %, в 1998 г. -3,2%.

Это восстановило доверие местных и зарубежных предпринимателей и инвес­торов к бразильскому рынку. Приток капиталов в Бразилию в 1995 г. составил 28 млрд долл.; рост валютных резервов позволил поддерживать курс реала. Либера­лизация внешней торговли содействовала росту экспорта в 1994-1997 гг., увели­чению дефицитов торгового и текущего платежного балансов. Разгосударствление заняло важное место в реформировании бразильской экономики. Государствен-


ные предприятия были созданы еще в 1950-1960-х гг.; государство владело и со­временными отраслями промышленности, и инфраструктурой.

Программа президента Ф. Кардозу содержала пять основных направлений: аграрная реформа, жилищное строительство, социальная защита, образование, здравоохранение. В рамках аграрной реформы были осуществлены изъятие земель у латифундистов за нарушение трудового законодательства, выкуп пустующих участков латифундистов и передача их в пользование нуждающимся гражданам. В 1995 г. на землях, превышающих 1 млн га, были расселены тысячи семей; в 1996 г. по программе Института аграрной реформы 60 тыс. безземельных семей должны были получить собственные наделы.

Б области образования была поставлена задача вдвое сократить число негра­мотных к 1998 г., ввести унификацию учебного процесса, бесплатное распределе­ние учебников и другие мероприятия. Новая система финансирования высшего образования предполагает распределение бюджетных ассигнований в соответ­ствии с вкладом вуза в подготовку кадров. Речь идет о выделении средств на ком­пьютеризацию, повышение зарплаты преподавателям школ и вузов.

Бразилия находится в начальном периоде структурных преобразований, кото­рые по существу начались с приходом Ф. Кардозу, поскольку все предыдущие попытки реформирования не дали результатов. Залогом успеха можно считать социальный консенсус, диалог с США, Японией и другими странами с развитой экономикой, взаимодействие с международными финансовыми организациями. Однако темпы экономического роста Бразилии во второй половине 1990-х гг. были существенно ниже средних показателей по региону.

Из азиатских стран только Филиппины были включены в группу крупных долж­ников по плану Бейкера. Урегулирование филиппинского долга сопровождается реформированием экономики, ее структуры и системы. Филиппинский долговой кризис, разразившийся в 1983 г., уходит своими корнями в 1970-е гг., когда на Филиппинах началась стратегия «нового общества* социалистического типа. Реа­лизация трансформации филиппинского общества осуществлялась на основе по­вышения роли государства, включая его прямое участие в хозяйственной деятель­ности и кредитовании частного сектора.

В условиях нехватки собственных ресурсов для выполнения амбициозных про­грамм государство активно использовало печатный станок и внешние займы, что вызвало увеличение дефицита госбюджета и текущего платежного баланса. В пе­риод реализации стратегии «нового общества* произошли некоторые позитивные сдвиги в структуре экспорта за счет увеличения вывоза промышленных товаров. Но филиппинская модель по меркам других стран Восточной Азии была слабо интегрирована в мировое хозяйство, имела низкую экспортную квоту и завышен­ный валютный курс.

Б октябре 1983 г. Филиппины прекратили выплаты основной части внешнего долга и объявили мораторий. Внешний долг составил 24,3 млрд долл. В ноябре -1984 г. МВФ одобрил стабилизационную программу, которая открыла путь к уре­гулированию внешней задолженности на многосторонней основе в рамках Па­рижского и Лондонского клубов. В результате достигнутых соглашений сроки погашения большей части основной суммы долга были значительно отодвинуты, краткосрочные кредиты были конвертированы в долгосрочные обязательств;!.



Информация о работе Долговой кризис