Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
В Кении была принята концепция экономического развития страны до 2000 г., предусматривающая децентрализацию и денационализацию производства, расширение частного сектора, облегчение доступа иностранных компаний к заемным средствам на внутреннем рынке, ослабление контроля над ценами на товары не первой необходимости. Существенно поднялась роль частного сектора в Саудовской Аравии, где в соответствии с планом экономического развития и правительственной программой осуществлялась приватизация государственных предприятий, было облегчено кредитование средних и мелких местных предпринимателей.
В 1980-е гг. значительно расширилось создание экспорториентированных промышленных зон с особо льготным режимом для иностранного капитала, их количество многократно увеличилось. В наиболее развитых странах «третьего мира» шла острая борьба между иностранным и местным капиталом за капитализацию долгов. Национальные компании Бразилии, Мексики, Чили, Филиппин и другие скупали государственные и частные долги своих стран, обращая их в прямые инвестиции. Только в Бразилии были осуществлены подобные операции на сумму 6,5 млрддолл. в 1988 г. Операции по капитализации долга привели к повышению доли прямых иностранных инвестиций в ВВП развивающихся стран, усилились позиции и национального капитала.
Проводимые под давлением МВФ жесткие мероприятия по сокращению импорта, стимулированию экспорта путем ограничения внутреннего спроса и поднятия цен дали определенные результаты в ряде стран: сократился дефицит торгового баланса и даже образовалось активное сальдо при общем снижении товарооборота. Однако существенного оживления деловой активности и экономического роста в большинстве стран-должников не произошло, жизненный уровень населения продолжал снижаться.
13.3.3. Антикризисные концепции и программы стран-должников
В 1980-е гг. внешняя задолженность находилась в эпицентре общественной жизни развивающихся стран. В правительственных, научных, профсоюзных и других кругах, в региональных, международных объединениях и группировках стран развивающегося мира вырабатывалась совместная позиция в отношении планов и практики урегулирования внешнего долга. Шел поиск возможных путей решения проблемы, ослабления экономической уязвимости и угрозы экономического и политического диктата Запада. Оппозиционные круги во всех странах, попавших в кризис, выступили против навязанных МВФ мероприятий, ведущих к повышению цен на продукты питания и услуги, к росту безработицы, обострению социальных противоречий. Во многих странах прокатились волны протеста против давления МВФ. «Хлебные бунты» были отмечены в Тунисе и Марокко, широкие народные демонстрации, поддержанные профсоюзами, прошли в других странах Африки и Латинской Америки.
Пришедшие к власти на волне народного протеста в 1980-х гг. либеральные правительства в ряде стран Латинской Америки пытались противостоять МВФ и разработать национальную стратегию выхода из кризиса. Они устанавливали лимиты выплат по обслуживанию долга, вводили мораторий на выплату долгов, ограничения на их капитализацию и др. Их поддержали некоторые африканские страны, в том числе Нигерия, Замбия. В целях урегулирования задолженности
и снижения инфляции в июне 1985 г. правительство Аргентины разработало план, основанный на создании новой денежной единицы (аустраль) с фиксированным курсом по отношению к доллару, на строгом ограничении бюджетных расходов, замораживании цен и заработной платы. «План аустраль» был взят за основу правительством Перу при разработке новой экономической политики.
Цели «плана аустраль» состояли в переходе от стабилизации к экономическому росту, в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, в расширении внешних рынков. В плане предусматривались также увеличение кредитования частного сектора, поощрение экспорта, сокращение дефицита государственного бюджета до 2,9 % ВВП, снижение темпов инфляции до 26 %. Была намечена передача частному сектору ряда государственных предприятий, в том числе крупнейшего в стране металлургического комбината и двух нефтехимических заводов. Осуществление «плана аустраль» не дало ощутимых результатов в повышении уровня международной платежеспособности страны. Однако ВВП Аргентины в 1986 г. возрос на 5,5 %, выпуск промышленной продукции увеличился на 12 %, инфляция снизилась до 90 % ( в 1985 г. - 672 %). Успехи оказались кратковременными: уже в 1987 г. рост замедлился, в 1988-1990 гг. он был отрицательным, инфляция быстро возрастала.
В 1985 г. президент Перу заявил, что страна не в состоянии одновременно выплачивать огромные суммы долга и поддерживать хотя бы минимальные темпы экономического роста. С аналогичным заявлением выступили Филиппины, Бразилия, Венесуэла. Правительство Перу в одностороннем порядке ограничило выплаты по долгу 10 % экспортной выручки; национализировало филиал американской корпорации «Белко петролиум», руководство которой систематически уклонялось от уплаты налогов; отсрочило подписание контрактов с другими нефтяными компаниями, не выполнившими свои инвестиционные обязательства; ограничило деятельность иностранных компаний в цементной, молочной, маслодельной и других отраслях пищевой промышленности.
Перуанское правительство прекратило платежи по международным банковским долговым обязательствам, ограничив их выплатами МВФ и МБРР; в одностороннем порядке изменило уровень процентной ставки по некоторым видам задолженности. В 1986 г. оно ввело на два года запрет на перевод за границу амортизационных отчислений, дивидендов, доходов от продажи акций и ликвидации предприятий; оно проводило мероприятия по снижению долларизации экономики страны. Мероприятия перуанского правительства дали положительные результаты кратковременного характера.
В 1986 Г. ВВП Перу вырос на 8,5 %, производство обрабатывающей продукции - почти на 15 %; темпы роста строительных работ и импорта, особенно потребительских и промежуточных товаров, составили около 30 %. В 1987 г. президент Бразилии ввел мораторий на выплату процентов, поскольку его правительство не сочло возможным оплачивать долги голодом народа. Президент ограничил свободу действий иностранных кредиторов по операциям конверсии долга в риско-капитал. Рискокапитал мог быть репатриирован лишь через 12 лет; перевод прибылей и дивидендов осуществлялся по правилам, которые могли быть изменены Центральным банком без согласия вкладчика; кроме того, половина капитала должна быть вложена в определенные сферы бразильской экономики.
Кредиторы приняли жесткие меры в отношении латиноамериканских и других оппозиционеров. В ответ на действия перуанского правительства в 1986 г. МВФ, Экспортно-импортный банк США, иностранные частные банки прекратили предоставление Перу новых кредитов, а Межамериканский банк развития приостановил выплаты в счет ранее предоставленных. США усилили нажим на Аргентину, настаивая на том, чтобы она снизила таможенные барьеры, шире распахнула двери иностранному капиталу, ослабила госсектор. Американская администрация оказывала давление даже на небольшие государства Африки, Азии, принуждая их отменить субсидии на экспорт товаров на американский рынок, ослабить протекционизм для товаров из США на своих рынках и т. п.
Несмотря на нажим Запада, в середине 1980-х гг. участились случаи, когда та или иная страна в нарушение указаний МВФ, даже при росте экспортных доходов, старалась не идти на резкое ограничение импорта в целях поддержания экономического роста и потребления населения. Вопреки рекомендациям МВФ Бразилия, Мексика и ряд других стран несколько ослабили дефляционные ограничения и расширили государственные расходы. Это позволило активизировать деловую активность, увеличить занятость, но одновременно привело к ухудшению платежных балансов и усилению инфляции.
В разработке концепции урегулирования задолженности, поиске новой модели развития наиболее продвинулись представители Латинской Америки, поскольку именно на этом континенте проблема долга приобрела острые формы и затронула не только бедные, но и наиболее продвинутые крупные страны. По инициативе латиноамериканских профсоюзов было проведено несколько конференций. Наиболее представительной из них явилась гаванская встреча (июль 1985 г.), где был дан всесторонний анализ задолженности. Обсуждались различные предложения, в том числе и самые радикальные. По мнению Ф. Кастро, задолженность Западу должна быть списана, так как THE уже возвратили капиталы, предоставленные латиноамериканским странам. Он призвал создать клуб должников и объявить всеобщую стачку; добиваться, чтобы западные державы взяли на себя обязательство перед частными банками выплатить общую сумму долга развивающегося мира.
Большую работу проводила Картахенская группа. В декабре 1985 г. участники совещания на уровне министров этих стран предприняли попытку выработать предложения по облегчению долгового бремени с учетом резкого снижения уровня жизни населения латиноамериканских стран. Эти предложения включили, в частности:
• увеличение ежегодного прироста заемных средств до 3,5 %;
• снижение реальных процентных ставок по кредитам;
• замораживание общей суммы неоплаченных долгов с целью прекращения их искусственного роста;
• ограничение платежей по задолженности в зависимости от экспортной выручки;
• увеличение объема финансовых ресурсов МВФ, расширение кредитов МБРР и региональных банков развития.
В 1987-1988 гг. участники Картахенской группы неоднократно предлагали развитым странам ограничить перевод ресурсов из развивающихся стран, расширить
закупки их экспортной продукции, устранить протекционизм в отношении импорта из стран-должников. Секретариат ЭКЛА, рассмотрев западные методы решения проблемы, пришел к выводу, что они не создают предпосылок для выхода из кризиса. В документе Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), в разработке которого участвовали 100 экспертов международных экономических организаций, подчеркивается, что латиноамериканский внешний долг не может быть выплачен, он может только увеличиваться.
Участники симпозиума в Буэнос-Айресе (Аргентина, 1986 г.), в котором приняли участие представители латиноамериканских стран и организаций, призвали страны континента разработать совместную стратегию перед лицом непрекращающегося давления МВФ и западных кредиторов. Они также потребовали списать долги стран, находившихся в наиболее бедственном положении, указали на необходимость перестройки международной валютно-финансовой системы, ликвидации тирании доллара и протекционизма.
В Африке регулярно проводились совещания по проблемам задолженности (Нигерия, июнь 1987 г.; Кот-д'Ивуар, февраль 1989 г.), где правительства африканских стран разрабатывали и предлагали Западу свои рекомендации по урегулированию внешней задолженности. В частности, рекомендовались снижение процентных ставок по ранее предоставленным кредитам; превращение краткосрочных кредитов в долгосрочные, а некоторых из них — в безвозвратные ссуды; увеличение отсрочки платежей; предоставление возможности выплаты части долга в национальной валюте; превращение части долга в инвестиции. В связи с переоформлением долговых обязательств развивающихся стран в инвестиции предприятий был поставлен вопрос и об использовании этих средств на охрану окружающей среды, на помощь развитию.
Международная ассоциация развития (MAP) при поддержке Африканского банка развития (АФБР) выдвинула концепцию «Задолженность на цели развития», которая нашла отклик на континенте. Участники чрезвычайной сессии ассамблеи глав государств и правительств Организации африканского единства (ОАЕ) (Аддис-Абеба, Эфиопия, 1987 г.) в принятой декларации заявили о невозможности выполнить финансовые обязательства. Они обратились к западным кредиторам с просьбой заморозить все текущие выплаты по кредитам на 10 лет, а потом предоставить длительный льготный период для их погашения, снизить процентные ставки, перевести некоторые займы из краткосрочных в долгосрочные с возможностью производить часть оплаты в местной валюте.
Признавая международный характер проблемы внешней задолженности, африканские государства обратились к международному сообществу с просьбой о предоставлении безвозмездной помощи. Они подчеркнули, что решение этой проблемы невозможно без структурных изменений в мировом экономическом порядке, без пересмотра существующего неравноправного торгового обмена между Севером и Югом. В 1989 г. Экономическая комиссия ООН для стран Африки (ЭКА) и Организация африканского единства (ОАЕ) приняли «Африканскую альтернативу программам структурной адаптации в целях социально-экономического возрождения и трансформации^. В документе были подвергнуты резкой критике предлагаемые международными организациями рыночные реформы как не соответствующие местным условиям.
Страны — участницы Движения неприсоединения исходили из общей ответственности должников, кредиторов и международных финансовых институтов за решение проблемы внешней задолженности. Они настаивали на признании того, что в сложившихся условиях финансовые обязательства для развивающихся стран стали неприемлемы, а для некоторых из них — невыполнимы, поскольку выходят за пределы их экономических возможностей. Неприсоединившиеся страны выразили убежденность в том, что необходимо снизить реальные процентные ставки, ограничить обслуживание долга определенным процентом поступлений от экспорта, значительно увеличить приток ресурсов в развивающиеся страны, облегчить доступ товаров развивающихся стран на рынки развитых стран путем отмены протекционистских и дискриминационных мер.-
К концу 1980-х гг. наметился переход стран-должников и кредиторов от конфронтации к диалогу на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений: правительствами стран должников и кредиторов, частными банками и международными финансовыми организациями.
Выводы
1. В 1970-е гг. в эпоху доступного банковского кредита внешняя задолженность развивающихся стран, особенно импортеров нефти, резко возросла. Структура внешнего финансирования дефицитных экономик изменилась в результате сокращения притока ресурсов официальных кредиторов и увеличения частного, особенно банковского, кредитования. Экономика многих развивающихся стран стала долговой, зависимой не только от официальных кредиторов, но и от конъюнктуры международного кредитного рынка.