Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)


В Кении была принята концепция экономического развития страны до 2000 г., предусматривающая децентрализацию и денационализацию производства, рас­ширение частного сектора, облегчение доступа иностранных компаний к заем­ным средствам на внутреннем рынке, ослабление контроля над ценами на товары не первой необходимости. Существенно поднялась роль частного сектора в Саудов­ской Аравии, где в соответствии с планом экономического развития и правитель­ственной программой осуществлялась приватизация государственных предприя­тий, было облегчено кредитование средних и мелких местных предпринимателей.

В 1980-е гг. значительно расширилось создание экспорториентированных промышленных зон с особо льготным режимом для иностранного капитала, их количество многократно увеличилось. В наиболее развитых странах «третьего мира» шла острая борьба между иностранным и местным капиталом за капитали­зацию долгов. Национальные компании Бразилии, Мексики, Чили, Филиппин и другие скупали государственные и частные долги своих стран, обращая их в пря­мые инвестиции. Только в Бразилии были осуществлены подобные операции на сумму 6,5 млрддолл. в 1988 г. Операции по капитализации долга привели к по­вышению доли прямых иностранных инвестиций в ВВП развивающихся стран, усилились позиции и национального капитала.

Проводимые под давлением МВФ жесткие мероприятия по сокращению импор­та, стимулированию экспорта путем ограничения внутреннего спроса и поднятия цен дали определенные результаты в ряде стран: сократился дефицит торгового баланса и даже образовалось активное сальдо при общем снижении товарооборота. Однако существенного оживления деловой активности и экономического роста в большинстве стран-должников не произошло, жизненный уровень населения продолжал снижаться.

13.3.3. Антикризисные концепции и программы стран-должников

В 1980-е гг. внешняя задолженность находилась в эпицентре общественной жиз­ни развивающихся стран. В правительственных, научных, профсоюзных и других кругах, в региональных, международных объединениях и группировках стран раз­вивающегося мира вырабатывалась совместная позиция в отношении планов и практики урегулирования внешнего долга. Шел поиск возможных путей реше­ния проблемы, ослабления экономической уязвимости и угрозы экономического и политического диктата Запада. Оппозиционные круги во всех странах, попав­ших в кризис, выступили против навязанных МВФ мероприятий, ведущих к по­вышению цен на продукты питания и услуги, к росту безработицы, обострению социальных противоречий. Во многих странах прокатились волны протеста про­тив давления МВФ. «Хлебные бунты» были отмечены в Тунисе и Марокко, ши­рокие народные демонстрации, поддержанные профсоюзами, прошли в других странах Африки и Латинской Америки.

Пришедшие к власти на волне народного протеста в 1980-х гг. либеральные правительства в ряде стран Латинской Америки пытались противостоять МВФ и разработать национальную стратегию выхода из кризиса. Они устанавливали ли­миты выплат по обслуживанию долга, вводили мораторий на выплату долгов, ограничения на их капитализацию и др. Их поддержали некоторые африканские страны, в том числе Нигерия, Замбия. В целях урегулирования задолженности


и снижения инфляции в июне 1985 г. правительство Аргентины разработало план, основанный на создании новой денежной единицы (аустраль) с фиксированным курсом по отношению к доллару, на строгом ограничении бюджетных расходов, замораживании цен и заработной платы. «План аустраль» был взят за основу пра­вительством Перу при разработке новой экономической политики.

Цели «плана аустраль» состояли в переходе от стабилизации к экономическому росту, в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, в расшире­нии внешних рынков. В плане предусматривались также увеличение кредитова­ния частного сектора, поощрение экспорта, сокращение дефицита государствен­ного бюджета до 2,9 % ВВП, снижение темпов инфляции до 26 %. Была намечена передача частному сектору ряда государственных предприятий, в том числе круп­нейшего в стране металлургического комбината и двух нефтехимических заводов. Осуществление «плана аустраль» не дало ощутимых результатов в повышении уровня международной платежеспособности страны. Однако ВВП Аргентины в 1986 г. возрос на 5,5 %, выпуск промышленной продукции увеличился на 12 %, инфляция снизилась до 90 % ( в 1985 г. - 672 %). Успехи оказались кратковре­менными: уже в 1987 г. рост замедлился, в 1988-1990 гг. он был отрицательным, инфляция быстро возрастала.

В 1985 г. президент Перу заявил, что страна не в состоянии одновременно вы­плачивать огромные суммы долга и поддерживать хотя бы минимальные темпы экономического роста. С аналогичным заявлением выступили Филиппины, Бра­зилия, Венесуэла. Правительство Перу в одностороннем порядке ограничило выплаты по долгу 10 % экспортной выручки; национализировало филиал амери­канской корпорации «Белко петролиум», руководство которой систематически уклонялось от уплаты налогов; отсрочило подписание контрактов с другими не­фтяными компаниями, не выполнившими свои инвестиционные обязательства; ограничило деятельность иностранных компаний в цементной, молочной, масло­дельной и других отраслях пищевой промышленности.

Перуанское правительство прекратило платежи по международным банков­ским долговым обязательствам, ограничив их выплатами МВФ и МБРР; в одно­стороннем порядке изменило уровень процентной ставки по некоторым видам задолженности. В 1986 г. оно ввело на два года запрет на перевод за границу амор­тизационных отчислений, дивидендов, доходов от продажи акций и ликвидации предприятий; оно проводило мероприятия по снижению долларизации экономи­ки страны. Мероприятия перуанского правительства дали положительные ре­зультаты кратковременного характера.

В 1986 Г. ВВП Перу вырос на 8,5 %, производство обрабатывающей продук­ции - почти на 15 %; темпы роста строительных работ и импорта, особенно потре­бительских и промежуточных товаров, составили около 30 %. В 1987 г. президент Бразилии ввел мораторий на выплату процентов, поскольку его правительство не сочло возможным оплачивать долги голодом народа. Президент ограничил сво­боду действий иностранных кредиторов по операциям конверсии долга в риско-капитал. Рискокапитал мог быть репатриирован лишь через 12 лет; перевод при­былей и дивидендов осуществлялся по правилам, которые могли быть изменены Центральным банком без согласия вкладчика; кроме того, половина капитала должна быть вложена в определенные сферы бразильской экономики.



Кредиторы приняли жесткие меры в отношении латиноамериканских и других оппозиционеров. В ответ на действия перуанского правительства в 1986 г. МВФ, Экспортно-импортный банк США, иностранные частные банки прекратили пре­доставление Перу новых кредитов, а Межамериканский банк развития приоста­новил выплаты в счет ранее предоставленных. США усилили нажим на Аргенти­ну, настаивая на том, чтобы она снизила таможенные барьеры, шире распахнула двери иностранному капиталу, ослабила госсектор. Американская администра­ция оказывала давление даже на небольшие государства Африки, Азии, принуж­дая их отменить субсидии на экспорт товаров на американский рынок, ослабить протекционизм для товаров из США на своих рынках и т. п.

Несмотря на нажим Запада, в середине 1980-х гг. участились случаи, когда та или иная страна в нарушение указаний МВФ, даже при росте экспортных доходов, старалась не идти на резкое ограничение импорта в целях поддержания экономи­ческого роста и потребления населения. Вопреки рекомендациям МВФ Бразилия, Мексика и ряд других стран несколько ослабили дефляционные ограничения и расширили государственные расходы. Это позволило активизировать деловую активность, увеличить занятость, но одновременно привело к ухудшению пла­тежных балансов и усилению инфляции.

В разработке концепции урегулирования задолженности, поиске новой модели развития наиболее продвинулись представители Латинской Америки, поскольку именно на этом континенте проблема долга приобрела острые формы и затронула не только бедные, но и наиболее продвинутые крупные страны. По инициативе ла­тиноамериканских профсоюзов было проведено несколько конференций. Наибо­лее представительной из них явилась гаванская встреча (июль 1985 г.), где был дан всесторонний анализ задолженности. Обсуждались различные предложения, в том числе и самые радикальные. По мнению Ф. Кастро, задолженность Западу должна быть списана, так как THE уже возвратили капиталы, предоставленные латино­американским странам. Он призвал создать клуб должников и объявить всеобщую стачку; добиваться, чтобы западные державы взяли на себя обязательство перед частными банками выплатить общую сумму долга развивающегося мира.

Большую работу проводила Картахенская группа. В декабре 1985 г. участники совещания на уровне министров этих стран предприняли попытку выработать предложения по облегчению долгового бремени с учетом резкого снижения уров­ня жизни населения латиноамериканских стран. Эти предложения включили, в частности:

•     увеличение ежегодного прироста заемных средств до 3,5 %;

•     снижение реальных процентных ставок по кредитам;

 

•   замораживание общей суммы неоплаченных долгов с целью прекращения их искусственного роста;

•   ограничение платежей по задолженности в зависимости от экспортной вы­ручки;

•   увеличение объема финансовых ресурсов МВФ, расширение кредитов МБРР и региональных банков развития.

В 1987-1988 гг. участники Картахенской группы неоднократно предлагали раз­витым странам ограничить перевод ресурсов из развивающихся стран, расширить


закупки их экспортной продукции, устранить протекционизм в отношении им­порта из стран-должников. Секретариат ЭКЛА, рассмотрев западные методы ре­шения проблемы, пришел к выводу, что они не создают предпосылок для выхода из кризиса. В документе Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), в разработке которого участвовали 100 экспертов международных экономических организаций, подчеркивается, что латиноамериканский внешний долг не может быть выплачен, он может только увеличиваться.

Участники симпозиума в Буэнос-Айресе (Аргентина, 1986 г.), в котором при­няли участие представители латиноамериканских стран и организаций, призвали страны континента разработать совместную стратегию перед лицом непрекраща­ющегося давления МВФ и западных кредиторов. Они также потребовали спи­сать долги стран, находившихся в наиболее бедственном положении, указали на необходимость перестройки международной валютно-финансовой системы, лик­видации тирании доллара и протекционизма.

В Африке регулярно проводились совещания по проблемам задолженности (Нигерия, июнь 1987 г.; Кот-д'Ивуар, февраль 1989 г.), где правительства афри­канских стран разрабатывали и предлагали Западу свои рекомендации по урегу­лированию внешней задолженности. В частности, рекомендовались снижение процентных ставок по ранее предоставленным кредитам; превращение кратко­срочных кредитов в долгосрочные, а некоторых из них — в безвозвратные ссуды; увеличение отсрочки платежей; предоставление возможности выплаты части долга в национальной валюте; превращение части долга в инвестиции. В связи с пере­оформлением долговых обязательств развивающихся стран в инвестиции пред­приятий был поставлен вопрос и об использовании этих средств на охрану окру­жающей среды, на помощь развитию.

Международная ассоциация развития (MAP) при поддержке Африканского банка развития (АФБР) выдвинула концепцию «Задолженность на цели разви­тия», которая нашла отклик на континенте. Участники чрезвычайной сессии ассамблеи глав государств и правительств Организации африканского единства (ОАЕ) (Аддис-Абеба, Эфиопия, 1987 г.) в принятой декларации заявили о невоз­можности выполнить финансовые обязательства. Они обратились к западным кредиторам с просьбой заморозить все текущие выплаты по кредитам на 10 лет, а потом предоставить длительный льготный период для их погашения, снизить процентные ставки, перевести некоторые займы из краткосрочных в долгосроч­ные с возможностью производить часть оплаты в местной валюте.

Признавая международный характер проблемы внешней задолженности, аф­риканские государства обратились к международному сообществу с просьбой о предоставлении безвозмездной помощи. Они подчеркнули, что решение этой про­блемы невозможно без структурных изменений в мировом экономическом поряд­ке, без пересмотра существующего неравноправного торгового обмена между Се­вером и Югом. В 1989 г. Экономическая комиссия ООН для стран Африки (ЭКА) и Организация африканского единства (ОАЕ) приняли «Африканскую альтер­нативу программам структурной адаптации в целях социально-экономического возрождения и трансформации^. В документе были подвергнуты резкой критике предлагаемые международными организациями рыночные реформы как не соот­ветствующие местным условиям.



Страны — участницы Движения неприсоединения исходили из общей ответ­ственности должников, кредиторов и международных финансовых институтов за решение проблемы внешней задолженности. Они настаивали на признании того, что в сложившихся условиях финансовые обязательства для развивающихся стран стали неприемлемы, а для некоторых из них — невыполнимы, поскольку выходят за пределы их экономических возможностей. Неприсоединившиеся стра­ны выразили убежденность в том, что необходимо снизить реальные процентные ставки, ограничить обслуживание долга определенным процентом поступлений от экспорта, значительно увеличить приток ресурсов в развивающиеся страны, облегчить доступ товаров развивающихся стран на рынки развитых стран путем отмены протекционистских и дискриминационных мер.-

К концу 1980-х гг. наметился переход стран-должников и кредиторов от кон­фронтации к диалогу на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений: правительствами стран должни­ков и кредиторов, частными банками и международными финансовыми органи­зациями.

Выводы

1. В 1970-е гг. в эпоху доступного банковского кредита внешняя задолжен­ность развивающихся стран, особенно импортеров нефти, резко возросла. Структура внешнего финансирования дефицитных экономик изменилась в результате сокращения притока ресурсов официальных кредиторов и увеличения частного, особенно банковского, кредитования. Экономика многих развивающихся стран стала долговой, зависимой не только от офи­циальных кредиторов, но и от конъюнктуры международного кредитного рынка.

Информация о работе Долговой кризис