Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
2. Возникновению и развитию международного долгового кризиса способствовали многие внешние и внутренние факторы, а также ошибки и просчеты как заемщиков, так и зарубежных кредиторов. Непосредственно кризис был спровоцирован внешними причинами. Многие страны-должники, многократно увеличив свою внешнюю задолженность в предкризисные 6-7 лет, не выдержали резкого ухудшения мирохозяйственных условий, приведших к сокращению притока и увеличению оттока финансовых ресурсов.
3. Начало 1980-х гг. ознаменовалось серьезным экономическим спадом в развитых странах. Мировые цены на все виды сырья резко упали, банковское кредитование сократилось, и его условия ужесточились. Особенно значительно возросли процентные платежи, в том числе и по прошлым кредитам с плавающими ставками.
4. Сократился приток официальных ресурсов, увеличился отток иностранного частного капитала, а бегство национальных частных сбережений за рубеж, прежде всего в США, достигло масштабных величин.
5. В структуре внешних долгов развивающихся стран еще более возросла доля банковской и краткосрочной задолженности. Обслуживание внешней задолженности осуществлялось методом рефинансирования за счет новых, более дорогих кредитов.
6. Среди внутренних факторов, вызвавших долговой кризис, преимущественное значение имели неэффективная структура экономики; ошибочная долговая политика стран-дебиторов, приводившая к чрезмерным заимствованиям; неэффективное использование средств в результате просчетов в составлении национальных программ развития и другие причины.
7. В ходе долгового кризиса произошла дифференциация развивающихся стран: в одну группу вошли страны, избежавшие кризисных потрясений, в другую — оказавшиеся в долговом кризисе.
8. НИ С ЮВА, а также страны АСЕАН, вставшие на путь экспортной ориентации, выдержали тяжелую долговую нагрузку и, умело управляя внешним долгом, поддерживали высокую норму капиталовложений и высокие темпы роста.
9. В эпицентре долгового кризиса оказались наиболее продвинутые страны Латинской Америки и наиболее отсталый регион Африки к югу от Сахары.
10. В первые годы долгового кризиса кредиторы не выработали концепции его преодоления. Проводились рефинансирования прежних долгов; МВФ требовал поддержания активного торгового баланса как источника обслуживания платежей,
11. В 1985 г. был принят план Бейкера, в соответствии с которым было расширено кредитование крупнейших должников с целью восстановления экономического роста, который, однако, не дал желаемых результатов.
12. В условиях кризиса крупные латиноамериканские страны-должники в одностороннем порядке приступили к проведению экономических преобразований, которые дали кратковременные положительные результаты.
13. На совместных форумах развивающиеся страны разработали и выдвинули
предложения по преодолению проблемы внешнего долга, многие из которых
оказались достаточно конструктивными.
Термины и понятия
Мораторий; дефолт; рефинансирование долга; план Бейкера.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Чем отличается локальный кризис внешней задолженности от международного долгового кризиса?
2. Назовите внутренние причины возникновения долгового кризиса.
3. Каковы внешние причины возникновения и развития долгового кризиса?
4. Как подразделяются развивающиеся страны по долговому фактору?
5. Как справлялись с платежными трудностями азиатские страны, избежавшие кризиса?
6. Почему страны НИС ЮВА и в условиях долгового кризиса продолжали исправно выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами?
7. Назовите основные методы первого этапа управления кризисом.
8. Каковы внешние и внутренние причины тяжелой долговой ситуации в Африке?
9. Каковы цели, механизмы и результаты плана Бейкера?
10. Дайте оценку основным инициативам стран-должников по преодолению кризиса.
Литература
1. Аникин А. В. История финансовых потрясений. От Дж. Ло до С. Кириенко.-
М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
2. Барышников В., Былипяк С. Проблема внешнего долга стран АСЕАН// Внешняя торговля, 1994. - № 2-3.
3. Ганьковский В. К. и др. Развивающиеся страны Азии: перераспределительные системы и экономический рост, - М.: Наука, 1993.
4. ТуреаичД, И„ Шаталов С. И. Долговой кризис в Африке; тенденции и пути преодоления. - М.: Институт Африки РАН, 1989.
5. Давыдов В. М. Латиноамериканская периферия мирового хозяйства, - М.:
Наука, 1991,
6. Капитализм в Африке: особенности, противоречия развития / Отв. ред. Ю. М. Осипов, - М.: Наука, Восточная литература, 1993.
7. Летягин О. Налоговые стимулы в специальных экономических зонах Филиппин и Тайваня // МЭ и МО, 1999. - № А.
8. Федятна Л. Я. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. - М.: Дело и Сервис, 1998.
1
Глава 14
Урегулирование внешней задолженности
Изучается современная система урегулирования внешней задолженности, начало которой было положено планом Брейди и его механизмами снижения долговой нагрузки. Обращается внимание на особенности политики кредиторов в отношении беднейших стран с чрезмерной задолженностью. Рассматриваются методы урегулирования платежных трудностей стран с переходной экономикой. Изучаются мероприятия макроэкономической стабилизации, системно-структурные преобразования в развивающихся странах и содействие Всемирного банка в их осуществлении.
14.1. Формирование современной системы урегулирования внешней задолженности
14.1.1. Новые подходы к решению долговой проблемы
К концу 1980-х гг. ситуация в развивающемся мире оставалась тяжелой, Среднегодовые темпы роста развивающихся стран за десятилетие составили 3 %, на душу населения — 1 %; в 1960-1970 гг. они были 5,5 и 3,0 % соответственно. В кризисных странах экономический рост составил лишь 1,5 % в год, Доходы в большинстве стран с 1983 г. продолжали снижаться, темпы роста оставались на низком уровне, норма накопления упала до 17 %, соотношения экспортных и импортных цен («условия торговли») ухудшались на 4 % в год. Особо тяжелое положение сложилось в Африке и в Латинской Америке, где 1980-е гг. получили название «потерянного десятилетия». Страны региона утратили динамичность экономического роста.
За 1982-1984 гг. ВВП Латинской Америки практически не вырос, а в 1985-1990 гг. его среднегодовой рост оставался на уровне 2 % при продолжавшемся падении производства в ряде стран. Гиперинфляция, рост безработицы, падение платежеспособного спроса привели к сужению внутренних рынков. В 1980-1989 гг. норма инвестиций в регионе, за исключением Чили и Доминиканской Республики, снизилась до 16,4 %, а в ряде стран сокращение было еще значительнее; бюджетные дефициты нередко превышали 10 % ВВП.
Во многих развивающихся странах, где наблюдался экономический застой или спад, более широкое распространение получила нищета, ухудшилось положение в области питания и продовольственной безопасности, занятости и образования, медицинского обслуживания и детской смертности, жилья и санитарии. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов экономического застоя, Бремя платежей в счет обслуживания долга серьезно ограничило возможности этих
стран в наращивания темпов роста и борьбы с отсталостью. Объем задолженности I и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удержать долг па достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Основные финансовые потоки направлялись в развитые страны, где из-за бюджетного дефицита поддерживались высокие процентные ставки.
Чистый отток ресурсов из развивающихся стран не оставлял средств на цели развития. Реализация программ реформирования экономики привела к серьезным негативным социальным и политическим последствиям, и, несмотря на усилия всех заинтересованных сторон, экономические трудности в большинстве стран с платежными проблемами продолжали нарастать. В докладе Генерального секретаря ООН долговой кризис был признан главной причиной всех экономических, социальных и политических осложнений в развивающихся регионах. В связи с этим настоятельной необходимостью стало снижение внешнего долга с увеличением притока финансовых ресурсов со стороны государств-кредиторов и многосторонних финансовых институтов, прежде всего в страны с низкими и средними доходами.
Развитие долговой ситуации противоречило интересам не только стран-должников, но и кредиторов. Кредиторов беспокоили снижение платежей по долгу, участившиеся моратории, нестабильная политическая ситуация в странах-должниках, грозившая взрывом недовольства населения. Невозможность выхода из долгового тупика на основе прежней политики стала очевидной. Усилия должников и кредиторов, направленные на поиск более эффективных способов решения долговой проблемы, интенсифицировались. Понимание долговой проблемы и позиции должников и кредиторов все более сближались, наметился переход от конфронтации к диалогу.
Важно и то, что практика выработала методы ослабления и снижения долгового бремени, банки накопили опыт работы с ненадежными должниками. Большое распространение получили операции по конверсии долговых обязательств в акции компаний, что позволило сдерживать рост внешней задолженности. Банки увеличили резервы, и их требования к должникам по отношению к уставному капиталу снизились. Запад начал вырабатывать новую долговую политику, основу которой составили решения «большой семерки», МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕС, План Миттерана (1988 г.), Плац Брейди (1989 г.), Вашингтонский консенсус Дж. Вильямсона (1989 г.).
Политика 1990-х гг. МВФ и Всемирного банка вызвала жесткую критику со стороны США, которые считали, что кредиты, выделяемые МВФ и ВБ странам-банкротам, стали инструментом решения тактических задач. Отсутствие стратегии, по мнению американского казначейства, высказанному на саммите министров финансов «большой семерки*, связано с тем, что финансовая поддержка имела четко выраженную государственную, а не рыночную ориентацию. Первым этапом начавшейся долговой реформы стало введение в контракты так называемой коллективной оговорки, которая заранее определяет способы реструктуризации долга. Подобные оговорки стали частью стандартных международных контрактов, подписанных 11 государствами, разместившими свои облигации на нью-йоркском рынке, среди которых Бразилия, Израиль, Корея, Южная Африка и другие крупные заемщики.
1зялппжкннмнм
JHM
стран в наращивания темпов роста и борьбы с отсталостью. Объем задолженности и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удержать долг на достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Основные финансовые потоки направлялись в развитые страны, где из-за бюджетного дефицита поддерживались высокие процентные ставки.
Чистый отток ресурсов из развивающихся стран не оставлял средств на цели развития. Реализация программ реформирования экономики привела к серьезным негативным социальным и политическим последствиям, и, несмотря на усилия всех заинтересованных сторон, экономические трудности в большинстве стран с платежными проблемами продолжали нарастать. В докладе Генерального секретаря ООН долговой кризис был признан главной причиной всех экономических, социальных и политических осложнений в развивающихся регионах. В связи с этим настоятельной необходимостью стало снижение внешнего долга с увеличением притока финансовых ресурсов со стороны государств-кредиторов и многосторонних финансовых институтов, прежде всего в страны с низкими и средними доходами.
Развитие долговой ситуации противоречило интересам не только стран-должников, но и кредиторов. Кредиторов беспокоили снижение платежей по долгу, участившиеся моратории, нестабильная политическая ситуация в странах-должниках, грозившая взрывом недовольства населения. Невозможность выхода из долгового тупика на основе прежней политики стала очевидной. Усилия должников и кредиторов, направленные на поиск более эффективных способов решения долговой проблемы, интенсифицировались. Понимание долговой проблемы и позиции должников и кредиторов все более сближались, наметился переход от конфронтации к диалогу.
Важно и то, что практика выработала методы ослабления и снижения долгового бремени, банки накопили опыт работы с ненадежными должниками. Большое распространение получили операции по конверсии долговых обязательств в акции компаний, что позволило сдерживать рост внешней задолженности. Банки увеличили резервы, и их требования к должникам по отношению к уставному капиталу снизились. Запад начал вырабатывать новую долговую политику, основу которой составили решения «большой семерки», МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕС, План Миттерана (1988 г.), План Брейди (1989 г.), Вашингтонский консенсус Дж. Вильямсопа(1989г.).
Политика 1990-х гг. МВФ и Всемирного банка вызвала жесткую критику со стороны США, которые считали, что кредиты, выделяемые МВФ и ВБ странам-банкротам, стали инструментом решения тактических задач. Отсутствие стратегии, по мнению американского казначейства, высказанному на саммите министров финансов «большой семерки», связано с тем, что финансовая поддержка имела четко выраженную государственную, а не рыночную ориентацию. Первым этапом начавшейся долговой реформы стало введение в контракты так называемой коллективной оговорки, которая заранее определяет способы реструктуризации долга. Подобные оговорки стали частью стандартных международных контрактов, подписанных 11 государствами, разместившими свои облигации на нью-йоркском рынке, среди которых Бразилия, Израиль, Корея, Южная Африка и другие крупные заемщики.
14.1.2. План Брейди
Началом современного этапа в долговой политике Запада можно считать принятие «плана Брейди» в марте 1989 г., использование его механизмов для преодоления последствий кризиса 1980-х гг. и восстановления доступа «плохих должников» на международные рынки капитала. В предложениях министра финансов США Н. Брейди нашли поддержку рекомендации экспертов, некоторые предложения должников и накопленная практика преодоления долгового кризиса. Автор плана исходил из необходимости повышения платежеспособности стран-должников посредством снижения общей суммы банковского долга и платежей по его обслуживанию на индивидуальной двусторонней основе.