Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

2. Возникновению и развитию международного долгового кризиса способство­вали многие внешние и внутренние факторы, а также ошибки и просчеты как заемщиков, так и зарубежных кредиторов. Непосредственно кризис был спровоцирован внешними причинами. Многие страны-должники, много­кратно увеличив свою внешнюю задолженность в предкризисные 6-7 лет, не выдержали резкого ухудшения мирохозяйственных условий, приведших к сокращению притока и увеличению оттока финансовых ресурсов.

3. Начало 1980-х гг. ознаменовалось серьезным экономическим спадом в раз­витых странах. Мировые цены на все виды сырья резко упали, банковское кредитование сократилось, и его условия ужесточились. Особенно значи­тельно возросли процентные платежи, в том числе и по прошлым кредитам с плавающими ставками.

4. Сократился приток официальных ресурсов, увеличился отток иностранного частного капитала, а бегство национальных частных сбережений за рубеж, прежде всего в США, достигло масштабных величин.

5. В структуре внешних долгов развивающихся стран еще более возросла доля банковской и краткосрочной задолженности. Обслуживание внешней задол­женности осуществлялось методом рефинансирования за счет новых, более дорогих кредитов.


 

 


6. Среди внутренних факторов, вызвавших долговой кризис, преимуществен­ное значение имели неэффективная структура экономики; ошибочная дол­говая политика стран-дебиторов, приводившая к чрезмерным заимствованиям; неэффективное использование средств в результате просчетов в составле­нии национальных программ развития и другие причины.

7. В ходе долгового кризиса произошла дифференциация развивающихся стран: в одну группу вошли страны, избежавшие кризисных потрясений, в другую — оказавшиеся в долговом кризисе.

8. НИ С ЮВА, а также страны АСЕАН, вставшие на путь экспортной ориента­ции, выдержали тяжелую долговую нагрузку и, умело управляя внешним долгом, поддерживали высокую норму капиталовложений и высокие темпы роста.

9. В эпицентре долгового кризиса оказались наиболее продвинутые страны Латинской Америки и наиболее отсталый регион Африки к югу от Сахары.

 

10. В первые годы долгового кризиса кредиторы не выработали концепции его преодоления. Проводились рефинансирования прежних долгов; МВФ тре­бовал поддержания активного торгового баланса как источника обслужива­ния платежей,

11. В 1985 г. был принят план Бейкера, в соответствии с которым было расши­рено кредитование крупнейших должников с целью восстановления эконо­мического роста, который, однако, не дал желаемых результатов.

12. В условиях кризиса крупные латиноамериканские страны-должники в од­ностороннем порядке приступили к проведению экономических преобразо­ваний, которые дали кратковременные положительные результаты.

13.              На совместных форумах развивающиеся страны разработали и выдвинули
предложения по преодолению проблемы внешнего долга, многие из которых
оказались достаточно конструктивными.

Термины и понятия

Мораторий; дефолт; рефинансирование долга; план Бейкера.

Вопросы и задания для самопроверки

1.  Чем отличается локальный кризис внешней задолженности от международ­ного долгового кризиса?

2.  Назовите внутренние причины возникновения долгового кризиса.

3.  Каковы внешние причины возникновения и развития долгового кризиса?

4.  Как подразделяются развивающиеся страны по долговому фактору?

5.  Как справлялись с платежными трудностями азиатские страны, избежавшие кризиса?

6.  Почему страны НИС ЮВА и в условиях долгового кризиса продолжали исправно выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами?

7.  Назовите основные методы первого этапа управления кризисом.



8.  Каковы внешние и внутренние причины тяжелой долговой ситуации в Аф­рике?

9.  Каковы цели, механизмы и результаты плана Бейкера?

10. Дайте оценку основным инициативам стран-должников по преодолению кризиса.

Литература

1.              Аникин А. В. История финансовых потрясений. От Дж. Ло до С. Кириенко.-
М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.

2.  Барышников В., Былипяк С. Проблема внешнего долга стран АСЕАН// Внешняя торговля, 1994. - № 2-3.

3.  Ганьковский В. К. и др. Развивающиеся страны Азии: перераспределитель­ные системы и экономический рост, - М.: Наука, 1993.

4.  ТуреаичД, И„ Шаталов С. И. Долговой кризис в Африке; тенденции и пути преодоления. - М.: Институт Африки РАН, 1989.

5.  Давыдов В. М. Латиноамериканская периферия мирового хозяйства, - М.:

Наука, 1991,

6.  Капитализм в Африке: особенности, противоречия развития / Отв. ред. Ю. М. Осипов, - М.: Наука, Восточная литература, 1993.

7.  Летягин О. Налоговые стимулы в специальных экономических зонах Фи­липпин и Тайваня // МЭ и МО, 1999. - № А.

8.  Федятна Л. Я. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегу­лирования. - М.: Дело и Сервис, 1998.


1


Глава 14

Урегулирование внешней задолженности

Изучается современная система урегулирования внешней задолженности, нача­ло которой было положено планом Брейди и его механизмами снижения долго­вой нагрузки. Обращается внимание на особенности политики кредиторов в от­ношении беднейших стран с чрезмерной задолженностью. Рассматриваются методы урегулирования платежных трудностей стран с переходной экономикой. Изучаются мероприятия макроэкономической стабилизации, системно-структурные преобразования в развивающихся странах и содействие Всемирного банка в их осу­ществлении.

14.1. Формирование современной системы урегулирования внешней задолженности

14.1.1. Новые подходы к решению долговой проблемы

К концу 1980-х гг. ситуация в развивающемся мире оставалась тяжелой, Средне­годовые темпы роста развивающихся стран за десятилетие составили 3 %, на душу населения — 1 %; в 1960-1970 гг. они были 5,5 и 3,0 % соответственно. В кризис­ных странах экономический рост составил лишь 1,5 % в год, Доходы в большин­стве стран с 1983 г. продолжали снижаться, темпы роста оставались на низком уров­не, норма накопления упала до 17 %, соотношения экспортных и импортных цен («условия торговли») ухудшались на 4 % в год. Особо тяжелое положение сло­жилось в Африке и в Латинской Америке, где 1980-е гг. получили название «по­терянного десятилетия». Страны региона утратили динамичность экономическо­го роста.

За 1982-1984 гг. ВВП Латинской Америки практически не вырос, а в 1985-1990 гг. его среднегодовой рост оставался на уровне 2 % при продолжавшемся падении производства в ряде стран. Гиперинфляция, рост безработицы, падение платеже­способного спроса привели к сужению внутренних рынков. В 1980-1989 гг. нор­ма инвестиций в регионе, за исключением Чили и Доминиканской Республики, снизилась до 16,4 %, а в ряде стран сокращение было еще значительнее; бюджет­ные дефициты нередко превышали 10 % ВВП.

Во многих развивающихся странах, где наблюдался экономический застой или спад, более широкое распространение получила нищета, ухудшилось положение в области питания и продовольственной безопасности, занятости и образования, медицинского обслуживания и детской смертности, жилья и санитарии. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов экономического застоя, Бремя платежей в счет обслуживания долга серьезно ограничило возможности этих



стран в наращивания темпов роста и борьбы с отсталостью. Объем задолженности I и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удер­жать долг па достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Основные финансовые потоки направлялись в развитые страны, где из-за бюджетного де­фицита поддерживались высокие процентные ставки.

Чистый отток ресурсов из развивающихся стран не оставлял средств на цели развития. Реализация программ реформирования экономики привела к серьез­ным негативным социальным и политическим последствиям, и, несмотря на усилия всех заинтересованных сторон, экономические трудности в большинстве стран с платежными проблемами продолжали нарастать. В докладе Генерального сек­ретаря ООН долговой кризис был признан главной причиной всех экономиче­ских, социальных и политических осложнений в развивающихся регионах. В связи с этим настоятельной необходимостью стало снижение внешнего долга с увели­чением притока финансовых ресурсов со стороны государств-кредиторов и много­сторонних финансовых институтов, прежде всего в страны с низкими и средними доходами.

Развитие долговой ситуации противоречило интересам не только стран-долж­ников, но и кредиторов. Кредиторов беспокоили снижение платежей по долгу, участившиеся моратории, нестабильная политическая ситуация в странах-долж­никах, грозившая взрывом недовольства населения. Невозможность выхода из долгового тупика на основе прежней политики стала очевидной. Усилия должни­ков и кредиторов, направленные на поиск более эффективных способов решения долговой проблемы, интенсифицировались. Понимание долговой проблемы и по­зиции должников и кредиторов все более сближались, наметился переход от кон­фронтации к диалогу.

Важно и то, что практика выработала методы ослабления и снижения долгово­го бремени, банки накопили опыт работы с ненадежными должниками. Большое распространение получили операции по конверсии долговых обязательств в ак­ции компаний, что позволило сдерживать рост внешней задолженности. Банки увеличили резервы, и их требования к должникам по отношению к уставному капиталу снизились. Запад начал вырабатывать новую долговую политику, осно­ву которой составили решения «большой семерки», МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕС, План Миттерана (1988 г.), Плац Брейди (1989 г.), Вашингтонский консенсус Дж. Вильямсона (1989 г.).

Политика 1990-х гг. МВФ и Всемирного банка вызвала жесткую критику со стороны США, которые считали, что кредиты, выделяемые МВФ и ВБ стра­нам-банкротам, стали инструментом решения тактических задач. Отсутствие стратегии, по мнению американского казначейства, высказанному на саммите ми­нистров финансов «большой семерки*, связано с тем, что финансовая поддержка имела четко выраженную государственную, а не рыночную ориентацию. Первым этапом начавшейся долговой реформы стало введение в контракты так называемой коллективной оговорки, которая заранее определяет способы реструктуризации долга. Подобные оговорки стали частью стандартных международных контрактов, подписанных 11 государствами, разместившими свои облигации на нью-йоркском рынке, среди которых Бразилия, Израиль, Корея, Южная Африка и другие круп­ные заемщики.



1зялппжкннмнм


JHM



 



стран в наращивания темпов роста и борьбы с отсталостью. Объем задолженности и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удер­жать долг на достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Основные финансовые потоки направлялись в развитые страны, где из-за бюджетного де­фицита поддерживались высокие процентные ставки.

Чистый отток ресурсов из развивающихся стран не оставлял средств на цели развития. Реализация программ реформирования экономики привела к серьез­ным негативным социальным и политическим последствиям, и, несмотря на усилия всех заинтересованных сторон, экономические трудности в большинстве стран с платежными проблемами продолжали нарастать. В докладе Генерального сек­ретаря ООН долговой кризис был признан главной причиной всех экономиче­ских, социальных и политических осложнений в развивающихся регионах. В связи с этим настоятельной необходимостью стало снижение внешнего долга с увели­чением притока финансовых ресурсов со стороны государств-кредиторов и много­сторонних финансовых институтов, прежде всего в страны с низкими и средними доходами.

Развитие долговой ситуации противоречило интересам не только стран-долж­ников, но и кредиторов. Кредиторов беспокоили снижение платежей по долгу, участившиеся моратории, нестабильная политическая ситуация в странах-долж­никах, грозившая взрывом недовольства населения. Невозможность выхода из долгового тупика на основе прежней политики стала очевидной. Усилия должни­ков и кредиторов, направленные на поиск более эффективных способов решения долговой проблемы, интенсифицировались. Понимание долговой проблемы и по­зиции должников и кредиторов все более сближались, наметился переход от кон­фронтации к диалогу.

Важно и то, что практика выработала методы ослабления и снижения долгово­го бремени, банки накопили опыт работы с ненадежными должниками. Большое распространение получили операции по конверсии долговых обязательств в ак­ции компаний, что позволило сдерживать рост внешней задолженности. Банки увеличили резервы, и их требования к должникам по отношению к уставному капиталу снизились. Запад начал вырабатывать новую долговую политику, осно­ву которой составили решения «большой семерки», МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕС, План Миттерана (1988 г.), План Брейди (1989 г.), Вашингтонский консенсус Дж. Вильямсопа(1989г.).

Политика 1990-х гг. МВФ и Всемирного банка вызвала жесткую критику со стороны США, которые считали, что кредиты, выделяемые МВФ и ВБ стра­нам-банкротам, стали инструментом решения тактических задач. Отсутствие стратегии, по мнению американского казначейства, высказанному на саммите ми­нистров финансов «большой семерки», связано с тем, что финансовая поддержка имела четко выраженную государственную, а не рыночную ориентацию. Первым этапом начавшейся долговой реформы стало введение в контракты так называемой коллективной оговорки, которая заранее определяет способы реструктуризации долга. Подобные оговорки стали частью стандартных международных контрактов, подписанных 11 государствами, разместившими свои облигации на нью-йоркском рынке, среди которых Бразилия, Израиль, Корея, Южная Африка и другие круп­ные заемщики.


 

 


14.1.2. План Брейди

Началом современного этапа в долговой политике Запада можно считать приня­тие «плана Брейди» в марте 1989 г., использование его механизмов для преодоле­ния последствий кризиса 1980-х гг. и восстановления доступа «плохих должни­ков» на международные рынки капитала. В предложениях министра финансов США Н. Брейди нашли поддержку рекомендации экспертов, некоторые предло­жения должников и накопленная практика преодоления долгового кризиса. Автор плана исходил из необходимости повышения платежеспособности стран-должников посредством снижения общей суммы банковского долга и платежей по его обслуживанию на индивидуальной двусторонней основе.

Информация о работе Долговой кризис