Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Операции по снижению внешней задолженности и платежей по ее обслуживанию (СЗОД) представляют собой соглашения о реструктуризации долга между суверенным должником и консорциумом коммерческих банков, которые могут включать различные методы снижения или их комбинацию; обратный выкуп собственных долгов по сниженной цене, обмен коммерческого долга на финансовые инструменты со значительной скидкой или новые бонды со снижением стоимости долга. За 1987-1993 гг. было заключено 13 соглашений с развивающимися странами на базе операций по СЗОД. Общая сумма долга была снижена на 47 %; при этом шести странам долг был списан практически полностью (Боливия, Гайана, Мозамбик, Нигер, Филиппины, Чили); долг Аргентины был снижен на 48 %, Мексики - на 45 %, Венесуэлы - на 32 %.
Снижение долгового бремени требует определенных расходов со стороны должников: по выкупу своих обязательств, выплате части процентов наличными, созданию залога под некоторые облигации, обмену долгов на облигации, за консультационные услуги и др. Конкретно расходы по проведению вышеупомянутых операций составили 18 млрд долл., или 12 % от общей суммы долга, и 25 % от снижения долгов. Эти расходы были покрыты собственными валютными ресурсами стран-должников на одну треть. Остальные две трети были покрыты грантами, предоставленными странами-кредиторами в порядке официальной помощи развитию, а также новыми кредитами МВФ, кредитами или грантами Всемирного банка, и прежде всего MAP.
Соглашения о проведении операций по СЗОД повышают кредитоспособность должников и вероятность оплаты оставшегося долга, открывают возможности получения новых кредитов. От подобных соглашений получают выгоду и банки-кредиторы: улучшаются их балансы за счет сокращения безнадежных долгов, повышаются надежность и рыночный курс оставшихся у них долговых требований, восстанавливается платежеспособность их клиентов. Б некоторых случаях при реструктуризации значительная часть новых финансовых инструментов обеспечивается американскими казначейскими бондами с нулевым купоном с частичным сохранением процентных обязательств. Такие соглашения предлагают кредитору выбор инструментов снижения долгов и платежей.
Некоторые соглашения, заключенные в рамках плана Брейди, были поддержаны займами от официальных кредиторов. К реструктуризации можно отнести и продажи долгов со скидкой на вторичном рынке, конверсии долга в какие-либо национальные активы страны-должника, которые осуществляются по согласованию с кредиторами. Традиционный механизм реструктуризации предусматривает последовательиое выполнение определенных мероприятий:
• принятие страной-должником согласованной с МВФ и Всемирным банком
программы стабилизации и структурных преобразований, поддержанной
концессионными кредитами;
« получение согласия Парижского клуба на реструктуризацию чистого потока долговых платежей на концессионных условиях, а также реструктуризацию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения программы, одобренной МВФ;
• проведение страной-должником двусторонних переговоров со странами, не входящими в Парижский клуб, а также с частными кредиторами о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долгов, какие были предоставлены клубом;
• частичное списание на двусторонней основе долгов по официальной помощи развитию;
• предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику.
Списание долга применяется обычно к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких условиях. Продажа долгов, особенно латиноамериканских стран, на вторичном рынке со скидкой от номинала активно используется кредиторами. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам в результате снижения ежегодных платежей, но размер долга при этом может и не снизиться, если не было прощения (списания) долга; напротив, его размер возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов, в том числе имеющих для банков принудительный характер.
Реструктуризация получила большое распространение. За 1976-2000 гг. двусторонний официальный долг членам Парижского клуба развивающихся и переходных стран был реструктурирован на сумму 392,7 млрд долл. на основе 307 соглашений. За 1997-2000 гг. кредиторы Парижского клуба заключили 40 соглашений
о реструктуризации обязательств по обслуживанию долга и просроченных долгов или об отсрочке на общую сумму 59 млрд долл., что означает снижение платежей на У3- 24 соглашения были заключены с бедными странами и содержали концессионные условия, 16 — со странами среднего уровня развития без концессий. Многие среднеразвитые страны благодаря проводимым стабилизационно-структурным преобразованиям вышли из процесса реструктуризации долгов с Парижским клубом, другие заканчивают этот процесс.
Первым шагом в урегулировании долговых обязательств стран с просроченной задолженностью является договоренность с МВФ. Предварительное одобрение Фондом программы мероприятий по упорядочению экономической ситуации в стране-должнике — это абсолютно необходимое условие для всех последующих решений. Договоренность с МВФ сразу же повышает кредитоспособность страны, Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом, в который входят страны-кредиторы. Членство в клубе служит для кредитора определенным гарантом возврата долгов. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба, в который входят более 600 банков.
Страны, реструктурирующие свои долги с членами Парижского клуба, как правило, имеют долговые обязательства также перед другими двусторонними официальными кредиторами, не входящими в Парижский клуб, а также перед коммерческими банками. Соглашение с Парижским клубом включает условие, требующее получение уступок и от других кредиторов на условиях не менее благоприятных, чем предоставил клуб. В 1995-1997 гг. 18 государств-кредиторов, не входящие в Парижский клуб, заключили 28 соглашений со странами-должниками о реструктуризации долгов. На практике соглашения с неорганизованными кредиторами, не входящими в Парижский или Лондонский клуб, часто не заключаются, поскольку институциональной системы для ведения переговоров не существует, и нет централизованного источника информации.
В 1997-1999 гг. двусторонние реструктуризации с неорганизованными официальными кредиторами осуществлялись в различных формах, преобладали три из них.
1. Наиболее распространенной формой было переоформление (решедьюлинг) выплат основной суммы и процентов на концессионных условиях и без них. Такими были соглашения о реструктуризации боливийских долгов Бразилии, киргизских долгов Таджикистану, коморских — Кувейту, таджикских — Турции и Узбекистану и др.
2. Второй формой реструктуризации было использование операций обратного выкупа значительной части долга с дисконтом. Например, долги Аргентине Бенин выкупил за 16 % от номинала, Гвинея - за 14 %, Гвинея и Замбия выкупили долги Чешской Республике за 11 %.
3. Третьей формой реструктуризации было частичное или полное прощение долгов. Например, Аргентина простила 70 % своих долговых требований к Экваториальной Гвинее, Египет согласился снизить свои требования к Танзании на 90 %, Словакия снизила свои долговые требования к Никарагуа до 10 %. Марокко полностью списала долги Мавритании, Венесуэла - Боливии, Южная Африка - Мозамбику, КНР простила все долги 16 беднейшим африканским странам.
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности,
33/
Процесс реструктуризации достаточно длительный, в нем можно выделить этапы. Сначала происходит реорганизация фот rescheduling) некоторых платежей по обслуживанию долга, сниженных во время консолидационного периода, а в некоторых случаях и долгов. И только после этого при выполнении всех условий реорганизуется долг (slock--af-debt operation), В 1995-1997 гг. такие операции но снижению долга получили Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Мали и Уганда. За последние 20 лет из 30 стран среднего уровня развития 23 закончили процесс реструктуризации; Алжир, Иордания, Перу и Россия близки к его завершению. Выход из процесса преобразования долговых обязательств означает значительный прогресс в этих странах в области макроэкономической стабилизации и структурной адаптации.
В мировой практике широкое распространение получили рыночные методы снижения внешней задолженности посредством различных конверсии (свопов) долгов, например, в акции местных предприятий, в другие долги со сменой кредитора, в национальную валюту, в проекты развития, охраны окружающей среды, в различные фонды. Своп долг/акции представляет собой соглашение об обмене долговых требований, обычно дисконтированных, в акции предприятий. В этом случае инвестор покупает на вторичном рынке долговые требования, деноминированные в иностранной валюте, с существенной скидкой.
На основе программы конверсии (свопа) долг/акции инвестор меняет долговые требования на местную валюту по номиналу и вкладывает средства в инвестиционный проект или в акции. Конверсия долга в форме свопов долга/акции означает погашение акциями невыплаченной части внешней задолженности фирмы или облигациями казначейства - части государственного долга. Банки-кредиторы получают, таким образом, часть собственности в предприятиях страп-должников, могут получать дивиденды или продавать акции на вторичном рынке.
Своп долг/долг предполагает смену иностранного кредитора, предоставившего кредит, на другого кредитора-нерезидента или резидента без изменения условий погашения кредита. Своп долг/местная валюта означает возврат капитала. В этом случае местный инвестор покупает долговые требования своей страны, деноминированные в иностранной валюте, на вторичном рынке, используя свои зарубежные средства или купив иностранную валюту.
Своп долги/развитие означает частичное финансирование проекта развития посредством обмена валютных долговых требований на местную валюту с дисконтом. Такие операции обычно осуществляют неправительственные иностранные организации. Они покупают долговые требования у первоначального кредитора со значительной скидкой на собственные средства и перепродают их правительству страны-должника, полученные средства в национальной валюте вкладываются в проект развития на основе предварительной договоренности с правительством принимающей страны. Подобные операции проводятся и с целью финансирования проектов по охране окружающей среды, создания различных социальных фондов: охраны материнства, детства и т. п. В табл. 14.1 приведены долговые свопы Парижского клуба за 1991-2000 гг.
Посредством своповых операций за 1991-2000 гг. кредиторы Парижского клуба снизили задолженность развивающихся и переходных стран на 4,5 млрд долл. Годовая стоимость операций в 1998 г. составила 932 млн долл., увеличившись
с 1991 г. почти в 7 раз. Половина долговых требований была обменена на акции, 42 % были обращены в помощь природе или вложены в экологические проекты; при этом доля концессионных реструктуризации составила около 23 %. Наиболее крупные операции по реструктуризации были проведены по долговым обязательствам (вмлндолл.) Египта (1648), Марокко (526), Перу (455), Кот-д'Ивуара (326); из стран с переходной экономикой - России (127), Польши (166 млн долл.).
Таблица 14.1 Долговые свопы Парижского клуба в 1991-2000 гг. по кредиторам и по типу свопа'
Страны-кредиторы | Типы свопа, млн долл. | |||
Акции | Природа/помощь | Другие | Всего | |
Австралия | 26 | - | - | 26 |
Бельгия | 184 | 222 | - | 406 |
Великобритания | 153 | - | - | 153 |
Германия | 160 | 264 | - | 424 |
Испания | 393 | - | - | 393 |
Италия | - | 33 | - | 33 |
Канада | - | 124 | - | 124 |
Нидерланды | - | 54 | - | 54 |
Финляндия | - | 40 | 131 | 171 |
Франция | 1248 | 158 | - | 1406 |
США | - | 154 | 177 | 331 |
Швейцария | - | 846 | 76 | 922 |
Швеция | 72 | 18 | - | 90 |
Всего | 2236 | 1913 | 383 | 4532 |