Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Операции по снижению внешней задолженности и платежей по ее обслужива­нию (СЗОД) представляют собой соглашения о реструктуризации долга между суверенным должником и консорциумом коммерческих банков, которые могут включать различные методы снижения или их комбинацию; обратный выкуп соб­ственных долгов по сниженной цене, обмен коммерческого долга на финансовые инструменты со значительной скидкой или новые бонды со снижением стоимо­сти долга. За 1987-1993 гг. было заключено 13 соглашений с развивающимися странами на базе операций по СЗОД. Общая сумма долга была снижена на 47 %; при этом шести странам долг был списан практически полностью (Боливия, Гайана, Мозамбик, Нигер, Филиппины, Чили); долг Аргентины был снижен на 48 %, Мек­сики - на 45 %, Венесуэлы - на 32 %.

Снижение долгового бремени требует определенных расходов со стороны долж­ников: по выкупу своих обязательств, выплате части процентов наличными, со­зданию залога под некоторые облигации, обмену долгов на облигации, за консуль­тационные услуги и др. Конкретно расходы по проведению вышеупомянутых операций составили 18 млрд долл., или 12 % от общей суммы долга, и 25 % от сни­жения долгов. Эти расходы были покрыты собственными валютными ресурсами стран-должников на одну треть. Остальные две трети были покрыты грантами, предоставленными странами-кредиторами в порядке официальной помощи раз­витию, а также новыми кредитами МВФ, кредитами или грантами Всемирного банка, и прежде всего MAP.



Соглашения о проведении операций по СЗОД повышают кредитоспособность должников и вероятность оплаты оставшегося долга, открывают возможности получения новых кредитов. От подобных соглашений получают выгоду и банки-кредиторы: улучшаются их балансы за счет сокращения безнадежных долгов, по­вышаются надежность и рыночный курс оставшихся у них долговых требований, восстанавливается платежеспособность их клиентов. Б некоторых случаях при реструктуризации значительная часть новых финансовых инструментов обеспе­чивается американскими казначейскими бондами с нулевым купоном с частич­ным сохранением процентных обязательств. Такие соглашения предлагают кре­дитору выбор инструментов снижения долгов и платежей.

Некоторые соглашения, заключенные в рамках плана Брейди, были поддержа­ны займами от официальных кредиторов. К реструктуризации можно отнести и продажи долгов со скидкой на вторичном рынке, конверсии долга в какие-либо национальные активы страны-должника, которые осуществляются по согласова­нию с кредиторами. Традиционный механизм реструктуризации предусматривает последовательиое выполнение определенных мероприятий:

•              принятие страной-должником согласованной с МВФ и Всемирным банком
программы стабилизации и структурных преобразований, поддержанной
концессионными кредитами;

« получение согласия Парижского клуба на реструктуризацию чистого пото­ка долговых платежей на концессионных условиях, а также реструктуриза­цию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения про­граммы, одобренной МВФ;

•   проведение страной-должником двусторонних переговоров со странами, не входящими в Парижский клуб, а также с частными кредиторами о предостав­лении ей таких же условий реструктуризации долгов, какие были предо­ставлены клубом;

•   частичное списание на двусторонней основе долгов по официальной помо­щи развитию;

•              предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику.

Списание долга применяется обычно к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких условиях. Про­дажа долгов, особенно латиноамериканских стран, на вторичном рынке со скид­кой от номинала активно используется кредиторами. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегод­но. Она дает временное облегчение должникам в результате снижения ежегод­ных платежей, но размер долга при этом может и не снизиться, если не было про­щения (списания) долга; напротив, его размер возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов, в том числе имеющих для банков принудитель­ный характер.

Реструктуризация получила большое распространение. За 1976-2000 гг. двусто­ронний официальный долг членам Парижского клуба развивающихся и переход­ных стран был реструктурирован на сумму 392,7 млрд долл. на основе 307 согла­шений. За 1997-2000 гг. кредиторы Парижского клуба заключили 40 соглашений


о реструктуризации обязательств по обслуживанию долга и просроченных дол­гов или об отсрочке на общую сумму 59 млрд долл., что означает снижение плате­жей на У3- 24 соглашения были заключены с бедными странами и содержали кон­цессионные условия, 16 — со странами среднего уровня развития без концессий. Многие среднеразвитые страны благодаря проводимым стабилизационно-струк­турным преобразованиям вышли из процесса реструктуризации долгов с Париж­ским клубом, другие заканчивают этот процесс.

Первым шагом в урегулировании долговых обязательств стран с просроченной задолженностью является договоренность с МВФ. Предварительное одобрение Фондом программы мероприятий по упорядочению экономической ситуации в стране-должнике — это абсолютно необходимое условие для всех последующих решений. Договоренность с МВФ сразу же повышает кредитоспособность стра­ны, Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решают­ся Парижским клубом, в который входят страны-кредиторы. Членство в клубе служит для кредитора определенным гарантом возврата долгов. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба, в который входят более 600 банков.

Страны, реструктурирующие свои долги с членами Парижского клуба, как правило, имеют долговые обязательства также перед другими двусторонними официальными кредиторами, не входящими в Парижский клуб, а также перед коммерческими банками. Соглашение с Парижским клубом включает условие, требующее получение уступок и от других кредиторов на условиях не менее бла­гоприятных, чем предоставил клуб. В 1995-1997 гг. 18 государств-кредиторов, не входящие в Парижский клуб, заключили 28 соглашений со странами-должника­ми о реструктуризации долгов. На практике соглашения с неорганизованными кредиторами, не входящими в Парижский или Лондонский клуб, часто не заклю­чаются, поскольку институциональной системы для ведения переговоров не су­ществует, и нет централизованного источника информации.

В 1997-1999 гг. двусторонние реструктуризации с неорганизованными официаль­ными кредиторами осуществлялись в различных формах, преобладали три из них.

1.  Наиболее распространенной формой было переоформление (решедьюлинг) выплат основной суммы и процентов на концессионных условиях и без них. Такими были соглашения о реструктуризации боливийских долгов Брази­лии, киргизских долгов Таджикистану, коморских — Кувейту, таджикских — Турции и Узбекистану и др.

2.  Второй формой реструктуризации было использование операций обратного выкупа значительной части долга с дисконтом. Например, долги Аргентине Бенин выкупил за 16 % от номинала, Гвинея - за 14 %, Гвинея и Замбия выкупили долги Чешской Республике за 11 %.

3.  Третьей формой реструктуризации было частичное или полное прощение долгов. Например, Аргентина простила 70 % своих долговых требований к Экваториальной Гвинее, Египет согласился снизить свои требования к Тан­зании на 90 %, Словакия снизила свои долговые требования к Никарагуа до 10 %. Марокко полностью списала долги Мавритании, Венесуэла - Боли­вии, Южная Африка - Мозамбику, КНР простила все долги 16 беднейшим африканским странам.



Глава 14. Урегулирование внешней задолженности,


33/



 



Процесс реструктуризации достаточно длительный, в нем можно выделить эта­пы. Сначала происходит реорганизация фот rescheduling) некоторых платежей по обслуживанию долга, сниженных во время консолидационного периода, а в не­которых случаях и долгов. И только после этого при выполнении всех условий реорганизуется долг (slock--af-debt operation), В 1995-1997 гг. такие операции но снижению долга получили Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Мали и Уганда. За последние 20 лет из 30 стран среднего уровня развития 23 закончили процесс реструктуризации; Алжир, Иордания, Перу и Россия близки к его завершению. Выход из процесса преобразования долговых обязательств означает значитель­ный прогресс в этих странах в области макроэкономической стабилизации и струк­турной адаптации.

В мировой практике широкое распространение получили рыночные методы снижения внешней задолженности посредством различных конверсии (свопов) долгов, например, в акции местных предприятий, в другие долги со сменой кре­дитора, в национальную валюту, в проекты развития, охраны окружающей среды, в различные фонды. Своп долг/акции представляет собой соглашение об обмене долговых требований, обычно дисконтированных, в акции предприятий. В этом случае инвестор покупает на вторичном рынке долговые требования, деномини­рованные в иностранной валюте, с существенной скидкой.

На основе программы конверсии (свопа) долг/акции инвестор меняет долго­вые требования на местную валюту по номиналу и вкладывает средства в инвес­тиционный проект или в акции. Конверсия долга в форме свопов долга/акции означает погашение акциями невыплаченной части внешней задолженности фир­мы или облигациями казначейства - части государственного долга. Банки-кредиторы получают, таким образом, часть собственности в предприятиях страп-должников, могут получать дивиденды или продавать акции на вторичном рынке.

Своп долг/долг предполагает смену иностранного кредитора, предоставивше­го кредит, на другого кредитора-нерезидента или резидента без изменения усло­вий погашения кредита. Своп долг/местная валюта означает возврат капитала. В этом случае местный инвестор покупает долговые требования своей страны, деноминированные в иностранной валюте, на вторичном рынке, используя свои зарубежные средства или купив иностранную валюту.

Своп долги/развитие означает частичное финансирование проекта развития посредством обмена валютных долговых требований на местную валюту с дис­контом. Такие операции обычно осуществляют неправительственные иностранные организации. Они покупают долговые требования у первоначального кредитора со значительной скидкой на собственные средства и перепродают их правитель­ству страны-должника, полученные средства в национальной валюте вкладывают­ся в проект развития на основе предварительной договоренности с правительством принимающей страны. Подобные операции проводятся и с целью финансирова­ния проектов по охране окружающей среды, создания различных социальных фондов: охраны материнства, детства и т. п. В табл. 14.1 приведены долговые свопы Парижского клуба за 1991-2000 гг.

Посредством своповых операций за 1991-2000 гг. кредиторы Парижского клу­ба снизили задолженность развивающихся и переходных стран на 4,5 млрд долл. Годовая стоимость операций в 1998 г. составила 932 млн долл., увеличившись


с 1991 г. почти в 7 раз. Половина долговых требований была обменена на акции, 42 % были обращены в помощь природе или вложены в экологические проекты; при этом доля концессионных реструктуризации составила около 23 %. Наибо­лее крупные операции по реструктуризации были проведены по долговым обязатель­ствам (вмлндолл.) Египта (1648), Марокко (526), Перу (455), Кот-д'Ивуара (326); из стран с переходной экономикой - России (127), Польши (166 млн долл.).

Таблица 14.1 Долговые свопы Парижского клуба в 1991-2000 гг. по кредиторам и по типу свопа'

 

Страны-кредиторы

Типы свопа, млн долл.

Акции

Природа/помощь

Другие

Всего

Австралия

26

-

-

26

Бельгия

184

222

-

406

Великобритания

153

-

-

153

Германия

160

264

-

424

Испания

393

-

-

393

Италия

-

33

-

33

Канада

-

124

-

124

Нидерланды

-

54

-

54

Финляндия

-

40

131

171

Франция

1248

158

-

1406

США

-

154

177

331

Швейцария

-

846

76

922

Швеция

72

18

-

90

Всего

2236

1913

383

4532

Информация о работе Долговой кризис