Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
' Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 58.
гнздел in. газвивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
403
Кредиторы по-разному строят свои отношения с бедными странами, и это отражается в используемых ими комбинациях методов облегчения долговой нагрузки, нового кредитования й безвозмездного финансирования. Когда долги превышали допустимый уровень, кредиторы Парижского клуба использовали методы концессионного решедьюлинга для снижения платежей. В результате норма обслуживания долга бедных стран к 1999 г. снизилась до 15 % от экспортных доходов.
С 1990 г. начал иськонцессионные переоформления долгов и стран со средним уровнем развития на основе Хьюстонских условий. Они предусматривают радикальное изменение политики Парижского клуба в отношении среднеразвитых стран с чрезмерной задолженностью. В соответствии с условиями Хьюстона, допускается возможность погашения странами-должниками консолидированных займов в рамках официальной помощи развитию в течение 20 лет, включая 10-летний льготный период. Консолидированные экспортные кредиты и официальные займы, полученные вне рамок официальной помощи развитию, подлежат погашению в течение 15 лет с периодом отсрочки платежей до 8 лет.
К концу 1990-х гг. сложилась система традиционных механизмов облегчения долговой нагрузки. Под традиционными механизмами, по определению МВФ, принято понимать комплекс методов снижения долговой нагрузки, осуществляемый тремя группами кредиторов: государствами — членами Парижского клуба, государствами-кредиторами, не входящими в клуб, и частными кредиторами. Базовыми считаются механизмы, используемые Парижским клубом на условиях Неаполя; при этом другие государственные и частные кредиторы должны предоставить по крайней мере сопоставимые условия.
Система традиционных механизмов облегчения долга включает концессионное переоформление долгов, прощение долгов по официальной помощи развитию членам Парижского клуба, переоформление и прощение официальных долгов не членам клуба, ослабление долговой нагрузки по частным кредитам и операции по обратному выкупу собственных долгов.
Облегчение долговой нагрузки с помощью традиционных механизмов выражается в сокращении потоков наличности из стран-должников в результате сни- ■ жения платежей по обслуживанию долга из-за их списания/отсрочки или снижения основной суммы долга. Снижение долговых платежей методом их отсрочки очень важно для стран с дефицитным текущим платежным балансом, но ослабление долговой нагрузки дается только на период консолидации, а в дальнейшем платежи возрастут.
В 1996 г. были одобрены совместные Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью, реализация которых оценивалась в 29 млрд долл. Инициативы распространялись на те страны, для которых традиционные механизмы облегчения долга оказались недостаточными. Центральное место в Инициативах занимают усилия принимающих стран, направленные на макроэкономическую и структурную адаптацию, социальные реформы с целью снижения уровня бедности, улучшения здравоохранения и начального образования.
Усилия стран-реципиентов дополняются обязательствами со стороны международного финансового сообщества в лице Парижского клуба и других кредиторов стремиться к нормализации долговой ситуации в этих странах, т.е. к дости-
жению отношения государственного и гарантированного государством внешнего долга и платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и нефакторных услуг-до 200-250 и 20-25 % соответственно.
В апреле 1997 г. Уганда была первой страной, которая прошла первую подготовительную стадию и достигла решающей точки, когда вступают в действие Инициативы. В связи с успешным осуществлением реформ МВФ и MAP согласились сократить вторую стадию до одного года. Таким образом, к апрелю 1998 г. Уганда подошла к завершающему этапу и получила снижение внешнего долга до 202 % к экспортным доходам. В соответствии с соглашением МВФ снижает свои требования к Уганде на 70 млн долл., или на 30 %, на следующие 9 лет. В сентябре 1997 г. МВФ и MAP распространили Инициативы на Боливию и Буркина-Фасо. Долг Боливии был снижен до 225 % к сентябрю 1998 г., Буркина-Фасо - до 205 %. К апрелю 2000 г. Бенин в июле 1997 г. достиг решающей точки, и его долговая ситуация без какой-либо помощи достигла удовлетворительного уровня.
В сентябре 1999 г. МВФ принял решение разработать новую стратегию снижения бедности на базе экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility -PRGF) вместо действовавшего с 1987 г. Расширенного фонда структурной перестройки (Enhanced Structural Adjustment Facility - ESAF). В разработке стратегии приняли участие Всемирный банк, другие двусторонние и многосторонние организации, которые выступают в качестве доноров, ибо финансирование стратегии не должно увеличивать долги принимающих стран. Национальные программы для реализации стратегии составляются самими принимающими странами с участием местной общественности, им помогают международные эксперты. Задача состоит в том, чтобы программа была максимально адаптирована к местным условиям, и ее реализация действительно сокращала бы количество бедных людей, защищала бы их во время проведения экономических преобразований.
14.1.5. Методы урегулирования платежных трудностей стран с переходной экономикой
Общее количество стран с экономикой, переходной к рынку, 28, в том числе стран Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, - 16. Удельный вес группы переходных стран в мировом валовом продукте в 2000 г. оценивался в 5,9 %, в мировом экспорте товаров и услуг — 4,3 %; в том числе доля стран Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, - 2,3 и 2,2 %; государств СНГ и Монголии - 3,6 и 2,1 %. Удельный вес России, по данным МВФ, в мировом ВВП составил 2,5 %, в мировом экспорте товаров и услуг - 1,5 % • Доля России в совокупном ВВП государств с переходной экономикой составила 42,0 %, в совокупном экспорте — 34,3 %, в совокупном внешнем долге — 39,2 %, в платежах по обслуживанию долга - 22,7 %,
В группе стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) рост ВВП начался в 1994 г., среднегодовой темп за 1994-2000 гг. составил 3,3 % ВВП. Польша и Словения не имели отрицательных значений роста в 1993-2000 гг., Словакия -с 1994 г.; темпы экономического роста Боснии и Герцеговины в 1995-1997 гг. в среднегодовом исчислении поднимались до 53 %. Группа стран ЦВЕ не имела совокупной трехзначной инфляции с 1993 г.; в некоторых странах ЦВЕ темпы инфляции вообще не поднимались до трехзначных показателей, в том числе
404
Раздел 111, Развивающид с я страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
405
в Венгрии, Польше, Чехии, Словении. Балтийские государства начали преодолевать чрезмерный рост потребительских цен с 1994 г.; страны СНГ - с 1996 г.
Страны СНГ только в 1999 г. преодолели падение ВВП. В Белоруссии положительные темпы роста ВВП были отмечены с 1996 г.; в Украине — с 2000 г, В странах Закавказья и Центральной Азии падение производства приостановилось в 1996 г.; положительные темпы роста ВВП Армения имеет с 1994 г., Грузия -с 1995 г., Азербайджан, Киргизия, Узбекистан - с 1996 г.; в Казахстане оживление экономики началось в 1996 г. В России падение ВВП приостановилось в 1997 г., в 1998 г. — минус 4,9 %; с 1999 г. начался рост, который к 2003 г. составил, по оценкам, 36 %.
В соответствии с достигнутыми результатами в интеграции в мировое хозяйство и в экономических преобразованиях в группу наиболее продвинутых в группе стран с переходной экономикой в 1996 г. МВФ включил Чехию, Венгрию, Эстонию, Польшу, Словацкую республику, Хорватию, Латвию, Словению, Литву. Среди показателей, которые учитываются при оценке результатов, внешнеторговые квоты, приток капитала на душу населения, уровень инфляции, темпы роста ВВП и др. В 1990-е гг. внешнее финансирование стран с переходной экономикой осуществляли официальные и частные кредиторы развитых стран (табл. 14.3). От официальных кредиторов ресурсы поступали в виде официальной помощи развитию, других средств на цели развития, в том числе списаний и переоформления долгов членам Парижского клуба, а также посредством предоставления официально гарантированных экспортных кредитов, главным получателем которых является Россия — 55,5 млрд долл. на начало 2000 г.
Таблица 14.3
Чистое внешнее финансирование стран с переходной экономикой в 1992-2001 гг., млрд долл.'
Источники и виды финансирования | Годы | |||||||||
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Всего | 12,4 | 18,3 | 11,1 | 29,7 | 32,9 | 71,5 | 52,9 | 47,4 | 36,0 | 38,3 |
Не образующее ДОЛГОВ | 6,2 | 8,8 | 15,3 | 11,7 | 14,7 | . 30,9 | 21,8 | 23,1 | 23,9 | 27,3 |
ПИИ и акции | 3,2 | 6,1 | 5,6 | 13,4 | 13,3 | 19,9 | 22,0 | 21,3 | 23,3 | 26,8 |
Заемное | 6,1 | 9,5 | -4,2 | 17,9 | 18,1 | 40,6 | 31,1 | 24,3 | 12,1 | 11,4 |
В том числе | ||||||||||
Официальные кредиторы | 2,9 | -0,8 | -10,7 | -4,7 | 4,9 | 19,0 | 8,2 | -0,2 | -0,5 | -0,6 |
МВФ | 1,6 | 3,7 | 2,4 | 4,7 | 3,7 | 2,5 | 5,5 | -3,6 | 0,0 | 0.0 |
Банки | -1,2 | 7,4 | 4,2 | - 1,7 | 2,3 | 4,1 | 2,9 | -0,4 | 1,2 | 1,3 |
Другие частные инвесторы | 4,5 | 2,8 | 2,3 | 24,4 | 10,9 | 17,5 | 20,0 | 24,8 | 11,4 | 10,3 |
Источник: IMF. World Economic Outlook. - Wash., October 2000. - P. 246.
, Ведущая роль в официальном финансировании переходных стран принадлежит МВФ, кредиты которого служат гарантией получения не только других официальных, но ичастных ресурсов. Из стран ЦВЕ наибольшую поддержку от МВФ получили Болгария и Румыния (около 40 млрддолл. каждая за 1992-1998 гг.). Чехия вообще не получала кредитов МВФ, Польша прекратила обращаться за помощью к МВФ в 1995 г., Венгрия - в 1998 г. За 1992-2000 гг. чистое кредитование стран СНГ по линии МВФ составило 16,4 млрд долл. С 1999 г. долг России МВФ стал снижаться, к январю 2004 г. он составил 5,1 млрд долл.
За 1990-2001 гг. совокупный чистый приток внешнего финансирования в страны с переходной экономикой составил 366,1 млрд долл., из которых 52,2 % было получено в кредит. Остальные 160 млрд долл. полученных средств не образовали долгов, поскольку они поступили в виде прямых иностранных инвестиций, портфельных инвестиций в акционерный капитал, а также представляли собой списания и реструктуризацию внешних долгов. За тот же период совокупный чистый приток капитала в переходные страны составил 205,6 млрд долл., в том числе приток официального капитала составил 13 %, частного капитала - 87 %.
Внешний долг (БД) стран с переходной экономикой увеличился с 1985 г. по 1991 г. более чем в 1,5 раза, а за 1991-2001 гг. он возрос еще в 2,1 раза; платежи по обслуживанию долга (ОВД) с 1985 по 1991 г. возросли на 40 %, к 2001 г. они увеличились еще на 83,4 %. Доля стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в общей сумме долга переходных стран составила в 1985 г. 51,0 %, в 1989 г. — 64,1 %, в 2001 г. - около 50 %. К 1991 г. отношение внешнего долга стран ЦВЕ к экспорту товаров и услуг достигло максимума для этой группы стран (ПО %) и стало снижаться, опустившись к 2002 г. до 95 %. Отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг (ОВД) к 1988 г. достигло опасного уровня (21,0 %), затем снизилось к 2001 г. до 17,5 % (табл. 14.4).
В отношении стран с переходной экономикой применяется далеко не весь арсенал методов урегулирования внешней задолженности, получившего широкое распространение в отношении развивающихся стран. Общепринятый подход в определенной степени распространен в странах Центральной и Восточной Европы. Специфика этих стран состоит в том, что проблема внешнего долга Западу возникла до распада СЭВ. Их совокупный внешний долг составил в 1981 г. 52,4 млрддолл.; в том числе долг Польши равнялся 26,2 млрддолл., ГДР -~ 14,2 млрд долл., Румынии - 10,2 млрд долл., Венгрии - 8,7 млрд долл. Задолженность Чехословакии и Болгарии была значительно ниже- 4,1 и 3,2 млрддолл. соответственно. К1990 г. совокупный долг этих стран увеличился до 108,4 млрд долл. за счет Польши, Венгрии, Болгарии.
В 1990 г. ряд стран ЦВЕ находились на уровне обремененных долгами развивающихся стран по отношению внешнего долга к доходам от экспорта товаров и услуг. Для Польши показатель ВД/ЭТУ был 26,3 %, для Болгарии - 20,5 %. для Венгрии - 18,8 %. Большие социально-экономические трудности переживала Румыния в 1980-х гг. из-за долговых платежей. Правительство Н. Чаушеску, резко ограничивая внутреннее потребление, добилось роста валютных поступлений более чем В 13 раз за 1981-1988 гг. и погасило нею внешнюю задолженность в размере 21 млрд долл.