Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

'    Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 58.



гнздел in. газвивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


403



 



Кредиторы по-разному строят свои отношения с бедными странами, и это от­ражается в используемых ими комбинациях методов облегчения долговой нагруз­ки, нового кредитования й безвозмездного финансирования. Когда долги превы­шали допустимый уровень, кредиторы Парижского клуба использовали методы концессионного решедьюлинга для снижения платежей. В результате норма об­служивания долга бедных стран к 1999 г. снизилась до 15 % от экспортных доходов.

С 1990 г. начал иськонцессионные переоформления долгов и стран со средним уровнем развития на основе Хьюстонских условий. Они предусматривают ради­кальное изменение политики Парижского клуба в отношении среднеразвитых стран с чрезмерной задолженностью. В соответствии с условиями Хьюстона, до­пускается возможность погашения странами-должниками консолидирован­ных займов в рамках официальной помощи развитию в течение 20 лет, включая 10-летний льготный период. Консолидированные экспортные кредиты и офи­циальные займы, полученные вне рамок официальной помощи развитию, под­лежат погашению в течение 15 лет с периодом отсрочки платежей до 8 лет.

К концу 1990-х гг. сложилась система традиционных механизмов облегчения долговой нагрузки. Под традиционными механизмами, по определению МВФ, принято понимать комплекс методов снижения долговой нагрузки, осуществляе­мый тремя группами кредиторов: государствами — членами Парижского клуба, государствами-кредиторами, не входящими в клуб, и частными кредиторами. Базовыми считаются механизмы, используемые Парижским клубом на условиях Неаполя; при этом другие государственные и частные кредиторы должны предо­ставить по крайней мере сопоставимые условия.

Система традиционных механизмов облегчения долга включает концессионное переоформление долгов, прощение долгов по официальной помощи развитию членам Парижского клуба, переоформление и прощение официальных долгов не членам клуба, ослабление долговой нагрузки по частным кредитам и операции по обратному выкупу собственных долгов.

Облегчение долговой нагрузки с помощью традиционных механизмов выра­жается в сокращении потоков наличности из стран-должников в результате сни- ■ жения платежей по обслуживанию долга из-за их списания/отсрочки или сниже­ния основной суммы долга. Снижение долговых платежей методом их отсрочки очень важно для стран с дефицитным текущим платежным балансом, но ослабле­ние долговой нагрузки дается только на период консолидации, а в дальнейшем платежи возрастут.

В 1996 г. были одобрены совместные Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью, реализация которых оценивалась в 29 млрд долл. Инициативы распространялись на те страны, для которых традиционные механизмы облегчения долга оказались недостаточными. Центральное место в Инициативах занимают усилия принима­ющих стран, направленные на макроэкономическую и структурную адаптацию, социальные реформы с целью снижения уровня бедности, улучшения здраво­охранения и начального образования.

Усилия стран-реципиентов дополняются обязательствами со стороны между­народного финансового сообщества в лице Парижского клуба и других кредито­ров стремиться к нормализации долговой ситуации в этих странах, т.е. к дости-


жению отношения государственного и гарантированного государством внешнего долга и платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и нефакторных услуг-до 200-250 и 20-25 % соответственно.

В апреле 1997 г. Уганда была первой страной, которая прошла первую подгото­вительную стадию и достигла решающей точки, когда вступают в действие Ини­циативы. В связи с успешным осуществлением реформ МВФ и MAP согласились сократить вторую стадию до одного года. Таким образом, к апрелю 1998 г. Уганда подошла к завершающему этапу и получила снижение внешнего долга до 202 % к экспортным доходам. В соответствии с соглашением МВФ снижает свои требо­вания к Уганде на 70 млн долл., или на 30 %, на следующие 9 лет. В сентябре 1997 г. МВФ и MAP распространили Инициативы на Боливию и Буркина-Фасо. Долг Боливии был снижен до 225 % к сентябрю 1998 г., Буркина-Фасо - до 205 %. К апрелю 2000 г. Бенин в июле 1997 г. достиг решающей точки, и его долговая ситуация без какой-либо помощи достигла удовлетворительного уровня.

В сентябре 1999 г. МВФ принял решение разработать новую стратегию сниже­ния бедности на базе экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility -PRGF) вместо действовавшего с 1987 г. Расширенного фонда структурной пере­стройки (Enhanced Structural Adjustment Facility - ESAF). В разработке стратегии приняли участие Всемирный банк, другие двусторонние и многосторонние орга­низации, которые выступают в качестве доноров, ибо финансирование стратегии не должно увеличивать долги принимающих стран. Национальные программы для реализации стратегии составляются самими принимающими странами с учас­тием местной общественности, им помогают международные эксперты. Задача состоит в том, чтобы программа была максимально адаптирована к местным усло­виям, и ее реализация действительно сокращала бы количество бедных людей, защищала бы их во время проведения экономических преобразований.

14.1.5. Методы урегулирования платежных трудностей стран с переходной экономикой

Общее количество стран с экономикой, переходной к рынку, 28, в том числе стран Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, - 16. Удель­ный вес группы переходных стран в мировом валовом продукте в 2000 г. оцени­вался в 5,9 %, в мировом экспорте товаров и услуг — 4,3 %; в том числе доля стран Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, - 2,3 и 2,2 %; государств СНГ и Монголии - 3,6 и 2,1 %. Удельный вес России, по данным МВФ, в мировом ВВП составил 2,5 %, в мировом экспорте товаров и услуг - 1,5 % • Доля России в совокупном ВВП государств с переходной экономикой составила 42,0 %, в совокупном экспорте — 34,3 %, в совокупном внешнем долге — 39,2 %, в платежах по обслуживанию долга - 22,7 %,

В группе стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) рост ВВП начался в 1994 г., среднегодовой темп за 1994-2000 гг. составил 3,3 % ВВП. Польша и Сло­вения не имели отрицательных значений роста в 1993-2000 гг., Словакия -с 1994 г.; темпы экономического роста Боснии и Герцеговины в 1995-1997 гг. в среднегодовом исчислении поднимались до 53 %. Группа стран ЦВЕ не имела совокупной трехзначной инфляции с 1993 г.; в некоторых странах ЦВЕ темпы инфляции вообще не поднимались до трехзначных показателей, в том числе



404


Раздел 111, Развивающид с я страны: внешнее финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


405



 



в Венгрии, Польше, Чехии, Словении. Балтийские государства начали преодоле­вать чрезмерный рост потребительских цен с 1994 г.; страны СНГ - с 1996 г.

Страны СНГ только в 1999 г. преодолели падение ВВП. В Белоруссии положи­тельные темпы роста ВВП были отмечены с 1996 г.; в Украине — с 2000 г, В стра­нах Закавказья и Центральной Азии падение производства приостановилось в 1996 г.; положительные темпы роста ВВП Армения имеет с 1994 г., Грузия -с 1995 г., Азербайджан, Киргизия, Узбекистан - с 1996 г.; в Казахстане оживле­ние экономики началось в 1996 г. В России падение ВВП приостановилось в 1997 г., в 1998 г. — минус 4,9 %; с 1999 г. начался рост, который к 2003 г. составил, по оцен­кам, 36 %.

В соответствии с достигнутыми результатами в интеграции в мировое хозяй­ство и в экономических преобразованиях в группу наиболее продвинутых в груп­пе стран с переходной экономикой в 1996 г. МВФ включил Чехию, Венгрию, Эс­тонию, Польшу, Словацкую республику, Хорватию, Латвию, Словению, Литву. Среди показателей, которые учитываются при оценке результатов, внешнеторго­вые квоты, приток капитала на душу населения, уровень инфляции, темпы роста ВВП и др. В 1990-е гг. внешнее финансирование стран с переходной экономикой осуществляли официальные и частные кредиторы развитых стран (табл. 14.3). От официальных кредиторов ресурсы поступали в виде официальной помощи развитию, других средств на цели развития, в том числе списаний и переоформ­ления долгов членам Парижского клуба, а также посредством предоставления официально гарантированных экспортных кредитов, главным получателем кото­рых является Россия — 55,5 млрд долл. на начало 2000 г.

Таблица 14.3

Чистое внешнее финансирование стран с переходной экономикой в 1992-2001 гг., млрд долл.'

 

Источники и виды финан­сирования

Годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Всего

12,4

18,3

11,1

29,7

32,9

71,5

52,9

47,4

36,0

38,3

Не образующее ДОЛГОВ

6,2

8,8

15,3

11,7

14,7

. 30,9

21,8

23,1

23,9

27,3

ПИИ и акции

3,2

6,1

5,6

13,4

13,3

19,9

22,0

21,3

23,3

26,8

Заемное

6,1

9,5

-4,2

17,9

18,1

40,6

31,1

24,3

12,1

11,4

В том числе

Официальные кредиторы

2,9

-0,8

-10,7

-4,7

4,9

19,0

8,2

-0,2

-0,5

-0,6

МВФ

1,6

3,7

2,4

4,7

3,7

2,5

5,5

-3,6

0,0

0.0

Банки

-1,2

7,4

4,2

- 1,7

2,3

4,1

2,9

-0,4

1,2

1,3

Другие частные инвесторы

4,5

2,8

2,3

24,4

10,9

17,5

20,0

24,8

11,4

10,3

Источник: IMF. World Economic Outlook. - Wash., October 2000. - P. 246.


, Ведущая роль в официальном финансировании переходных стран принадле­жит МВФ, кредиты которого служат гарантией получения не только других офи­циальных, но ичастных ресурсов. Из стран ЦВЕ наибольшую поддержку от МВФ получили Болгария и Румыния (около 40 млрддолл. каждая за 1992-1998 гг.). Чехия вообще не получала кредитов МВФ, Польша прекратила обращаться за помощью к МВФ в 1995 г., Венгрия - в 1998 г. За 1992-2000 гг. чистое кредито­вание стран СНГ по линии МВФ составило 16,4 млрд долл. С 1999 г. долг России МВФ стал снижаться, к январю 2004 г. он составил 5,1 млрд долл.

За 1990-2001 гг. совокупный чистый приток внешнего финансирования в стра­ны с переходной экономикой составил 366,1 млрд долл., из которых 52,2 % было получено в кредит. Остальные 160 млрд долл. полученных средств не образо­вали долгов, поскольку они поступили в виде прямых иностранных инвести­ций, портфельных инвестиций в акционерный капитал, а также представляли собой списания и реструктуризацию внешних долгов. За тот же период сово­купный чистый приток капитала в переходные страны составил 205,6 млрд долл., в том числе приток официального капитала составил 13 %, частного капита­ла - 87 %.

Внешний долг (БД) стран с переходной экономикой увеличился с 1985 г. по 1991 г. более чем в 1,5 раза, а за 1991-2001 гг. он возрос еще в 2,1 раза; платежи по обслуживанию долга (ОВД) с 1985 по 1991 г. возросли на 40 %, к 2001 г. они увеличились еще на 83,4 %. Доля стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в общей сумме долга переходных стран составила в 1985 г. 51,0 %, в 1989 г. — 64,1 %, в 2001 г. - около 50 %. К 1991 г. отношение внешнего долга стран ЦВЕ к экспорту товаров и услуг достигло максимума для этой группы стран (ПО %) и стало сни­жаться, опустившись к 2002 г. до 95 %. Отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг (ОВД) к 1988 г. достигло опасного уровня (21,0 %), затем снизи­лось к 2001 г. до 17,5 % (табл. 14.4).

В отношении стран с переходной экономикой применяется далеко не весь ар­сенал методов урегулирования внешней задолженности, получившего широкое распространение в отношении развивающихся стран. Общепринятый подход в определенной степени распространен в странах Центральной и Восточной Евро­пы. Специфика этих стран состоит в том, что проблема внешнего долга Западу возникла до распада СЭВ. Их совокупный внешний долг составил в 1981 г. 52,4 млрддолл.; в том числе долг Польши равнялся 26,2 млрддолл., ГДР -~ 14,2 млрд долл., Румынии - 10,2 млрд долл., Венгрии - 8,7 млрд долл. Задолжен­ность Чехословакии и Болгарии была значительно ниже- 4,1 и 3,2 млрддолл. соответственно. К1990 г. совокупный долг этих стран увеличился до 108,4 млрд долл. за счет Польши, Венгрии, Болгарии.

В 1990 г. ряд стран ЦВЕ находились на уровне обремененных долгами разви­вающихся стран по отношению внешнего долга к доходам от экспорта товаров и услуг. Для Польши показатель ВД/ЭТУ был 26,3 %, для Болгарии - 20,5 %. для Венгрии - 18,8 %. Большие социально-экономические трудности переживала Румыния в 1980-х гг. из-за долговых платежей. Правительство Н. Чаушеску, рез­ко ограничивая внутреннее потребление, добилось роста валютных поступлений более чем В 13 раз за 1981-1988 гг. и погасило нею внешнюю задолженность в размере 21 млрд долл.

Информация о работе Долговой кризис