Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)


406

Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы

Таблица 14А Внешние долги и платежи стран с переходной экономикой в 1985-2001 гг.'

Страны с переходной экономикой

1985 г.

1991 г.

1998 г.

2001 г.

Внешний долг, млрд долл.

Все страны

114,2

174,9

347,3

372,1

Страны ЦВЕ

85,3

108,2

161,4

183,3

СССР/Россия

28,9

66,5

152,4

150,4

Белоруссия и Украина

0,0

0,0

14,3

14,2

Страны Закавказья и Центральной Азии

0,0

0,0

19,2

24,2

Внешнийдолг/ЭТУг, %

Все страны

72,3

131,2

121,0

107,2

Страны ЦВЕ

131,9

170,5

101,5

94,6

СССР/Россия

31,4

95,6

174,6

142,3

ОВД",млрд долл.

Все страны

20,3

28,3

50,3

51,9

Страны ЦВЕ

12,6

11,6

28,1

33,8

СССР/Россия

7,7

16,7

16,3

12.9

Белоруссия и Украина

0,0

0,0

2,3

2,4

Страны Закавказья и Цетральной Азии

0,0

0,0

3.7

2,9

ОВД/ЭТУ, %

Все страны

12,9

21,2

17,5

15,0

Страны ЦВЕ

19,4

18,2

17,7

17,5

СССР/Россия

8,3

24,0

18,7

12,2

Чехословакия проводила осторожную политику в отношении внешних заим­ствований и не имела проблемы внешнего долга, ее долг в 1990 г. практически остался на уровне 1981 г. У Венгрии были значительные долги — 21,3 млрд долл. в 1990 г., но она строго выполняла свои платежные обязательства и обеспечила себе репутацию первоклассного заемщика. Большие долговые проблемы были у Польши. В 1981-1989 гг. Польша четыре раза заключала соглашения о реструк­туризации долга с официальными кредиторами и семь раз — с коммерческими бан­ками; тем не менее польский внешний долг в 1990 г. приблизился к 50 млрд долл.

После вступления на путь рыночных преобразований Польша проявила готов­ность к выполнению обязательств перед МВФ по перестройке экономики. Эко-

Источник: IMF. World Economic Outlook. - Wash., May 1993.  - P.   183-184; October

2000. - P. 256-257.

ЭТУ — экспорт товаров и услуг.

ОВД — обслуживание внешнего долга (платежи).


407

Глава 14. Урегулирование внешней задолженности

номическая политика Польши отличалась инициативностью и последовательно­стью в проведении реформ. В результате ей удалось договориться с официальны­ми кредиторами, на долю которых приходилось более половины внешнего долга страны. В 1991 г. в рамках Парижского клуба было заключено соглашение с Поль­шей о снижении долга и его обслуживания на 50 %. Оставшаяся часть долга была пролонгирована на 19-23 лет с льготным периодом в 4-12 лет с прогрессивной шкалой амортизации, обеспечивающей постепенное возрастание долговой на­грузки.

Снижение польского долга осуществлялось в два этапа под наблюдением МВФ. Первый этап длился три года и завершился 31 марта 1994 г. За это время размер долга был снижен на 30 %, а 80 % просроченных процентных платежей были спи­саны. Основной польский долг был снижен на 2,9 млрд долл., его обслуживание -наб млрд долл. В феврале 1994 г. МВФ подтвердил выполнение Польшей взятых на себя обязательств и предоставил ей новый кредит, после чего начался второй этап снижения долга еще на 20 %. В соответствии с соглашением предусматрива­лось сокращение польских долговых обязательств еще на 10 % на основе двусто­ронних соглашений с кредиторами путем конверсии долгов в специальные фон­ды в злотых.

В сентябре 1994 г. Польша заключила соглашение с коммерческими банками Запада. Соглашение охватывало долг в размере 13 млрд долл., который снижался на 6,6 млрд долл. Был предусмотрен выкуп обязательств на сумму 2,4 млрд долл. по цене 45 центов за доллар, а также обмен обязательств на 4,5 млрд долл. на об­лигации того же или сниженного номинала (55 центов за доллар) со сроком вы­платы 30 лет. Облигации обеспечивались залогом в 900 млн долл. в виде билетов американского казначейства, которые размещаются в ФРС США с использова­нием в октябре 2024 г. Расходы Польши по реализации соглашения составили 1,,9 млрд долл., из которых 1,2 млрд долл. покрываются кредитами МВФ и МБРР.

За 1981-1999 гг. кредиторы Парижского клуба заключили со странами ЦВЕ 19 соглашений о реструктуризации внешних долгов и платежей по их обслужи­ванию на общую сумму 71 млрд долл. С Польшей кредиторы Парижского клуба заключили (1981-1991 гг.) б соглашений на общую сумму 63,7 млрд долл., с быв­шей Югославией (1984-1988) - 4 соглашения на 3,5 млрд долл., с Болгарией (1991-1994) - 3 соглашения на 1,0 млрд долл., с Румынией (1982-1983) - 2 со­глашения на 0,97 млрд долл., с Хорватией (1995) — 1 соглашение — 0,86 млрд долл., с Македонией (1995) - 1 соглашение на 0,28 млрд долл., с Албанией (1998-1999) -2 соглашения на 0,2 млрд долл. К концу 1990-х гг. большинство стран ЦВЕ вышли из процесса реструктуризации долгов Парижскому клубу.

Бывшие советские республики (кроме России) в качестве независимых госу­дарств долгов западным кредиторам не имели, поскольку долги СССР взяла па себя Россия. С 1991-1992 гг. в большинстве стран СНГ долговая зависимость нараста­ла, и проблема урегулирования внешней задолженности Западу, России и другим странам СНГ становится важнейшей целью государственной политики. В нача­ле 2000 г. Украина находилась на грани долгового кризиса. Украинское правитель­ство категорически отказалось выплачивать проценты по еврооблигациям, Которые были приобретены в основном мелкими вкладчиками Германии, и в односторон­нем порядке объявило об изменении срока погашения долга с 2001 до 2007 г.



408


Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


409



 



14.2. Институционально-структурные преобразования в развивающихся странах

14.2.1. От госкапитализма к рынку

За 1980-е гг. разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличился не только количественно, но и качественно в результате достижения развитыми странами более высокого уровня развития и снижения уровня развивающихся стран вследствие долгового кризиса. Все это требовало кардинальных преобра­зований в развивающихся странах. Опыт латиноамериканских и других стран-должников показал, что реструктуризация внешних долгов, их списание, продажа на вторичном рынке, конверсия и другие мероприятия по ослаблению долгового бремени и сокращению задолженности сами но себе приносят лишь временное облегчение, но не решают проблему кардинально. Мероприятия по облегчению долгового бремени эффективны лишь в сочетании со стабилизационными и струк­турными реформами. Долговой кризис 1980-х гг. в основе своей имел не столько финансовые трудности этих стран, сколько структурное несоответствие их эко­номик мирохозяйственной системе в условиях развивающейся глобализации.

Долговой кризис, конечно, не породил концепцию экономической либерализации, она декларировалась в Латинской Америке еще в 1970-е гг. Но он подтолкнул страны-должники к реальным шагам по пути реформ под давлением обстоятельств и кредиторов, особенно МВФ и МБРР. МВФ и ранее оказывал содействие разви­вающимся странам в разработке и осуществлении стабилизационных программ, однако осуществлялись они вяло и непоследовательно. Именно кризис заставил ускорить реформирование экономики с помощью и при содействии МВФ и Все­мирного банка, поскольку урегулирование задолженности обусловлено и сочетается с реформированием экономики.

Кризис задолженности стал сильнейшим экономическим потрясением для большой группы стран-должников, в то же время он явился мощным стимулом модернизации и структурной адаптации хозяйств среднеразвитых стран. Он за­ставил правительства стран-должников переосмыслить проводимую экономическую политику, приступить к рационализации экономики. С этой целью подавляющее большинство стран-должников осуществляют как разработанные самостоятельно, так и рекомендованные международными валютно-финансовыми организациями программы приспособления, макроэкономической стабилизацией и структурной адаптации национальных хозяйств, а также рационализации внешнеэкономиче­ских связей, формируют экономику открытого типа. Реформы идут болезненно, с большими трудностями и социальными жертвами. Идут ломка и перестройка сложившейся модели развития, которая оказалась неэффективной.

В недавнем прошлом многие из этих государств, основываясь на идее нацио­нальной независимости, стремились тс самообеспеченности с упором на импорто­замещающую индустриализацию. В Латинской Америке сформировались эко­номики этатистского типа — государственный капитализм с высоким уровнем государственной собственности и финансовых ресурсов, с преобладанием адми­нистративного регулирования хозяйства и протекционизма во внешнеэкономи­ческой деятельности. Ускоренный переход к экономике открытого типа означает резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные,


валютные и внешнеторговые операции, сужение его участия в предприниматель­ской деятельности.

14.2.2. Приватизация промышленности и кредитно-банковской сферы

Главным содержанием реформ стала приватизация государственных предприя­тий с целью сокращения государственных расходов, получения денежных ресур­сов, повышения эффективности производства, расширения пространства для частной предпринимательской деятельности, усиления рыночных механизмов, привлечения иностранных капиталов. Разгосударствление обычно начинается с второстепенных объектов и отраслей, а затем распространяется и на крупней­шие государственные компании, в том числе и в базовых отраслях производства; охватывает банковскую систему, телекоммуникации и др.

Наиболее системно приватизация осуществляется в тех странах, где ей пред­шествует серьезная разработка общенациональных и отраслевых программ и пла­нов. Приватизация дает положительные результаты, когда определены источники финансирования, проведены инвентаризация и классификация всех предприятий для выявления целесообразности и очередности приватизации, осуществлены мероприятия по оздоровлению малорентабельных предприятий, а безнадежно убыточные ликвидированы, разработаны и приняты соответствующие законы и т. п. Под приватизацией в широком смысле понимаются любые процессы, ведущие к усилению рыночных механизмов регулирования экономики, к замене государ­ства частными лицами в производстве и предоставлении благ и услуг.

В узком смысле приватизация — это полный или частичный переход государ­ственной собственности в частные руки; установление частного контроля над го­сударственной собственностью и другими государственными активами. Метода­ми приватизации являются открытая продажа государственных акций; закрытая продажа акций определенным покупателям; новые частные капиталовложения в государственные предприятия; аукционная продажа государственных активов; разукрупнение государственных предприятий или создание холдинговых компа­ний с дочерними предприятиями; выкуп госпредприятий менеджерами или ра­ботниками; а также различные формы аренды и подряда, передача госпредприя­тий в управление частным лицам.

Приватизация стала ключевым направлением экономической политики М. Тэт­чер в Великобритании, а затем и других развитых стран. В отношении развиваю­щихся стран Запад и международные организации долго признавали приоритет государства в экономике. Более того, МБРР в 1970-е гг. осуществлял прямое фи­нансирование государственных предприятий в развивающихся странах, что про­тиворечило принципам его деятельности, направленной на развитие рыночных отношений. И только в 1981 г. в докладе исследовательской группы экспертов МБРР впервые прямо говорилось о неэффективности многих государственных предприятий и рекомендовалась приватизация.

Отдельные случаи приватизации были отмечены в Бразилии, Чили, Южной Корее и других странах задолго до долгового кризиса. В 1981 г. президент США Р. Рейган сформулировал новые принципы экономической политики для разви­вающихся стран; открытость экономики, создание благоприятного климата для иностранных частных инвестиций, отмена субсидий на продукты питания, устра-



410


Раздел 111. Развивающиеся страны: внешнае финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


411



 



нение диспропорций между государственным и частным секторами. При Агент­стве по международному развитию США было создано Бюро по частному пред­принимательству, которое предоставляло займы для проведения приватизации в развивающихся странах.

Процесс массовой приватизации в развивающихся странах начался во время долгового кризиса, который обнажил неэффективность государственной эконо­мики, обременительность государственного предпринимательства для госбюджета, низкую результативность государственного управления во многих областях на­ционального хозяйства. В 1980-е гг. была приватизирована незначительная часть госпредприятий. По некоторым данным, к 1990 г. из многих тысяч госпредприя­тий всего около тысячи были приватизированы, находились в стадии привати­зации или планировались к приватизации.

Информация о работе Долговой кризис