Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
406
Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Таблица 14А Внешние долги и платежи стран с переходной экономикой в 1985-2001 гг.' | ||||
Страны с переходной экономикой | 1985 г. | 1991 г. | 1998 г. | 2001 г. |
Внешний долг, млрд долл. | ||||
Все страны | 114,2 | 174,9 | 347,3 | 372,1 |
Страны ЦВЕ | 85,3 | 108,2 | 161,4 | 183,3 |
СССР/Россия | 28,9 | 66,5 | 152,4 | 150,4 |
Белоруссия и Украина | 0,0 | 0,0 | 14,3 | 14,2 |
Страны Закавказья и Центральной Азии | 0,0 | 0,0 | 19,2 | 24,2 |
Внешнийдолг/ЭТУг, % | ||||
Все страны | 72,3 | 131,2 | 121,0 | 107,2 |
Страны ЦВЕ | 131,9 | 170,5 | 101,5 | 94,6 |
СССР/Россия | 31,4 | 95,6 | 174,6 | 142,3 |
ОВД",млрд долл. | ||||
Все страны | 20,3 | 28,3 | 50,3 | 51,9 |
Страны ЦВЕ | 12,6 | 11,6 | 28,1 | 33,8 |
СССР/Россия | 7,7 | 16,7 | 16,3 | 12.9 |
Белоруссия и Украина | 0,0 | 0,0 | 2,3 | 2,4 |
Страны Закавказья и Цетральной Азии | 0,0 | 0,0 | 3.7 | 2,9 |
ОВД/ЭТУ, % | ||||
Все страны | 12,9 | 21,2 | 17,5 | 15,0 |
Страны ЦВЕ | 19,4 | 18,2 | 17,7 | 17,5 |
СССР/Россия | 8,3 | 24,0 | 18,7 | 12,2 |
Чехословакия проводила осторожную политику в отношении внешних заимствований и не имела проблемы внешнего долга, ее долг в 1990 г. практически остался на уровне 1981 г. У Венгрии были значительные долги — 21,3 млрд долл. в 1990 г., но она строго выполняла свои платежные обязательства и обеспечила себе репутацию первоклассного заемщика. Большие долговые проблемы были у Польши. В 1981-1989 гг. Польша четыре раза заключала соглашения о реструктуризации долга с официальными кредиторами и семь раз — с коммерческими банками; тем не менее польский внешний долг в 1990 г. приблизился к 50 млрд долл.
После вступления на путь рыночных преобразований Польша проявила готовность к выполнению обязательств перед МВФ по перестройке экономики. Эко-
Источник: IMF. World Economic Outlook. - Wash., May 1993. - P. 183-184; October
2000. - P. 256-257.
ЭТУ — экспорт товаров и услуг.
ОВД — обслуживание внешнего долга (платежи).
407
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
номическая политика Польши отличалась инициативностью и последовательностью в проведении реформ. В результате ей удалось договориться с официальными кредиторами, на долю которых приходилось более половины внешнего долга страны. В 1991 г. в рамках Парижского клуба было заключено соглашение с Польшей о снижении долга и его обслуживания на 50 %. Оставшаяся часть долга была пролонгирована на 19-23 лет с льготным периодом в 4-12 лет с прогрессивной шкалой амортизации, обеспечивающей постепенное возрастание долговой нагрузки.
Снижение польского долга осуществлялось в два этапа под наблюдением МВФ. Первый этап длился три года и завершился 31 марта 1994 г. За это время размер долга был снижен на 30 %, а 80 % просроченных процентных платежей были списаны. Основной польский долг был снижен на 2,9 млрд долл., его обслуживание -наб млрд долл. В феврале 1994 г. МВФ подтвердил выполнение Польшей взятых на себя обязательств и предоставил ей новый кредит, после чего начался второй этап снижения долга еще на 20 %. В соответствии с соглашением предусматривалось сокращение польских долговых обязательств еще на 10 % на основе двусторонних соглашений с кредиторами путем конверсии долгов в специальные фонды в злотых.
В сентябре 1994 г. Польша заключила соглашение с коммерческими банками Запада. Соглашение охватывало долг в размере 13 млрд долл., который снижался на 6,6 млрд долл. Был предусмотрен выкуп обязательств на сумму 2,4 млрд долл. по цене 45 центов за доллар, а также обмен обязательств на 4,5 млрд долл. на облигации того же или сниженного номинала (55 центов за доллар) со сроком выплаты 30 лет. Облигации обеспечивались залогом в 900 млн долл. в виде билетов американского казначейства, которые размещаются в ФРС США с использованием в октябре 2024 г. Расходы Польши по реализации соглашения составили 1,,9 млрд долл., из которых 1,2 млрд долл. покрываются кредитами МВФ и МБРР.
За 1981-1999 гг. кредиторы Парижского клуба заключили со странами ЦВЕ 19 соглашений о реструктуризации внешних долгов и платежей по их обслуживанию на общую сумму 71 млрд долл. С Польшей кредиторы Парижского клуба заключили (1981-1991 гг.) б соглашений на общую сумму 63,7 млрд долл., с бывшей Югославией (1984-1988) - 4 соглашения на 3,5 млрд долл., с Болгарией (1991-1994) - 3 соглашения на 1,0 млрд долл., с Румынией (1982-1983) - 2 соглашения на 0,97 млрд долл., с Хорватией (1995) — 1 соглашение — 0,86 млрд долл., с Македонией (1995) - 1 соглашение на 0,28 млрд долл., с Албанией (1998-1999) -2 соглашения на 0,2 млрд долл. К концу 1990-х гг. большинство стран ЦВЕ вышли из процесса реструктуризации долгов Парижскому клубу.
Бывшие советские республики (кроме России) в качестве независимых государств долгов западным кредиторам не имели, поскольку долги СССР взяла па себя Россия. С 1991-1992 гг. в большинстве стран СНГ долговая зависимость нарастала, и проблема урегулирования внешней задолженности Западу, России и другим странам СНГ становится важнейшей целью государственной политики. В начале 2000 г. Украина находилась на грани долгового кризиса. Украинское правительство категорически отказалось выплачивать проценты по еврооблигациям, Которые были приобретены в основном мелкими вкладчиками Германии, и в одностороннем порядке объявило об изменении срока погашения долга с 2001 до 2007 г.
408
Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
409
14.2. Институционально-структурные преобразования в развивающихся странах
14.2.1. От госкапитализма к рынку
За 1980-е гг. разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличился не только количественно, но и качественно в результате достижения развитыми странами более высокого уровня развития и снижения уровня развивающихся стран вследствие долгового кризиса. Все это требовало кардинальных преобразований в развивающихся странах. Опыт латиноамериканских и других стран-должников показал, что реструктуризация внешних долгов, их списание, продажа на вторичном рынке, конверсия и другие мероприятия по ослаблению долгового бремени и сокращению задолженности сами но себе приносят лишь временное облегчение, но не решают проблему кардинально. Мероприятия по облегчению долгового бремени эффективны лишь в сочетании со стабилизационными и структурными реформами. Долговой кризис 1980-х гг. в основе своей имел не столько финансовые трудности этих стран, сколько структурное несоответствие их экономик мирохозяйственной системе в условиях развивающейся глобализации.
Долговой кризис, конечно, не породил концепцию экономической либерализации, она декларировалась в Латинской Америке еще в 1970-е гг. Но он подтолкнул страны-должники к реальным шагам по пути реформ под давлением обстоятельств и кредиторов, особенно МВФ и МБРР. МВФ и ранее оказывал содействие развивающимся странам в разработке и осуществлении стабилизационных программ, однако осуществлялись они вяло и непоследовательно. Именно кризис заставил ускорить реформирование экономики с помощью и при содействии МВФ и Всемирного банка, поскольку урегулирование задолженности обусловлено и сочетается с реформированием экономики.
Кризис задолженности стал сильнейшим экономическим потрясением для большой группы стран-должников, в то же время он явился мощным стимулом модернизации и структурной адаптации хозяйств среднеразвитых стран. Он заставил правительства стран-должников переосмыслить проводимую экономическую политику, приступить к рационализации экономики. С этой целью подавляющее большинство стран-должников осуществляют как разработанные самостоятельно, так и рекомендованные международными валютно-финансовыми организациями программы приспособления, макроэкономической стабилизацией и структурной адаптации национальных хозяйств, а также рационализации внешнеэкономических связей, формируют экономику открытого типа. Реформы идут болезненно, с большими трудностями и социальными жертвами. Идут ломка и перестройка сложившейся модели развития, которая оказалась неэффективной.
В недавнем прошлом многие из этих государств, основываясь на идее национальной независимости, стремились тс самообеспеченности с упором на импортозамещающую индустриализацию. В Латинской Америке сформировались экономики этатистского типа — государственный капитализм с высоким уровнем государственной собственности и финансовых ресурсов, с преобладанием административного регулирования хозяйства и протекционизма во внешнеэкономической деятельности. Ускоренный переход к экономике открытого типа означает резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные,
валютные и внешнеторговые операции, сужение его участия в предпринимательской деятельности.
14.2.2. Приватизация промышленности и кредитно-банковской сферы
Главным содержанием реформ стала приватизация государственных предприятий с целью сокращения государственных расходов, получения денежных ресурсов, повышения эффективности производства, расширения пространства для частной предпринимательской деятельности, усиления рыночных механизмов, привлечения иностранных капиталов. Разгосударствление обычно начинается с второстепенных объектов и отраслей, а затем распространяется и на крупнейшие государственные компании, в том числе и в базовых отраслях производства; охватывает банковскую систему, телекоммуникации и др.
Наиболее системно приватизация осуществляется в тех странах, где ей предшествует серьезная разработка общенациональных и отраслевых программ и планов. Приватизация дает положительные результаты, когда определены источники финансирования, проведены инвентаризация и классификация всех предприятий для выявления целесообразности и очередности приватизации, осуществлены мероприятия по оздоровлению малорентабельных предприятий, а безнадежно убыточные ликвидированы, разработаны и приняты соответствующие законы и т. п. Под приватизацией в широком смысле понимаются любые процессы, ведущие к усилению рыночных механизмов регулирования экономики, к замене государства частными лицами в производстве и предоставлении благ и услуг.
В узком смысле приватизация — это полный или частичный переход государственной собственности в частные руки; установление частного контроля над государственной собственностью и другими государственными активами. Методами приватизации являются открытая продажа государственных акций; закрытая продажа акций определенным покупателям; новые частные капиталовложения в государственные предприятия; аукционная продажа государственных активов; разукрупнение государственных предприятий или создание холдинговых компаний с дочерними предприятиями; выкуп госпредприятий менеджерами или работниками; а также различные формы аренды и подряда, передача госпредприятий в управление частным лицам.
Приватизация стала ключевым направлением экономической политики М. Тэтчер в Великобритании, а затем и других развитых стран. В отношении развивающихся стран Запад и международные организации долго признавали приоритет государства в экономике. Более того, МБРР в 1970-е гг. осуществлял прямое финансирование государственных предприятий в развивающихся странах, что противоречило принципам его деятельности, направленной на развитие рыночных отношений. И только в 1981 г. в докладе исследовательской группы экспертов МБРР впервые прямо говорилось о неэффективности многих государственных предприятий и рекомендовалась приватизация.
Отдельные случаи приватизации были отмечены в Бразилии, Чили, Южной Корее и других странах задолго до долгового кризиса. В 1981 г. президент США Р. Рейган сформулировал новые принципы экономической политики для развивающихся стран; открытость экономики, создание благоприятного климата для иностранных частных инвестиций, отмена субсидий на продукты питания, устра-
410
Раздел 111. Развивающиеся страны: внешнае финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
411
нение диспропорций между государственным и частным секторами. При Агентстве по международному развитию США было создано Бюро по частному предпринимательству, которое предоставляло займы для проведения приватизации в развивающихся странах.
Процесс массовой приватизации в развивающихся странах начался во время долгового кризиса, который обнажил неэффективность государственной экономики, обременительность государственного предпринимательства для госбюджета, низкую результативность государственного управления во многих областях национального хозяйства. В 1980-е гг. была приватизирована незначительная часть госпредприятий. По некоторым данным, к 1990 г. из многих тысяч госпредприятий всего около тысячи были приватизированы, находились в стадии приватизации или планировались к приватизации.