Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

В Латинской Америке наибольшее число государственных предприятий было передано полностью или частично в частные руки в годы кризиса в Бразилии, Мексике, Чили, Аргентине. В Азии были приватизированы от 7 до 15 компаний в Бангладеш, Пакистане, Сингапуре, в Южной Корее, на Филиппинах. В Африке наибольшее количество государственных компаний было приватизировано в Ма­рокко, Тунисе, в Тропической Гвинее, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Того.

Графики приватизации практически во всех странах нарушались, приватиза­ция шла медленно, преодолевая оппозицию различных социальных групп, сла­бость частного сектора, неразвитость финансовых рынков и финансового законо­дательства, неотлаженность кредитных механизмов и механизмов размещения ценных бумаг. Слабость фондового рынка тормозила приватизацию крупных передних предприятий, одним из распространенных методов которой является продажа акций. Но главная сложность заключалась в нехватке средств у нацио­нального частного предприниматачъства, их сосредоточение в руках доминирующих экономических династий, кланов, что вело к монополизации целых отраслей.

Только в 1990-е гг. приватизация начала осуществляться более системно в со­четании с другими преобразованиями и стабилизационными мероприятиями при активном участии ТНК. В Латинской Америке, на долю которой в 1988-1995 гг. пришлась половина приватизационных программ развивающегося мира, 25 % прямых иностранных инвестиций, осуществленных в 1990-1996 гг. в размере око­ло 30 млрд долл., были связаны с приобретением государственных предприятий. ТНК в своих инвестиционных операциях активно использовали долговые требо­вания, скупленные со значительными скидками.

В частности, в Аргентине конверсионными обязательствами было оплачено 5,4 млрд долл. прямых инвестиций, а в целом в латиноамериканском регионе за 1988-1995 гг. в форме конверсионных обязательств было инвестировано 13,5 млрд долл. ТНК вкладывают значительные средства в приобретенные ими приватизированные предприятия в ходе их модернизации и технического пере­оснащения. В результате производительность труда повышается, а занятость со­кращается. Например, на заводах Volkswagen в Бразилии за 1991-1995 гг. заня­тость сократилась почти в 2 раза при увеличении выпуска машин в 1,5 раза.

Наряду с приватизацией промышленности осуществляются разгосударствле­ние и реформирование банковской системы, в которой в свое время был сформи­рован крупный государственный сектор. В латиноамериканском регионе государ-


ственные банки, а также корпорации развития выступали в качестве основного источника средне- и долгосрочного кредита в целях развития производства в клю­чевых отраслях экономики. Государство в лице министерства финансов и цент­ральных банков осуществляло жесткое административное регулирование всей кредитно-банковской системы, включая частный сектор.

Государство'определяло уровень процентных ставок по основным активно-пас­сивным операциям частных коммерческих банков, объем и направление предо­ставляемых ими кредитов. Оно использовало механизм обязательной покупки го­сударственных ценных бумаг, другие инструменты принудительной мобилизации ресурсов на ссудном рынке, эмиссионный механизм центральных банков для фи­нансирования дефицита госбюджета. Глубокие банковские реформы, направлен­ные на разгосударствление этой сферы, ослабление административной системы регулирования, либерализацию банковских услуг, начались в конце 1980-х гг. Они значительно ускорились в 1990-е гг., особенно после валютно-финансовых кризисов в Мексике, Аргентине, Венесуэле в 1994-1995 гг.

В ходе реформ статус центральных банков изменился, им была предостав­лена независимость от законодательной и исполнительной власти. Более того, в ряде стран были приняты законы, запрещающие или ограничивающие ис­пользование эмиссионного механизма для финансирования бюджетного дефи­цита сверх утвержденной нормы в кредитно-денежном балансе. Закон о Банке Мексики (1994 г.), например, установил жесткие лимиты кредитов централь­ного банка правительству, которые могут предоставляться исключительно с целью компенсации временной несбалансированности бюджетных расходов и доходов.

Общерегиональной тенденцией в Латинской Америке стал переход от специа­лизации банковских учреждений к многопрофильное™ и диверсификации их деятельности. Крупные частные банки, превратившись в универсальные учреж­дения, стали совмещать операции коммерческих, инвестиционных, ипотечных банков, а также компаний потребительского кредита. Широкое развитие получили новые направления банковской деятельности, включая лизинг, факторинг, сдел­ки с ценными бумагами, валютно-обменные операции и др. В результате коммер­ческие банки универсального типа заняли преобладающие позиции на рынке J финансовых услуг. В кредитно-банковской сфере латиноамериканского региона ускоренными темпами происходят концентрация и централизация банковского капитала под влиянием конкуренции и целенаправленной государственной по­литики методами закрытия, слияний мелких и средних банков.

При этом правительства активно используют механизм санации для скупки активов обанкротившихся кредитно-банковских учреждений с их последующей перепродажей. Результатом этой политики стало сосредоточение активно-пассив­ных операций в ограниченном круге банков, о чем свидетельствуют данные по Аргентине, Мексике, Колумбии и других стран региона. Целенаправленное ук­рупнение кредитных банковских структур определяется проблемами их между­народной конкурентоспособности в условиях растущей либерализации, а также стремлением усилить роль банковского капитала в финансировании реальной экономики, включая крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Государственные банки были приватизированы потому, что они



412


Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


413



 



оказались на грани банкротства в новых жестких рыночных условиях и при огра­ничении доступа к ликвидным ресурсам центральных банков.

Приватизация банков началась в Мексике в 1990 г. на основе банковского за­конодательства и Закона о рынке ценных бумаг. В целях разработки принципов, схем приватизации и инструментария был создан Комитет по децентрализации банков. Приватизации подлежали все коммерческие банки, в том числе много­профильные. Федеральные банки развития и государственные фонды развития оставались в собственности государства. Принципы разгосударствления включа­ли сохранение мексиканцами контроля над банками, повышение их конкуренто­способности и эффективности, степени защиты интересов вкладчиков, а также диверсификацию капитала за счет значительного увеличения числа мелких акцио­неров, усиление банковских групп в отсталых регионах страны. .

Приватизация многопрофильных коммерческих банков в Мексике была про­ведена в кратчайшие сроки и завершена в 1992 г. Доля федерального правитель­ства в акционерном капитале банков резко сократилась. В 1995 г. в Аргентине был создан специальный фонд с целью реализации плана по приватизации государ­ственных банков. В 1997 г. в Бразилии был приватизирован государственный банк «Банерж» на основе специального решения сената Национального конгресса. Ряд региональных бразильских банков, находившихся в федеральной собствен­ности, был выставлен на продажу.

Еще много латиноамериканских государственных банков действуют и продол­жают играть заметную роль в поддержке низкорентабельных, но важных с народ­нохозяйственной точки зрения проектов, в кредитовании мелких и средних пред­приятий. Для мексиканских государственных банков развития приоритетными сферами стали мелкие и средние компании и предприятия, сельское хозяйство, проекты социального назначения, а также другие сферы деятельности. Среди дей­ствующих государственных банков есть и крупные, занимающиеся финансовой поддержкой внешней торговли, обеспечивающие транспорт И связь, жилищное строительство, систему водоснабжения, городскую инфраструктуру.

Помимо структурных изменений в кредитно-бапковской системе латиноаме­риканских стран осуществляется совершенствование механизма регулирования и контроля над банковской деятельностью. Речь идет о разработке и внедрении в практику эффективной системы нормативов и показателей банковской деятель­ности при усилении государственного контроля над их соблюдением. В латино­американских странах преобладают общие принципы подхода к построению си­стемы норм и требований, регламентирующих банковскую деятельность.

Это введение предельного соотношения размера собственных средств и акти­вов, определение достаточности собственного капитала процентом от суммы ак­тивов (8 %); классификация активов по степени их риска и создание резервных фондов на случай невозврата долгов. С ЭОЙ целью в законодательство включает­ся четкое определение «неблагополучных активов^, согласно мировой практике таковыми считаются требования, просроченные свыше 90 дней без солидного обеспечения.

По новому законодательству банки обязаны отражать в своих отчетах неполу­ченные проценты, создавать резервные и страховые фонды, учитывать риски, со­блюдать норматив кредитования одного заемщика, определенного в виде процента


от общей суммы собственных средств банка, обычно это 10-15 %. Понятие одно­го заемщика включает и группу компаний, пользующихся одним и тем же источ­ником погашения долгов.

Латиноамериканские страны переходят к открытости и либерализации финан­совых рынков, многие ограничения отменены или смягчены. Они все больше применяют современные формы, методы и инструменты кредитно-финансовой и валютной политики, внедряют новейшие банковские технологии, содействуют формированию высококонкурентной среды. Степень открытости банковских си­стем по странам и по направлениям финансового бизнеса различна.

В Чили иностранные инвесторы в банковском бизнесе практически уравнены с национальными инвесторами. В Аргентине в 1994 г. были сняты существенные ограничения законодательного и процессуального характера на приток зарубеж­ного капитала в кредитную систему. Иностранные банки получили право беспре­пятственного создания своих подразделений на территории страны, в том числе и за счет приобретения уже действующих аргентинских банков или доли участия в их капитале. В Аргентине все кредитные иностранные учреждения регулируют­ся теми же законодательными актами, что и национальные.

В Перу (с 1991 г.) и в Боливии (с 1993 г.) гарантируется свободная конкурен­ция между функционирующими в стране иностранными и национальными бан­ками. Филиалы И отделения иностранных банков в этих странах пользуются теми же правами и привилегиями, а также регулируются законами, нормами и регла­ментами, что и национальные банки. Ускорился в 1990-е гг. процесс либерализа­ции кредитно-банковской системы в Мексике. В отношении партнеров по НАФТА (США и Канады) Мексика имеет возможность проводить либерализацию режи­ма поэтапно до 2004 г.

При этом применяются различные способы создания банковских учреждений с участием иностранного капитала: приобретение акций мексиканских банков на фондовой бирже, участие зарубежных банков в приватизации, проведение опера­ций своп по обмену долговых обязательств на пакеты акций мексиканских пред­приятий и банков. Участие иностранного капитала допускается также в холдин­говых компаниях мексиканских финансовых групп и многопрофильных банках в соответствии с поправками 1995 г, к закону о кредитных институтах,

В Бразилии процесс внедрения иностранного капитала в кредитно-банковскую систему осуществлялся значительно медленнее, чем в других странах региона. Участие иностранного капитала в акционерном капитале национальных банков допускается в случае их банкротства, а также поощряется программой привати­зации государственных банков. Внедрение нерезидентов осуществляется на ос­нове специальных президентских декретов, разрешающих участие зарубежных инвесторов в капитале приватизируемых кредитно-финансовых учреждений при отсутствии местного конкурента, имеющего приоритет.

Однако большая часть иностранных кредитных учреждений, действующих в Бразилии, была создана до принятия ограничительных законов 1986 г. и Кон­ституции 1988 г. Поэтому иностранный капитал уже присутствует во всех звеньях бразильской кредитно-бапковской системы: в многопрофильных и инвестицион­ных банках, в компаниях «финансейрас», в банках развития, страховых и ли­зинговых компаниях. Доля иностранного капитала в банковской системе страны



414              Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы

в конце 1995 г. составила 13 % депозитов и 30 % кредитов, предоставляемых частны­ми национальными банками. Филиалы крупнейших иностранных банков уступали национальным бразильским банкам по размеру капитала и по объему операций.

К концу 1990-х гг. процесс приватизации был в основном завершен в Чили и в Мексике; он близился к концу в Перу, находился на подъеме в Бразилии, Ар­гентине, Венесуэле, Уругвае, Эквадоре и других латиноамериканских странах. Осуществлялись реформы структуры экономики в африканских, а также азиат­ских государствах, переживших долговой кризис.

14.2.3. Мероприятия макроэкономической стабилизации

Важными целями структурных реформ и их предпосылками являются оздоров­ление финансовой системы, снижение инфляции, дефицита госбюджета, укреп­ление национальной валюты и другие меры макроэкономической стабилизации. В латиноамериканском регионе инфляция достигла своего пика в 1989-1990 гг., когда ее уровень поднялся до 340-445 %\ в Аргентине, Бразилии, Никарагуа он достигал 2000-3000 %, в Перу - более 7000 %. Снижение бюджетного дефицита в крупных странах Латинской Америки было осуществлено довольно быстро за счет снижения расходов на государственные инвестиции и социальную сферу на рубеже 1990-х гг.

Но поддержание дефицита на приемлемом уровне потребовало осуществления коренной бюджетной реформы. Дефицит надо было удержать на таком уровне, чтобы превышение доходов над расходами можно было профинансировать неинф­ляционными методами, т, е. в основном за счет внутренних и внешних государствен­ных займов. Правительства латиноамериканских стран отказались от прежней инфляционной политики и встали на путь неинфляционных методов стимулиро­вания экономики.

Информация о работе Долговой кризис