Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
В Латинской Америке наибольшее число государственных предприятий было передано полностью или частично в частные руки в годы кризиса в Бразилии, Мексике, Чили, Аргентине. В Азии были приватизированы от 7 до 15 компаний в Бангладеш, Пакистане, Сингапуре, в Южной Корее, на Филиппинах. В Африке наибольшее количество государственных компаний было приватизировано в Марокко, Тунисе, в Тропической Гвинее, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Того.
Графики приватизации практически во всех странах нарушались, приватизация шла медленно, преодолевая оппозицию различных социальных групп, слабость частного сектора, неразвитость финансовых рынков и финансового законодательства, неотлаженность кредитных механизмов и механизмов размещения ценных бумаг. Слабость фондового рынка тормозила приватизацию крупных передних предприятий, одним из распространенных методов которой является продажа акций. Но главная сложность заключалась в нехватке средств у национального частного предприниматачъства, их сосредоточение в руках доминирующих экономических династий, кланов, что вело к монополизации целых отраслей.
Только в 1990-е гг. приватизация начала осуществляться более системно в сочетании с другими преобразованиями и стабилизационными мероприятиями при активном участии ТНК. В Латинской Америке, на долю которой в 1988-1995 гг. пришлась половина приватизационных программ развивающегося мира, 25 % прямых иностранных инвестиций, осуществленных в 1990-1996 гг. в размере около 30 млрд долл., были связаны с приобретением государственных предприятий. ТНК в своих инвестиционных операциях активно использовали долговые требования, скупленные со значительными скидками.
В частности, в Аргентине конверсионными обязательствами было оплачено 5,4 млрд долл. прямых инвестиций, а в целом в латиноамериканском регионе за 1988-1995 гг. в форме конверсионных обязательств было инвестировано 13,5 млрд долл. ТНК вкладывают значительные средства в приобретенные ими приватизированные предприятия в ходе их модернизации и технического переоснащения. В результате производительность труда повышается, а занятость сокращается. Например, на заводах Volkswagen в Бразилии за 1991-1995 гг. занятость сократилась почти в 2 раза при увеличении выпуска машин в 1,5 раза.
Наряду с приватизацией промышленности осуществляются разгосударствление и реформирование банковской системы, в которой в свое время был сформирован крупный государственный сектор. В латиноамериканском регионе государ-
ственные банки, а также корпорации развития выступали в качестве основного источника средне- и долгосрочного кредита в целях развития производства в ключевых отраслях экономики. Государство в лице министерства финансов и центральных банков осуществляло жесткое административное регулирование всей кредитно-банковской системы, включая частный сектор.
Государство'определяло уровень процентных ставок по основным активно-пассивным операциям частных коммерческих банков, объем и направление предоставляемых ими кредитов. Оно использовало механизм обязательной покупки государственных ценных бумаг, другие инструменты принудительной мобилизации ресурсов на ссудном рынке, эмиссионный механизм центральных банков для финансирования дефицита госбюджета. Глубокие банковские реформы, направленные на разгосударствление этой сферы, ослабление административной системы регулирования, либерализацию банковских услуг, начались в конце 1980-х гг. Они значительно ускорились в 1990-е гг., особенно после валютно-финансовых кризисов в Мексике, Аргентине, Венесуэле в 1994-1995 гг.
В ходе реформ статус центральных банков изменился, им была предоставлена независимость от законодательной и исполнительной власти. Более того, в ряде стран были приняты законы, запрещающие или ограничивающие использование эмиссионного механизма для финансирования бюджетного дефицита сверх утвержденной нормы в кредитно-денежном балансе. Закон о Банке Мексики (1994 г.), например, установил жесткие лимиты кредитов центрального банка правительству, которые могут предоставляться исключительно с целью компенсации временной несбалансированности бюджетных расходов и доходов.
Общерегиональной тенденцией в Латинской Америке стал переход от специализации банковских учреждений к многопрофильное™ и диверсификации их деятельности. Крупные частные банки, превратившись в универсальные учреждения, стали совмещать операции коммерческих, инвестиционных, ипотечных банков, а также компаний потребительского кредита. Широкое развитие получили новые направления банковской деятельности, включая лизинг, факторинг, сделки с ценными бумагами, валютно-обменные операции и др. В результате коммерческие банки универсального типа заняли преобладающие позиции на рынке J финансовых услуг. В кредитно-банковской сфере латиноамериканского региона ускоренными темпами происходят концентрация и централизация банковского капитала под влиянием конкуренции и целенаправленной государственной политики методами закрытия, слияний мелких и средних банков.
При этом правительства активно используют механизм санации для скупки активов обанкротившихся кредитно-банковских учреждений с их последующей перепродажей. Результатом этой политики стало сосредоточение активно-пассивных операций в ограниченном круге банков, о чем свидетельствуют данные по Аргентине, Мексике, Колумбии и других стран региона. Целенаправленное укрупнение кредитных банковских структур определяется проблемами их международной конкурентоспособности в условиях растущей либерализации, а также стремлением усилить роль банковского капитала в финансировании реальной экономики, включая крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Государственные банки были приватизированы потому, что они
412
Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
413
оказались на грани банкротства в новых жестких рыночных условиях и при ограничении доступа к ликвидным ресурсам центральных банков.
Приватизация банков началась в Мексике в 1990 г. на основе банковского законодательства и Закона о рынке ценных бумаг. В целях разработки принципов, схем приватизации и инструментария был создан Комитет по децентрализации банков. Приватизации подлежали все коммерческие банки, в том числе многопрофильные. Федеральные банки развития и государственные фонды развития оставались в собственности государства. Принципы разгосударствления включали сохранение мексиканцами контроля над банками, повышение их конкурентоспособности и эффективности, степени защиты интересов вкладчиков, а также диверсификацию капитала за счет значительного увеличения числа мелких акционеров, усиление банковских групп в отсталых регионах страны. .
Приватизация многопрофильных коммерческих банков в Мексике была проведена в кратчайшие сроки и завершена в 1992 г. Доля федерального правительства в акционерном капитале банков резко сократилась. В 1995 г. в Аргентине был создан специальный фонд с целью реализации плана по приватизации государственных банков. В 1997 г. в Бразилии был приватизирован государственный банк «Банерж» на основе специального решения сената Национального конгресса. Ряд региональных бразильских банков, находившихся в федеральной собственности, был выставлен на продажу.
Еще много латиноамериканских государственных банков действуют и продолжают играть заметную роль в поддержке низкорентабельных, но важных с народнохозяйственной точки зрения проектов, в кредитовании мелких и средних предприятий. Для мексиканских государственных банков развития приоритетными сферами стали мелкие и средние компании и предприятия, сельское хозяйство, проекты социального назначения, а также другие сферы деятельности. Среди действующих государственных банков есть и крупные, занимающиеся финансовой поддержкой внешней торговли, обеспечивающие транспорт И связь, жилищное строительство, систему водоснабжения, городскую инфраструктуру.
Помимо структурных изменений в кредитно-бапковской системе латиноамериканских стран осуществляется совершенствование механизма регулирования и контроля над банковской деятельностью. Речь идет о разработке и внедрении в практику эффективной системы нормативов и показателей банковской деятельности при усилении государственного контроля над их соблюдением. В латиноамериканских странах преобладают общие принципы подхода к построению системы норм и требований, регламентирующих банковскую деятельность.
Это введение предельного соотношения размера собственных средств и активов, определение достаточности собственного капитала процентом от суммы активов (8 %); классификация активов по степени их риска и создание резервных фондов на случай невозврата долгов. С ЭОЙ целью в законодательство включается четкое определение «неблагополучных активов^, согласно мировой практике таковыми считаются требования, просроченные свыше 90 дней без солидного обеспечения.
По новому законодательству банки обязаны отражать в своих отчетах неполученные проценты, создавать резервные и страховые фонды, учитывать риски, соблюдать норматив кредитования одного заемщика, определенного в виде процента
от общей суммы собственных средств банка, обычно это 10-15 %. Понятие одного заемщика включает и группу компаний, пользующихся одним и тем же источником погашения долгов.
Латиноамериканские страны переходят к открытости и либерализации финансовых рынков, многие ограничения отменены или смягчены. Они все больше применяют современные формы, методы и инструменты кредитно-финансовой и валютной политики, внедряют новейшие банковские технологии, содействуют формированию высококонкурентной среды. Степень открытости банковских систем по странам и по направлениям финансового бизнеса различна.
В Чили иностранные инвесторы в банковском бизнесе практически уравнены с национальными инвесторами. В Аргентине в 1994 г. были сняты существенные ограничения законодательного и процессуального характера на приток зарубежного капитала в кредитную систему. Иностранные банки получили право беспрепятственного создания своих подразделений на территории страны, в том числе и за счет приобретения уже действующих аргентинских банков или доли участия в их капитале. В Аргентине все кредитные иностранные учреждения регулируются теми же законодательными актами, что и национальные.
В Перу (с 1991 г.) и в Боливии (с 1993 г.) гарантируется свободная конкуренция между функционирующими в стране иностранными и национальными банками. Филиалы И отделения иностранных банков в этих странах пользуются теми же правами и привилегиями, а также регулируются законами, нормами и регламентами, что и национальные банки. Ускорился в 1990-е гг. процесс либерализации кредитно-банковской системы в Мексике. В отношении партнеров по НАФТА (США и Канады) Мексика имеет возможность проводить либерализацию режима поэтапно до 2004 г.
При этом применяются различные способы создания банковских учреждений с участием иностранного капитала: приобретение акций мексиканских банков на фондовой бирже, участие зарубежных банков в приватизации, проведение операций своп по обмену долговых обязательств на пакеты акций мексиканских предприятий и банков. Участие иностранного капитала допускается также в холдинговых компаниях мексиканских финансовых групп и многопрофильных банках в соответствии с поправками 1995 г, к закону о кредитных институтах,
В Бразилии процесс внедрения иностранного капитала в кредитно-банковскую систему осуществлялся значительно медленнее, чем в других странах региона. Участие иностранного капитала в акционерном капитале национальных банков допускается в случае их банкротства, а также поощряется программой приватизации государственных банков. Внедрение нерезидентов осуществляется на основе специальных президентских декретов, разрешающих участие зарубежных инвесторов в капитале приватизируемых кредитно-финансовых учреждений при отсутствии местного конкурента, имеющего приоритет.
Однако большая часть иностранных кредитных учреждений, действующих в Бразилии, была создана до принятия ограничительных законов 1986 г. и Конституции 1988 г. Поэтому иностранный капитал уже присутствует во всех звеньях бразильской кредитно-бапковской системы: в многопрофильных и инвестиционных банках, в компаниях «финансейрас», в банках развития, страховых и лизинговых компаниях. Доля иностранного капитала в банковской системе страны
414 Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
в конце 1995 г. составила 13 % депозитов и 30 % кредитов, предоставляемых частными национальными банками. Филиалы крупнейших иностранных банков уступали национальным бразильским банкам по размеру капитала и по объему операций.
К концу 1990-х гг. процесс приватизации был в основном завершен в Чили и в Мексике; он близился к концу в Перу, находился на подъеме в Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Уругвае, Эквадоре и других латиноамериканских странах. Осуществлялись реформы структуры экономики в африканских, а также азиатских государствах, переживших долговой кризис.
14.2.3. Мероприятия макроэкономической стабилизации
Важными целями структурных реформ и их предпосылками являются оздоровление финансовой системы, снижение инфляции, дефицита госбюджета, укрепление национальной валюты и другие меры макроэкономической стабилизации. В латиноамериканском регионе инфляция достигла своего пика в 1989-1990 гг., когда ее уровень поднялся до 340-445 %\ в Аргентине, Бразилии, Никарагуа он достигал 2000-3000 %, в Перу - более 7000 %. Снижение бюджетного дефицита в крупных странах Латинской Америки было осуществлено довольно быстро за счет снижения расходов на государственные инвестиции и социальную сферу на рубеже 1990-х гг.
Но поддержание дефицита на приемлемом уровне потребовало осуществления коренной бюджетной реформы. Дефицит надо было удержать на таком уровне, чтобы превышение доходов над расходами можно было профинансировать неинфляционными методами, т, е. в основном за счет внутренних и внешних государственных займов. Правительства латиноамериканских стран отказались от прежней инфляционной политики и встали на путь неинфляционных методов стимулирования экономики.